Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание

При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности».

Содержание

Введение
Глава 1 Эволюция научной мысли о налогах
1.1 История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов
1.2. Экономическое содержание налогов
Глава 2 Вопросы состава и содержания функций налогов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Ростовский Государственный  Экономический Университет

«РИНХ»

 

 

Кафедра налоги и налогообложение

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов».

 

 

 

 

Выполнила Студентка:

Юридического  факультета

группы 624

зачетная  книжка № 27057

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Ростов - на - Дону

2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Эволюция научной мысли о налогах

1.1 История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

1.2. Экономическое содержание налогов

Глава 2 Вопросы состава и содержания функций налогов

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Налог является одним из самых основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Налог обычный  источник государственных средств. С классовых позиций, обращал  внимание К. Маркс: «Налог — это материнская  грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».[7]

Когда же население  примирилось с налогами, и они  превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательстве государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. Теории давали обоснование налога и его определение. Особое место в индивидуалистических теориях налога занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. «Материальное, вещное воззрение на хозяйство, считающее производительным трудом только такой, который овеществляется в предметах, обладающих меноспособностью, такое воззрение должно было стать во враждебное отношение к налогу, окупающему услугу государства, видя в нем отклонение народных ресурсов от содержания производительного труда, а это воззрение имеет своим отцом А.Смита».[5]

С другой стороны, можно заключить, что теория о  непроизводительности государственных  услуг не мешает А. Смиту признать налог справедливой ценой за оплату услуг государству: «Расходы правительства по отношению к подданным то же, что издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этого владения».[5]

Но теория производительного труда А. Смита ограничивает сферу действия налога. Только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т. е. налогами. Все остальные расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания» должны оплачиваться специальными пошлинами, хотя и здесь А. Смит говорит, что недобор пошлин должен покрываться сборами со всего общества, налогами. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности».

 

Глава 1. Эволюция научной мысли о налогах

 

1.1 История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

 

Налоги —  это необходимое звено экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства, это  основной источник образования государственных  финансов в виде обязательных платежей части произведенного общественного продукта.

Процесс формирования представлений о сущности и природе налогов прошел несколько этапов в своей эволюции.

1. В Древнем мире одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа, а все имущество побежденной страны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». Население поверженной страны обязывалось выплачивать содержание победителям, т.е. первым прообразом налогов был налог на побежденных. Конечно, дань не являлась в прямом смысле налогом, но она была тем прообразом, с которого брали начало современные налоги.

2. Во времена возникновения первых государств налоги стали рассматриваться как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих первых налогах угадывался их важнейший признак – обязательность.

3. В Древнем Египте и других восточных государствах налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства.

4. В ранних феодальных государствах налоги рассматривались в качестве даров, подарков правящему монарху. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали как синонимы и обозначались одним словом gift.

5. В XVI—XVII веках в Германии название  налогов было связано с просьбой государства уплатить налог, в дальнейшем же налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству.

6. В XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так, в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французиком – impot, что означало принудительный платеж (отсюда и берет свое начало афоризм: «Платить налоги и умереть должен каждый»).[3]

Таким образом, со временем налог превратился в  основную форму государственных  доходов. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

Основные  налоговые теории стали формироваться  в качестве законченных учений начиная  с XVII века. Налоговая теория — это система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении для экономики и социально-политического развития общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как общие и частные теории налогов.

К общим теориям  относят учения, отражающие назначение налогообложения в целом, дающие обоснование налога и аргументирующие его экономическую суть. К общим можно отнести следующие учения:

Теория обмена — теория, обосновывающая договорные отношения между правительством и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги). Эта теория опиралась на идеи невмешательства средневекового государства в экономику, а также непроизводительного характера оказываемых государством услуг.

Атомистическую  теорию можно считать разновидностью теории обмена. Суть ее состоит в том, что в обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, своей собственности, как от внешних, так и от внутренних врагов. Данный общественный договор является принудительным и не всегда справедливым, но все же это некий обмен, в конечном, счете, выгодный обеим сторонам сделки.

Теория наслаждения. Под наслаждением понимается порядок  в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Таким образом, налоги согласно данной теории есть цена, уплачиваемая гражданином за получение им от государства наслаждения.

Теория налога как страховой премии. Суть ее состоит в том, что налог приравнивается к страховому платежу. Налогоплательщик страхует свою собственность от различного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу. Поскольку издержки охраны и защиты должны распределяться по величине охраняемой собственности, общество и образует как бы специфическую страховую компанию, которая занимается не возмещением ущерба при наступлении страхового случая, а предотвращением его наступления.

Классическая  теория налогов. Согласно данной теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги и т.д.) налогам не отводилась. Все остальные расходы (правосудие, образование, содержание общественных заведений, строительство дорог) должны финансироваться за счет специальных пошлин, имеющих возмездный характер и уплачиваемых заинтересованными в данных услугах лицами.

Теория жертвы. Суть теории состоит в следующем. Граждане при уплате государству налога приносят жертву. Люди терпят лишения, уплачивая значительные суммы налогов. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как не обходимого пожертвования.

Теория общественных потребностей. Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные значимые и неделимые услуги. Представители этой теории впервые ясно выразили «реальное, хозяйственное воззрение на государство», признали производительный характер государственных услуг.

Кейнсианская  теория. Суть теории состоит в том, что налоги — главный рычаг регулирования экономики, инструмент макроэкономической стабилизации. По Кейнсу, существует два главных макроэкономических налоговых регулятора: 1) прогрессивные ставки налогообложения; 2) налог как аналог ставки банковского кредита.

Теория монетаризма. Суть теории состоит в том, что наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории), тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики  предложения. Данная теория в большей  степени, чем кейнсианская, рассматривает  налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Она исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к экономическому росту.

Теория соотношения  прямого и косвенного обложений. Суть теории состоит в выявлении  влияния прямого и косвенного обложений на сбалансированность налоговой  системы. По существовавшему тогда  мнению, прямые налоги в большей  степени соотносятся с доходами населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги.

Теория единого  налога. Согласно данной теории единый налог — это единственный налог  на один объект налогообложения —  землю, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Одним из самых ранних видов единого налога явился налог на земельную ренту. Следует признать, что теоретически взимание единого налога более просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов.

 

1.2 Экономическое содержание налогов

 

В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль редко цитируемого сегодня великого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах». [3]

Действительно, 62,8% доходов  федерального бюджета России в 2006 г. формировалось за счет налоговых поступлений. Все перечисленные К. Марксом современные представители общественных сословий «съедают» более 50% расходной части бюджета и постоянно «выторговывают» для себя различные налоговые послабления.

Информация о работе Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов