Единый налог на вмененную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;
3. рассмотреть особенности ведения налогового и бухгалтерского учета
4. провести анализ применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ;
5. показать перспективу развития единого налога на вмененный доход, предложить свои рекомендации.

Содержание

Введение
Глава 1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
1.1 Сущность единого налога на вмененный доход
1.2 Порядок расчета и уплаты ЕНВД
Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД
2.1 Отличительные черты ЕНВД от общей системы налогообложения
2.2 Особенности ведения налогового и бухгалтерского учета при ЕНВД
Глава 3. Анализ практики применения единого налога на вмененный доход
3.1 Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ
3.2 Недостатки и пути совершенствования ЕНВД
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ курсовик.docx

— 65.24 Кб (Скачать документ)

     Соответствующие представительные органы определяют значение коэффициента К2 для всех категорий  налогоплательщиков на календарный  год, и они могут быть установлены  в пределах от 0,005 до 1 включительно.

     Давая дополнительные разъяснения по порядку применения указанного коэффициента, Минфин указал, что названные органы власти могут самостоятельно определять значения факторов, учитывающих уровень доходности отдельных видов деятельности см. Письма Минфина России от 10 августа 2005 г. N 03-11-04/3/40, от 25 января 2006 г. N 03-11-04/3/29 и от 15 августа 2006 г. N 03-11-05/196. Например, в розничной торговле можно устанавливать корректирующий коэффициент по отдельным товарам или группам товаров. Поправочный коэффициент может также учитывать сезонность отдельных видов деятельности и другие факторы.

     При этом фактический период отработанного  времени определяется как среднеарифметическое соотношение календарных дней работы к количеству календарных дней в  календарных месяцах налогового периода. Указанная корректировка  коэффициента К2 осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и отражается в налоговой  декларации по ЕНВД для отдельных  видов деятельности.

     В соответствии со ст. 346.31 НК РФ ставка единого налога составляет 15 процентов от величины вмененного дохода. Соответственно, сумма  ЕНВД за налоговый период равна произведению суммы вмененного дохода, рассчитанной за квартал на ставку налога (15%).

     При осуществлении нескольких видов  предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых  для исчисления налога, ведется раздельно  по каждому виду деятельности.

     В случае, когда в течение налогового периода  у налогоплательщика произошло  изменение величины физического  показателя, на основе которого у него рассчитывается вмененный доход, то при исчислении суммы единого  налога он должен учитывать указанное  изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение  величины данного физического показателя.

     Для вновь зарегистрированных налогоплательщиков размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена их государственная регистрация, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная  с месяца, следующего за месяцем  указанной государственной регистрации.

     Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%

     Таким образом, сумму налога можно уменьшить  на:

     - страховые  взносы на обязательное пенсионное  страхование;

     - обязательное  социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством;

     - обязательное  медицинское страхование; 

     - взносы  «на травматизм». 

      Взносы во все внебюджетные фонды вместе с больничными, выплаченными работникам, не могут уменьшить налог более чем на 50 процентов. В 2010 году плательщики ЕНВД не будут перечислять взносы в ФОМС и ФСС 

Сроки уплаты ЕНВ.

     Уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25- го числа первого месяца следующего налогового периода.

     Сумма единого налога, исчисленная за налоговый  период, уменьшается налогоплательщиками  на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных  сумм) за этот же период времени в  соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

     С учетом того, что в качестве налогового периода по ЕНВД в ст. 346.30 Кодекса  установлен квартал, ЕНВД должен быть уплачен:

за I квартал - не позднее 25 апреля;

за II квартал - не позднее 25 июля;

за III квартал - не позднее 25 октября;

за IV квартал - не позднее 25 января следующего года.

     При этом следует учитывать, что согласно п. 7 ст. 6.1 части первой Кодекса в  случаях, когда последний день срока  приходится на день, признаваемый в  соответствии с законодательством  Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший  следующий за ним рабочий день. В пункте 8 ст. 6.1 Кодекса предусмотрено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено  до 24 часов последнего дня срока; если денежные средства были сданы  в организацию связи до 24 часов  последнего дня срока, то срок не считается  пропущенным.

     Согласно  п.3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые  органы не позднее 20-го числа первого  месяца следующего налогового периода. То есть по итогам I квартала необходимо подать Декларацию в налоговый орган  не позднее 20 апреля 2010 г., а уплатить налог - не позднее 25 апреля 2010 г.

     Начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2009 г. применяются новая  форма декларации (форма по КНД 1152016) и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минфина России Приказ Минфина  России от 08.12.2008 N 137н

от 08.12.2008 N 137н.

     До  этого момента налоговую декларацию нужно было заполнять по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н.

     На 2010 год предусмотрено уточнение  формы Налоговой декларации. В  связи с переходом на уплату страховых  взносов изменится название строки 030 раздела 3 декларации. Сейчас в ней  отражают взносы в ПФР. В новой  форме по этой строке нужно будет  указывать сумму взносов во все  внебюджетные фонды.

     На  основании статей 23 и 80 НК РФ всем налогоплательщикам необходимо представлять налоговые  декларации, если такая обязанность  предусмотрена законодательством. Отчитываться по единому налогу на вмененный доход надо до тех пор, пока налогоплательщик состоит на учете  в качестве плательщика ЕНВД. При  временном отсутствии физических показателей  базовой доходности, установленных  для каждого конкретного вида предпринимательской деятельности, следует представлять в инспекцию  ФНС России "нулевую" декларацию. Правомерность сдачи такой отчетности подтверждается соответствующими документами.

     Минфин  РФ в своем письме № 03-11-09/230 от 30.06.2009 поясняет особенности представления  налоговых деклараций по ЕНВД в случае приостановления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД.

     Ведомство в этой связи поясняет, что обязанность  налогоплательщика по уплате ЕНВД и  подаче в налоговый орган декларации по данному налогу возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской  деятельности или ее приостановления.

     Поэтому до снятия с учета налогоплательщик обязан уплачивать данный налог независимо от длительности периода приостановления  деятельности.

При этом представление  нулевой декларации по ЕНВД в налоговые  органы законодательством не предусмотрено.

     Прекратить  представлять декларации по ЕНВД налогоплательщик может только после подачи заявление  о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД и получения  соответствующего уведомления.

     Декларация  состоит из титульного листа и  четырех разделов (1, 2, 3 и 3.1). Форма  налоговой декларации по ЕНВД включает в себя три раздела:

раздел 1 "Сумма  единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика";

раздел 2 "Расчет единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности";

раздел 3 "Расчет суммы  единого налога на вмененный доход  за налоговый период". 
 

 

Глава 2. Особенности налогообложения  ЕНВД

2.1 Отличительные черты  ЕНВД от общей системы налогообложения 

     Порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход  для определенных видов деятельности (далее также - ЕНВД) устанавливался Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности" СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826., в  пояснительной записке к проекту, которого отмечалось, что его принятие позволит отчасти решить проблему существования значительной доли в экономике теневого оборота капиталов. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где в соответствии с условиями хозяйствования финансовые операции проводятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет предприятиям "уходить" от уплаты налогов. В первую очередь это характерно для отраслей торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и ремонтных работ, а также оказания иных платных услуг населению. Учитывая, что указанные виды деятельности являются экономически приоритетными с точки зрения получения быстрой прибыли, большинство малых предприятий создается и работает именно в этих отраслях. Стабильного развития малого предпринимательства можно ожидать в условиях ослабления налогового гнета, максимального упрощения процедур ведения учета и отчетности, решения проблем криминального рэкета и бюрократического произвола.

     Принятие  Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ преследовало следующие цели:

  • повышение доходов бюджетов всех уровней за счет расширения базы налогообложения в связи с легализацией укрываемых доходов;
  • снижение уровня налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков;
  • упрощение системы учета и отчетности.

     Принципиальные  отличия предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ налогообложения вмененного дохода от действующих схем налогообложения были следующие:

  • введение ЕНВД подразумевает отмену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации (за исключением государственных, таможенных пошлин, земельного налога и некоторых других);
  • объект налогообложения - вмененный доход, это потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, - определяется не по отчетности (поэтому ее можно существенно упростить и сократить), а рассчитывается по типовым показателям. Определение доходности различных видов деятельности связано с физическими параметрами деятельности малых предприятий (занимаемая площадь, количество посадочных мест и др.) и их местоположением (столица, село, в центре, на окраине и т.д.);
  • базовая доходность единицы физического показателя для отдельных видов деятельности, верхний и нижний пределы корректирующих коэффициентов и порядок исчисления единого налога устанавливаются Правительством РФ, а конкретные значения этих коэффициентов - субъектами Российской Федерации.

     В качестве обоснования необходимости введения в действие гл. 26.3 Кодекса в пояснительной  записке к проекту Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ отмечено следующее:

  • законопроект разработан во исполнение соответствующего поручения Президента РФ. В нем нашли отражение положения Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотренной Государственным Советом РФ 19 декабря 2001 г.;
  • система налогообложения в виде ЕНВД предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый налог на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;
  • в целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, сохраняется обязанность уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством об ОПС;
  • налог на вмененный доход распространяется на следующие виды деятельности: оказание бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; розничная торговля горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции;
  • субъекты Российской Федерации будут самостоятельно решать вопрос: вводить или не вводить у себя на территории данную систему налогообложения. Что касается налогоплательщиков, то для них эта система налогообложения является обязательной. В том случае если на территории того или иного субъекта Российской Федерации введен налог на вмененный доход, то все налогоплательщики, занимающиеся указанными видами деятельности, в обязательном порядке переводятся на эту систему налогообложения;
  • вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность работающих, количество автомобилей и т.п.);
  • как показал опыт применения существующей аналогичной системы, во многих субъектах Российской Федерации были установлены слишком высокие показатели базовой доходности, что стало препятствием для развития малого бизнеса. Поэтому предлагается размеры базовой доходности закрепить непосредственно в Кодексе;
  • субъекты Российской Федерации могут изменять базовую доходность, корректируя ее на коэффициенты К1 и К2, которые отражают особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположение как самого населенного пункта, так и внутри его, особенности ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), сезонность и другие факторы, а также уровень инфляции;
  • ставку налога предлагается установить в действующем ныне размере 15%. Между тем следует учесть, что ставка, применяемая в рамках существующей системы, действует в условиях, когда наряду с уплатой единого налога также уплачивается единый социальный налог;
  • зачисление сумм налога предусматривается в том же порядке, что и для упрощенной системы налогообложения. Аналогично сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в ПФР в порядке, определяемом законодательством об ОПС, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, не облагаемым единым социальным налогом. Установлено, однако, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Информация о работе Единый налог на вмененную деятельность