Единый налог на вмененную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;
3. рассмотреть особенности ведения налогового и бухгалтерского учета
4. провести анализ применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ;
5. показать перспективу развития единого налога на вмененный доход, предложить свои рекомендации.

Содержание

Введение
Глава 1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
1.1 Сущность единого налога на вмененный доход
1.2 Порядок расчета и уплаты ЕНВД
Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД
2.1 Отличительные черты ЕНВД от общей системы налогообложения
2.2 Особенности ведения налогового и бухгалтерского учета при ЕНВД
Глава 3. Анализ практики применения единого налога на вмененный доход
3.1 Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ
3.2 Недостатки и пути совершенствования ЕНВД
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ курсовик.docx

— 65.24 Кб (Скачать документ)

     Имеет место перевод на уплату ЕНВД видов  деятельности, не оговоренных Законом N 148-ФЗ. Так, в Тульской области торговые организации уплачивают ЕНВД не только при продаже товаров в розницу, но и при оптовой продаже, осуществляемой бюджетным учреждениям. Аналогичная  норма, но с ограничением оптового оборота  по реализации товаров указанным  организациям (до 5 % от общего объема реализации) содержится в Законе о едином налоге на вмененный доход Краснодарского края.

     В целях  устранения противоречий регионального  законодательства Закону N 148-ФЗ налоговые  органы ФНС России провели определенную работу по внесению предложений в  законодательные (исполнительные) органы государственной власти субъектов  Российской Федерации. Всего налоговые  органы по субъектам Российской Федерации  разработали 108 предложений по внесению изменений в региональное законодательство.

     Наиболее  значительный результат по внесению предложений и их введению в действие достигнут налоговыми органами Магаданской и Владимирской областей. Активно занимаются разработкой предложений УФНС России по Удмуртской Республике, Камчатской, Кемеровской и Самарской областям.

     Для недопущения потерь бюджетов всех уровней  от перевода на уплату единого налога организаций ФНС России провели  значительную работу по внесению к  рассмотрению законодательными органами субъектов Российской Федерации  следующих предложений.

     1. На  основе анализа установленной  региональным законодательством  базовой доходности по определенным  видам деятельности налоговые органы наиболее часто вносили предложения (27 предложений - УМНС России по Республикам Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми и Чувашской Республике, Приморскому, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Орловской, Псковской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тульской областям, Агинскому, Бурятскому, Коми-Пермяцкому и Ханты-Мансийскому автономным округам) об изменении размера базовой доходности по различным видам предпринимательской деятельности, причем предложения вносились не, только в сторону увеличения, но и в сторону снижения (2 предложения - Республик Башкортостан и Коми).

     Дополнительно УМНС России по Республикам Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Чувашской  Республике, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Магаданской, Омской, Сахалинской, Смоленской, Ярославской  областям, Агинскому Бурятскому автономному  округу предлагали законодательным  органам субъектов Российской Федерации  изменить перечень плательщиков единого  налога на вмененный доход (всего 21 предложение).

     2. В  18 субъектах Российской Федерации  (в Республике Карелия и Чувашской  Республике, Краснодарском и Хабаровском  краях, Амурской, Белгородской, Владимирской, Калужской, Камчатской, Кемеровской,  Магаданской, Нижегородской, Орловской,  Псковской, Самарской, Смоленской, Читинской областях, Чукотском автономном  округе) налоговые органы разрабатывали  предложения по изменению значения  корректирующих коэффициентов по  некоторым видам деятельности, осуществляемым организациями. Причем данные изменения были направлены на увеличение значений корректирующих коэффициентов.

     В целом  ФНС по субъектам Российской Федерации  проводят целенаправленную работу по разработке и внесению предложений  и изменений в действующее региональное законодательство, но большое количество предложений так и остается не принятым и не введенным в действие из-за отсутствия согласованности и единой политики между УФНС по субъектам Российской Федерации и региональными органами власти.

     Для проведения анализа уплаты единого  налога на вмененный доход предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю через магазины, была обследована  деятельность 94 предпринимателей, имеющих  магазины в разных городах. Всего  было обследовано 30 предпринимателей, применивших обычную систему  налогообложения (уплата подоходного  налога) и перешедших на уплату единого  налога и 64 предпринимателя, применивших  упрощенную систему налогообложения  и перешедших на уплату единого налога:

     Из 30 обследованных предпринимателей, применивших  ранее обычную систему налогообложения  и перешедших на уплату единого налога, у 9 предпринимателей налоги снизились  на 221,3 тыс. руб., или в среднем каждый из них стал платить меньше на 24,6 тыс. руб. в год. Из 64 предпринимателей, применивших ранее упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога, у 32 - платежи в бюджетные и внебюджетные фонды снизились на 2 млн. руб., или у каждого в среднем - на 64,8 тыс.руб., а у 32-х предпринимателей увеличились на 1,6 млн. руб. или у каждого - на 50,8 тыс.руб. Аналогичная ситуация складывается и при обсчете единого налога по организациям, занимающимся розничной торговлей через магазины и обязанным с 2001г. перейти на уплату единого налога. «Эволюция спецрежимов»// "Главная книга", 2007, N 12

     На  основе проведенного анализа следует  сделать вывод: в случае с магазинами, осуществляющими розничную торговлю, переход на уплату единого налога выгоден только магазинам с большими объемами товарооборота. По ним объем  уплачиваемых налогов сокращается  в 2 и более раз.

 

3.2 Недостатки и пути  совершенствования  ЕНВД 

     Пути  совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход  принимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единого налога на вмененный доход  организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  в сфере розничной торговли, общественного  питания, бытового и транспортного  обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где  налоговый контроль значительно  затруднен. Изучение практики применения Закона "О едином налоге на вмененный  доход" по материалам территориальных  органов ФНС России позволяет  определить положительные и отрицательные  стороны и сделать определенные выводы.

     Исходя  из региональной практики применения единого налога можно сделать  вывод о том, что положительным  результатом введения в регионах единого налога является то, что  значительно увеличились налоговые  поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению  с ранее уплаченными ими налогами.

     Несправедливым  по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент  доходности, исчисляемый на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставит мелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

     Изначально  законодатели вводили ЕНВД с целью  упростить расчет налогов малого бизнеса. Но на деле гл. 26.3 оказалась  очень запутанной. И разобраться  в ее тонкостях порой не под  силу не только предпринимателям, но и  опытным бухгалтерам. Да и платят "вмененный" налог сейчас не только малые предприятия. Очень многие крупные организации вынуждены  платить ЕНВД по какому-то из своих  видов деятельности. А регулярные изменения, которые законодатель не ленится вносить в гл. 26.3, лишь усугубляют ситуацию. Вот и сейчас - еще не все фирмы разобрались  с порядком уплаты налога в 2008 г., как  уже стало известно, что с 2009 г. "вмененка" вновь претерпит  кардинальные изменения.

     Негативной  стороной данного налога является то, что применение ЕНВД является "принудительным", а не добровольным. Иными словами, если вы осуществляете деятельность, которая подпадает под "вмененку", вы обязаны уплачивать ЕНВД, даже если это невыгодно - например, если торгуете одним и тем же товаром, как в розницу, так и оптом или оказываете услуги, классифицируемые по ОКУН как бытовые, физическим и юридическим лицам. Ведь в подобных ситуациях возникает одновременное применение ЕНВД в отношении розничной торговли или бытовых услуг, оказываемых населению, и общего режима или упрощенной системы налогообложения касаемо оптовой торговли и услуг, оказываемых юридическим лицам, а значит, встает вопрос об организации раздельного учета, возникают проблемы с исчислением целого ряда налогов, особенно если ЕНВД совмещается с общим режимом...

     Целесообразно предусмотреть порядок налогообложения  для так называемой разовой торговли с целью привлечения к уплате ЕНВД предпринимателей, осуществляющих торговлю несистематически с получением временного свидетельства на один день работы стоимостью 1/30 месячного размера  ЕНВД.

     Недостатком единого налога является так же то, что организации, уплачивающие ЕНВД, кроме налоговой и бухгалтерской  отчетности должны также представлять отчеты по статистике. Не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, "вмененщики", которые  относятся к малым предприятиям, должны представить в органы статистики форму N ПМ "Сведения об основных показателях  деятельности малого предприятия". Поскольку данные сведения подаются ежеквартально нарастающим итогом (за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года), форму N ПМ за январь - сентябрь 2008 г. можно сдать до 29 октября включительно. Непредставление статистической информации влечет наложение административного  штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). «Статистическая отчетность для малых предприятий»// «Вмененка», 2007 №10

     Еще одним изъяном гл. 26.3 является то, что НК не устанавливает конкретные правила округления значений физических показателей - то, что говорится про  округление значений менее и более 0,5 единицы, сказано в отношении  округления "стоимостных показателей", а не физических показателей - именно такая формулировка присутствует в  п. 11 ст. 346.29 НК РФ... А ведь правила, установленные  для стоимостных показателей, не могут применяться по аналогии к  физическим показателям.

     Есть  еще одна проблема. В Общероссийском классификаторе среди услуг поименованы  далеко не все их виды. Например, в  этом документе в качестве бытовых  услуг упоминаются различные  ремонтные работы. Но при этом прямо  не указана деятельность, связанная  с ремонтом копировальной техники, очков и многих других товаров.

     По  мнению Минфина России фирмы, оказывающие  эти услуги, обязаны исчислять  общие налоги. Письмо от 1 июня 2008 г. N 03-06-05-04/150) Ведь в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что  бытовые услуги должны определяться в соответствии с Общероссийским классификатором. А значит, виды деятельности, не поименованные в этом документе, на ЕНВД не переводятся.

     В соответствии с новой редакцией ст. 346.27 НК РФ - с изменениями, внесенными с 1 января 2009 г. Федеральным законом N 155-ФЗ - коэффициент-дефлятор К1 теперь должен рассчитываться как  произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, на коэффициент, учитывающий изменение потребительских  цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ. Однако в данной норме не сказано ни слова  об обязанности налогоплательщиков перемножать коэффициенты, установленные  для каждого из предшествующих годов. Для сравнения: для "упрощенцев" такая обязанность прямо предписана п. 2 ст. 346.12 НК РФ Приказ Минэкономразвития  России от 03.11.2006 N 360

     Для совершенствования данного налога следует разработать общие методологические указания по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности для юридических лиц, осуществляющих несколько видов деятельности (как  подпадающих под действие закона N 148-ФЗ, так и работающих по общеустановленной  системе).

     Целесообразно ввести в Закон N 148-ФЗ четкие понятия  розничной и оптовой торговли.

     В целях  упрощения бухгалтерского учета  организаций, переведенных на уплату ЕНВД, необходимо предусмотреть в законодательстве о едином налоге положение, позволяющее  не облагать другими налогами организации, выручка от реализации продукции (работ, услуг) которых (внереализационные  доходы) от видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме  выручки составляет не более 5 %. При  этом возможно применение соответствующего повышающего коэффициента к базовой доходности вида предпринимательской деятельности, облагаемого единым налогом.

     В соответствии с главой 26.3НК РФ, объектом налогообложения  налогоплательщика, переведенного  на уплату ЕНВД, является не фактический, а вмененный доход, размер которого устанавливается законодателем. Таким  образом, фактический объем выручки, полученной субъектом предпринимательской  деятельности, при налогообложении  не учитывается. Кроме того, учитывая, что уплата единого налога на вмененный  доход предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты основных налогов, применение контрольно-кассовой техники в указанных выше случаях  также не оказывает никакого влияния  на собираемость налогов. В связи  с этим применение контрольно-кассовой техники в этом случае для плательщиков единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности утрачивает смысл. Практика показывает, что, помимо неоправданных затрат на покупку и обслуживание ККТ, плательщики  единого налога обязаны регистрировать используемые машины в налоговых  органах, осуществлять их техническое  обслуживание только в специализированных центрах. Вменение данной категории  налогоплательщиков обязанностей, не имеющих практического содержания, нельзя расценивать иначе как  дополнительные барьеры при организации  собственного дела и развитии малого бизнеса в целом.

     Положительной чертой ЕНВД является то, что система  налогообложения в виде ЕНВД предусматривает  замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, организации  и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, освобождаются  от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого  социального налога.

Информация о работе Единый налог на вмененную деятельность