ЕНВД как источник формирования местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание

Современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием.
В этой связи в Налоговом Кодексе предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Одним из таких специальных налоговых режимов, которому посвящена данная курсовая работа, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические аспекты системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ………………………………………………………………… 5
1.1. Становление ЕНВД: исторический аспект ……………………………………………….. 5
1.2. Основные положения законодательства о ЕНВД ………………………………………... 14
1.3. Значение ЕНВД для местных бюджетов …………………………………………………. 20
II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………………………………………. 24
2.1. Сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения ………… 24
2.2. Анализ поступления ЕНВД в бюджеты РФ ………………………………………………. 28
2.3. Анализ малого предпринимательства в РФ и ХМАО-ЮГРЕ …………………………… 33
III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности …………………………………………… 42
3.1. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы …………………………………………………………………………… 42
3.2. Проблемы собираемости ЕНВД …………………………………………………………… 47
3.3. Пути совершенствования практики применения ЕНВД ………………………………... 50
3.4. Основные перспективы развития ЕНВД на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. ………… 52
Заключение ……………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 59
Приложение …………………………………………………………………………………………. 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по налогам ЕНВД как источник формирования местных налогов.docx

— 238.69 Кб (Скачать документ)

     Согласно  новому п. 11 ст. 346.29 НК РФ корректирующий коэффициент К2 должен содержать три знака после запятой, а значения физических показателей округляться до целых чисел. В налоговой декларации значения стоимостных показателей округляются до полных рублей. Значения показателей меньше 50 копеек округляются в меньшую сторону, значения показателей больше 50 копеек – в большую сторону.

     Налоговым периодом по ЕНВД согласно ст. 346.30 НК РФ признается квартал. Ставка ЕНВД устанавливается  в размере 15 % от величины вмененного дохода.

     ЕНВД  исчисляется по итогам каждого налогового периода по ставке 15 % вмененного дохода по формуле:

                                                 ЕНВД = ВД × (15 : 100)                                                            (1.2)

     По  итогам налогового периода организация  или индивидуальный предприниматель  обязаны представить в налоговый  орган по месту жительства налоговую  декларацию. Декларация представляется не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Уплата ЕНВД производится по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого  месяца следующего налогового периода31. 

     1.3 Значение единого налога на  вмененный доход для местных  бюджетов

     В настоящее время федеральное  бюджетное законодательство жестко закрепляет доходные источники за всеми  уровнями бюджетной системы. Доходную базу местных бюджетов формирует  очень ограниченный перечень налогов, среди которых одним из основных является единый налог на вмененный  доход для отдельных видов деятельности. С 1 января 2006 г. единый налог на вмененный доход – это «местный особый налоговый режим»: право ведения ЕНВД перейдет к органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов32.

     Единый  налог на вмененный доход –  основная статья доходов муниципального бюджета, поэтому местные власти стараются выжать из него максимум. Регулирование налогом передали на этот уровень именно потому, что  местные власти лучше знают все  проблемы малого бизнеса, видят, где  доходность выше, где ниже. Они сами корректируют коэффициенты, так как  располагают ресурсами для развития предпринимательства. Так считает руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Дина Крылова.

     Единый  налог на вмененный доход, наряду с налогом на доходы физических лиц, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом, становится одним из главных источников формирования доходов местных бюджетов. ЕНВД становится важным источником пополнения местных бюджетов. Об этом свидетельствует рост числа облагаемых единым налогом на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей и рост доли поступлений от единого налога на вмененный доход в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Кроме того, прослеживается тенденция к росту поступлений, приносимых единым налогом на вмененный доход в местные бюджеты.

     Необходимо  отметить, что, к сожалению, единый налог  на вмененный доход является доходным источником бюджетов только таких видов муниципальных образований как муниципальных районов и городских округов и не является источником доходов бюджетов иных видов муниципальных образований. Кроме того, единый налог на вмененный доход является доходным источником бюджетов городов федерального значения.

     Единый  налог на вмененный доход – это один из четырех специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), которые в настоящее время предусмотрены разделом VIII. 1 «Специальные налоговые режимы» Налогового Кодекса РФ. В отличие от других видов специальных налоговых режимов, ЕНВД характеризуется тем, что некоторые полномочия по введению и взиманию этого налога переданы представительным органам муниципальных районов, городских округов и городов федерального значения, и в настоящее время зачисляется в объеме 90 процентов от собранных средств в бюджеты тех муниципальных образований, которые имели право и ввели единый налог на вмененный доход на своей территории.

     Проводимая  в настоящее время реформа  местного самоуправления33, а также реформирование межбюджетных отношений и бюджетного права привели к тому, что местные органы власти были лишены достаточной финансовой основы для осуществления своих задач и функций, развития соответствующих территорий. Местные органы власти могут создавать условия для увеличения поступлений от тех налогов, которые непосредственно зачисляются в местные бюджеты. Закрепление за бюджетом муниципального образования налоговых источников, непосредственно связанных с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории (налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), позволит населению такого муниципального образования реально чувствовать свой вклад в формирование доходов бюджета, заинтересованно подходить к вопросам расходования бюджетных средств, осуществлять контроль за их целевым использованием.

     Значимость  единого налога на вмененный доход обусловлена и большим числом плательщиков единого налога на вмененный доход. Основную долю налогоплательщиков единого налога составляют индивидуальные предприниматели. Эта закономерность характерна как для городских округов, так и для сельских районов. Преобладание индивидуальных предпринимателей в структуре плательщиков единого налога обуславливается как видами облагаемой налогом предпринимательской деятельности (в основном, розничная торговля), так и целью самозанятости и получения дохода физическими лицами. При этом доля поступлений единого налога на вмененный доход в местные бюджеты большинства муниципальных образований практически в одинаковой степени приходится как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. В то же время, в крупных городских округах поступления от организаций значительно превышают поступления от индивидуальных предпринимателей, несмотря на существенное различие в количестве плательщиков.

     Существенными являются пропорции отчислений единого  налога на вмененный доход в местные  бюджеты, установленные БК РФ: в соответствии со ст. 61.1, 61.2 и п. 3 ст. 56 БК РФ в бюджеты муниципальных районов, городских округов и бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90 процентов, а оставшиеся 10 процентов зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

     Введение  данного налога приводит к тому, что основная часть денежных средств, уплачиваемых плательщиками данного  налога, поступает непосредственно  в местный бюджет. В зависимости  от количества собираемых средств и  потребностей местных властей (собрать  максимум денежных средств в конкретный момент времени или развивать  предпринимательство на своей территории в целях перспективы получения  больших сумм) можно менять коэффициент К2 и таким образом стимулировать или дестимулировать предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования. Выбор перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых конкретное муниципальное образование вводит вмененную систему налогообложения, может зависеть от различных факторов.

     Во-первых, необходимо обратить внимание осуществляются ли вообще данные виды деятельности в  муниципальном образовании, какое  число организаций и индивидуальных предпринимателей работает в данных сферах, и сколько потенциальных  налогоплательщиков можно привлечь введением ЕНВД. Если окажется, что какой-то вид деятельности не осуществляется и нет необходимости и перспективы в его появлении, а также что число плательщиков совсем незначительно, в таком случае администрирование данного налога будет обходиться дорого по сравнению с получаемыми доходами от налогообложения и необходимость в нем отпадет.

     Во-вторых, если в результате осуществления  финансовыми органами муниципального образования прогноза поступлений  в местный бюджет налоговых доходов  от уплаты ЕНВД выяснится, что доля таких доходов окажется существенно меньше, чем доля налоговых доходов в условиях неприменения данной системы налогообложения, то введение вмененной системы налогообложения будет экономически нецелесообразным для данного муниципального образования.

     В-третьих, введение вмененной системы налогообложения может быть обусловлено экономической политикой муниципального образования. С помощью определения корректирующего коэффициента К2 органы местного самоуправления могут создавать условия для развития на своей территории предпринимательской деятельности, особенно малого бизнеса определенного направления.

     Причем  должны учитываться все эти факторы, но с учетом особенностей муниципального образования: путем выяснения какой  из данных факторов является более  насущным для местных властей  в момент принятия решения о применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  на данной территории.

     Для того чтобы единый налог на вмененный доход был эффективным с одной стороны и способствовал развитию предпринимательской деятельности с другой стороны необходимо, чтобы при применении данной системы налогообложения у налогоплательщика изымалось денежных средств не более, чем при использовании иных систем налогообложения, а еще лучше – менее, чем при налогообложении в общеустановленном порядке или при использовании иных специальных режимов налогообложения. Особенно важен этот факт для субъектов малого предпринимательства в виду большого значения стимулирующей роли данного налога.

     Можно сделать такой вывод, что единый налог на вмененный доход – важный источник пополнения местных бюджетов. Данный налог носит местный характер, предназначен главным образом для налогообложения малого бизнеса, являющегося финансовой основой именно муниципальных образований и соответствующих местных властей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     2.1 Сравнительный анализ системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности  и упрощенной системы налогообложения

     Для начала хотелось бы немного охарактеризовать упрощенную систему налогообложения (УСН), чтобы иметь представление  о ней и сделать сравнительный  анализ с системой налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

     УСН была принята 1 января 2003 г. с момента  вступления в силу гл. 26.2 НК РФ34. Данная система практически без кардинальных изменений и дополнений просуществовала до 31 декабря 2005 г. За этот период были выявлены основные проблемы ее применения для малого бизнеса, а также определены основные приоритеты ее дальнейшего развития и совершенствования как для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), так и для бюджета в целом.

     УСН применяется организациями и  ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством  РФ. Переход на нее или возврат  к иным режимам налогообложения  осуществляется в добровольном порядке (в отличие ЕНВД, на уплату которого организации и ИП обязаны перейти  независимо от их желания).

    В соответствии с БК РФ суммы налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, в размере 90 процентов зачисляются  в бюджеты субъектов РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ). Остальная сумма налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, зачисляется в бюджет Фонда социального  страхования РФ по нормативу 5 процентов, в бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования по нормативу 0,5 процентов, в бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования  по нормативу 4,5 процента (ст. 146 БК РФ).

    Рассмотрим  поступление ЕНВД и УСН в бюджет ХМАО за 2006, 2007, 2008 гг., и выявим самый  доходный специальный налоговый  режим в общем объеме поступлении  налогов за этот период.  
 
 

     Поступление платежей по налогам на совокупный доход в 2006-2008 гг. – Таблица 2.1.1.

Наименование  специального налогового режима 2006 г Удел. вес, % 2007 г Удел. вес, % 2008 г Удел. вес, %
Единый  налог на вмененный доход 12359198 12,9 13706257 11,8 14509255 12
Упрощенная  система налогообложения 17304323 18,1 16593981 14,3 15607752 13
Всего поступило в бюджет ХМАО платежей по налогам на совокупный доход 95504116 100 115976126 100 120433110 100

     Из  данных  таблицы видно, что УСН  преобладает над ЕНВД, несмотря на то, что с каждым годом сумма  налога, взимаемого в связи с применением  УСН, становится меньше, его доля в  бюджете ХМАО с 2006 г. по 2008 г. сократилась  с 18,1% до 13%. Также можно сказать, что  ЕНВД в значительно меньшем размере  поступает в бюджет, чем УСН, несмотря на то, что с каждым годом сумма  платежей растет. Наглядно это можно  посмотреть на рис. 1. Процентное соотношение  ЕНВД и УСН за 2006-2008 гг.

Информация о работе ЕНВД как источник формирования местных налогов