Формирование учетной политики для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:25, реферат

Описание

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Работа состоит из  1 файл

Формирование учетной политики для целей налогообложения.docx

— 182.80 Кб (Скачать документ)

Формирование  учетной политики для целей налогообложения

Первоочередной задачей  любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая  утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей  налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется  и обобщается информация о хозяйственных  операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения  налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения  является создание оптимальной системы  налогового учета.

Практически любому налогоплательщику  приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение  в пользу сделанного выбора следует  оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей  налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и  ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой»  формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная  политика для целей налогообложения  применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в  целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента  создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется  вплоть до момента утверждения новой  учетной политики. При необходимости  в принятую учетную политику можно  вносить поправки, оформленные отдельным  приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную  политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

  1. если организация решила изменить применяемые методы учета;
  2. если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения  в учетную политику для целей  налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются  к налогу на прибыль, так как они  предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом  ее утверждения, то есть один раз в  год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых  видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в  любой момент отчетного года. При  этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и  порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения  об учетной политике для целей  налогообложения являются:

  • общие и организационно-технические вопросы;
  • методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим  вопросам организации налогового учета  относятся:

  • распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
  • применение аналитических регистров налогового учета;
  • технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также  основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет  обособленные подразделения, важно  определить:

  • срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;
  • перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;
  • порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые  организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой  базы и налогового учета для целей  налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить  по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной  политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает  разную вариантность. Элементы учетной  политики для целей налогообложения  представлены в таблице.

В приложении к учетной  политике необходимо утвердить формы  регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета  могут быть:

  • регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;
  • регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной  политике также следует указать  способ ведения аналитических регистров  налогового учета — с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Основные элементы учетной политики для целей налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает  и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить  на различные группы по отношению  к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной  политике, касается исчисления налога на прибыль.

Учетная политика в целях расчета налога на прибыль

В учетной политике для  целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа  уплаты авансовых платежей по налогу. Все элементы по налогу на прибыль, отражаемые в учетной политике, представлены в таблице.

Методы учета  доходов и расходов

Ключевым моментом при  формировании налоговой базы по налогу на прибыль является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В налоговом учете доходы и  расходы учитываются методом  начисления или кассовым методом.

В соответствии со статьей 271 НК РФ при методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения  будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они  имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Кассовый метод признания  доходов и расходов могут применять  только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 000 000 руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Но если в течение года выручка окажется больше этого показателя, организация будет вынуждена перейти на метод начисления. В этом случае все доходы и расходы нужно пересчитать с начала года в соответствии с этим методом. Поэтому, если у налогоплательщика размер выручки близок к уровню, при котором использование кассового метода невозможно, в учетной политике лучше изначально утвердить метод начисления.

Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов  и расходов, то доходы и расходы  в налоговом учете учитываются  методом начисления.

Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета.

Таблица. Элементы учетной политики для целей налогообложения

№ п/п

Элементы  учетной политики

Варианты  учетной политики

Ссылка  на норму НК РФ

 

Налог на добавленную стоимость

 

1

Момент определения налоговой  базы при реализации (передаче товаров (работ, услуг)) для налогоплательщиков с длительным производственным циклом

В отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) момент определения налоговой базы устанавливается  как:

1) день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания  услуг);

2) наиболее ранняя из  дат:

 — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

 — день оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения  работ, оказания услуг), передачи  имущественных прав

Пункты 1 и 13 статьи 167

 

2

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организация использует  право на освобождение от уплаты  НДС. 2. Уплачивает НДС в общем  порядке. Выбор возможен при  условии, что за три предшествующих  последовательных календарных месяца  сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Для налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары, также обязателен раздельный учет операций с подакцизными и неподакцизными това ра ми

Статья 145

 

3

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Организация использует  право на освобождение от налогообложения  операций, предусмотренных пунктом  3 статьи 149 НК РФ. 2. Организация отказывается  от права на освобождение от  налогообложения операций, предусмотренных  пунктом 3 статьи 149 НК РФ

Пункты 3 и 5 статьи 149

 

4

Порядок ведения раздельного  учета

При осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести их раздельный учет

Пункт 4 статьи 149

 

Акцизы

 

1

Порядок определения налоговой  базы по товарам, в отношении которых  установлены различные налоговые  ставки

1. Ведение раздельного  учета и определение налоговой  базы отдельно применительно  к каждой налоговой ставке.

2. Отсутствие раздельного  учета и определение единой  налоговой базы по всем операциям  реализации (передачи) и (или) получения  подакцизных товаров

Пункты 1 и 2 статьи 190

 

Налог на прибыль организаций

 

1

Система организации налогового учета

1. Используются данные  из регистров бухгалтерского  учета (возможно только при  полном совпадении данных бухгалтерского  и налогового учета).

2. Вводят дополнительные  реквизиты в регистры бухгалтерского  учета (если в регистрах бухучета  содержится недостаточно информации).

3. Разрабатывают самостоятельные  регистры налогового учета

Статья 313

 

2

Метод признания доходов  и расходов для целей налогообложения  прибыли

1. Кассовый метод. 

2. Метод начисления. Право  выбора имеют организации (за  исключением банков), у которых  выручка от реализации без  НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Остальные налогоплательщики применяют метод начисления

Статьи 271—273

 

3

Порядок налогового учета  затрат, которые с равными основаниями  могут быть отнесены одновременно к  нескольким видам расходов

Налогоплательщик самостоятельно определяет, к какой группе расходов относятся указанные затраты

Пункт 4 статьи 252

 

4

Способ определения суммы  технологических потерь

Налогоплательщик утверждает экономически обоснованный порядок  расчета

Подпункт 3 пункта 7 статьи 254

 

5

Способ оценки сырья и  материалов, списанных в производство, а также реализованных покупных товаров

1. По стоимости первых  по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). 3. По средней стоимости. 4. По стоимости единицы запаса или товара

Пункт 8 статьи 254, подпункт 3 пункта 1 статьи 268

 

6

Методы начисления амортизации

1. Линейный метод (к  зданиям, сооружениям, передаточным  устройствам, нематериальным активам,  входящим в восьмую — десятую  амортизационные группы, независимо  от срока ввода в эксплуатацию  этих объектов применяется только  линейный метод).

2. Нелинейный метод

Пункт 3 статьи 259

 

7

Использование права на ликвидацию амортизационной группы

1. Амортизационная группа, суммарный баланс которой стал  менее 20 000 руб., ликвидируется. 2. Не  используется право на ликвидацию амортизационной группы

Пункт 12 статьи 259.2

 

8

Использование права на амортизационную  премию

1. Амортизационная премия  включается в расходы отчетного  (налогового) периода. В учетной  политике определяется размер  единовременно списываемых капвложений.  Он не должен превышать 10% от  произведенных затрат (не более  30% — в отношении основных средств,  относящихся к третьей — седьмой  амортизационным группам). Организация  вправе установить включение  амортизационной премии в расходы  только для отдельных категорий  основных средств.

2. Не используется право  на списание амортизационной  премии

Пункт 9 статьи 258

 

9

Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, по отдельным группам основных средств

Коэффициенты используются в отношении основных средств, работающих в условиях агрессивной среды  или повышенной сменности (не выше 2). Коэффициенты не применяются по основным средствам 1—3 амортизационных групп, если амортизация по ним начисляется  нелинейным методом. Коэффициенты используются в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга (не выше 3). Коэффициенты не применяются к  основным средствам 1—3 амортизационных  групп

Пункты 1, 2 и 3 статьи 259.3

 

10

Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, некоторыми категориями налогоплательщиков

Коэффициенты (не выше 2) по собственным  основным средствам используют сельскохозяйственные организации промышленного типа, а также организации, имеющие  статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны

Пункт 1 статьи 259.3

 

11

Применение коэффициентов, повышающих норму амортизации, по основным средствам, используемым в инновационной  деятельности

Коэффициенты (не выше 3) используются в отношении основных средств, эксплуатируемых  только в научно-технической деятельности

Пункт 2 статьи 259.3

 

12

Использование пониженных норм амортизации

Налогоплательщик вправе начислять амортизацию по пониженным нормам по решению руководителя организации-налогоплательщика

Пункт 4 статьи 259.3

 

13

Порядок определения нормы  амортизации по объектам основных средств, бывших в употреблении

1. Срок полезного использования  уменьшается на количество лет  (месяцев) эксплуатации данного  имущества предыдущими собственниками. 2. При определении нормы амортизации  срок полезного использования  учитывается полностью. 3. Срок полезного  использования определяется самостоятельно  с учетом требований техники  безопасности и других факторов (если срок фактического использования  объекта у предыдущих собственников  равен или превышает срок полезного  использования по классификации)

Пункт 7 статьи 258

 

14

Порядок налогового учета  электронно-вычислительной техники  организациями, работающими в области  информационных технологий

1. Стоимость электронно-вычислительной  техники включается в состав  амортизируемого имущества. 2. Налогоплательщики  имеют право не применять установленный  в статье 259 НК РФ порядок амортизации  в отношении электронно-вычислительной  техники при выполнении условий,  указанных в пункте 6 названной  статьи. Затраты на приобретение  электронно-вычислительной техники  в этом случае признаются материальными  расходами.

Пункт 6 статьи 259

 

15

Создание резервов

Налогоплательщик вправе сформировать резервы: — на ремонт основных средств; — по сомнительным долгам; — по гарантийному ремонту  и гарантийному обслуживанию; —  предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; — предстоящих расходов на оплату отпусков; — на выплату  ежегодного вознаграждения за выслугу  лет или по итогам работы за год

Пункт 3 статьи 260, статьи 66, 267, 267.1 и 324.1

 

16

Способы распределения расходов на освоение природных ресурсов

Расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, которая указывается в учетной  политике. Расходы, связанные с участием в конкурсе на право пользования  недрами, учитываются по выбору налогоплательщика  в составе: 1) нематериальных активов; 2) прочих расходов, связанных с производством  и реализацией, в течение двух лет

Пункт 2 статьи 261 и пункт 1 статьи 325

 

17

Порядок списания расходов на покупку земли, ранее находившейся в государственной или муниципальной  собственности

1. Расходы учитывают равномерно  в течение срока не менее  5 лет, который налогоплательщик  определяет самостоятельно. 2. Расходы  списываются в отчетном (налоговом)  периоде в размере, не превышающем  30% исчисленной налоговой базы  предыдущего налогового периода,  до полного признания всей  суммы указанных затрат. Для целей  налогообложения прибыли учитывается  стоимость земельного участка,  на котором находятся здания, сооружения или который покупается  для целей капитального строительства  объектов основных средств на  этих участках

Статья 264.1

 

18

Порядок определения сопоставимости долговых обязательств

Определяют, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. Если критерии сопоставимости не прописаны, то проценты, включаемые в расходы, не должны превышать  предельной величины, которая рассчитывается согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ

Статья 269

 

19

Порядок распределения доходов  по договорам с длительным (более  одного налогового периода) технологическим  циклом, если условиями заключенных  договоров не предусмотрена поэтапная  сдача работ (услуг)

1. Доходы распределяют  равномерно в течение срока  действия договора. 2. Доходы учитывают  пропорционально доле фактических  расходов отчетного периода в  общей сумме расходов, предусмотренных  в смете. 3. Применяют другой экономически  обоснованный способ распределения  доходов

Пункт 2 статьи 271

 

20

Период распределения  расходов по тем сделкам, которые  не содержат условий возникновения  расходов, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем

Налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок распределения  расходов

Пункт 1 статьи 272

 

21

Налоговый учет договоров, которые  могут быть квалифицированы как  операции с ценными бумагами или  как операции с финансовыми инструментами  срочных сделок

1. Сделку квалифицируют  как операцию с ценными бумагами. 2. Договор определяют как операцию  с финансовыми инструментами  срочных сделок

Пункт 1 статьи 280

 

22

Метод определения расчетной  цены акции, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг

1. Устанавливают любой  экономически эффективный метод  оценки. В частности, используется  стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на акцию. 2. Если  в учетной политике метод самостоятельной  оценки не прописан, то цену  акции определяют только с  привлечением оценщика

Пункт 6 статьи 280

 

23

Порядок формирования налоговой  базы по операциям с ценными бумагами профессиональными участниками  рынка ценных бумаг (включая банки), не ведущими дилерскую деятельность

Налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг, по операциям  с которыми при формировании налоговой  базы учитываются иные виды доходов  и расходов

Пункт 8 статьи 280

 

24

Метод списания на расходы  стоимости выбывших ценных бумаг

1. По стоимости первых  по времени приобретений (ФИФО). 2. По стоимости последних по  времени приобретений (ЛИФО). 3. По  стоимости единицы

Пункт 9 статьи 280

 

25

Последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам  одного выпуска

1. В первую очередь  закрывают позицию, которая была  открыта первой (ФИФО). 2. В первую очередь закрывают позицию, которая была открыта последней (ЛИФО). 3. Очередность закрытия позиции выбирают исходя из стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции (по стоимости единицы)

Пункт 9 статьи 282

 

26

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Налогоплательщик вправе: 1) перейти на уплату ежемесячных  авансовых платежей исходя из фактической  прибыли. При этом система уплаты авансовых платежей остается неизменной в течение налогового периода; 2) не переходить на уплату ежемесячных  авансовых платежей исходя из фактической  прибыли

Пункт 2 статьи 286

 

27

Показатель, применяемый  для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение

Налогоплательщики, имеющие  обособленные подразделения, вправе выбрать  в качестве показателя, используемого  для определения доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение: 1) среднесписочную численность работников; 2) сумму расходов на оплату труда

Пункт 2 статьи 288

 

28

Порядок уплаты налога при  наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ

1. Налог уплачивается  через одно из обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ. 2. Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения

Пункт 2 статьи 288

 

29

Квалификация срочных  сделок для целей налогообложения

1. Договор признают операцией  с финансовым инструментом срочных  сделок. Критерии отнесения сделок  к данной категории прописывают  в учетной политике. 2. Договор  квалифицируют как сделку на  поставку предмета сделки с  отсрочкой исполнения

Пункт 2 статьи 301

 

30

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг)

Налогоплательщик утверждает перечень прямых расходов самостоятельно

Пункт 1 статьи 318

 

31

Порядок налогового учета  прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги

1. Прямые расходы отчетного  периода в полном объеме уменьшают  доходы от производства и реализации  в данном периоде. 2. Прямые расходы  уменьшают налоговую базу по  мере реализации услуг, в стоимости  которых они учтены

Пункт 2 статьи 318

 

32

Механизм распределения  прямых расходов, которые невозможно непосредственно отнести к виду продукции (работ, услуг)

Налогоплательщик распределяет расходы любым экономически обоснованным способом

Пункт 1 статьи 319

 

33

Порядок распределения прямых расходов на НЗП и изготовленную  в текущем месяце готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Налогоплательщик самостоятельно определяет методику распределения  прямых расходов с учетом соответствия понесенных затрат изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным  услугам). Выбранный способ применяется  в течение не менее двух налоговых  периодов

Пункт 1 статьи 319

 

34

Порядок формирования стоимости  покупных товаров

1. Стоимость приобретения  товаров складывается только  из цены, установленной условиями  договора. 2. В стоимость приобретения товаров дополнительно включаются расходы, связанные с покупкой этих товаров

Статья 320

 

Налог на добычу полезных ископаемых

 

1

Определение количества добытого полезного ископаемого

Количество добытого полезного  ископаемого определяется одним  из двух методов: 1. Прямым методом (с  применением в отношении полезного  ископаемого измерительных средств  и устройств). 2. Косвенным методом (расчетным путем по данным о содержании добытого полезного ископаемого  в извлекаемом из недр ми не раль ном сы рье)

Пункт 2 статьи 339

 

Методы оценки сырья, материалов и покупных товаров

Для оценки сырья, материалов и покупных товаров в налоговом  учете используются следующие методы (п. 8 ст. 254 и п. 1 ст. 268 НК РФ):

  1. метод оценки по стоимости единицы запасов (товаров);
  2. метод оценки по средней стоимости;
  3. метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  4. метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод оценки по стоимости  единицы запасов (по стоимости единицы  товара) следует использовать тем, кто  работает с товаром (сырьем или материалом), имеющим большую стоимость и  определенную уникальность. Это, например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и  т. п.

Метод средней стоимости  применяют при большом количестве товаров (сырья или материалов) и  значительных объемах продаж (в рознице). Другие методы в данном случае применять  сложно из-за значительных временных  затрат.

Метод оценки по стоимости  последних по времени приобретения (ЛИФО) выгоден, если стоимость реализуемых  товаров (работ, услуг) постоянно растет (например, в условиях инфляции). В подобной ситуации применение метода ЛИФО увеличит материальные расходы (стоимость приобретения товаров), что позволит уменьшить налоговую базу.

Метод оценки по стоимости  первых по времени приобретений (ФИФО) целесообразно применять при  наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых  товаров (работ, услуг).

В бухгалтерском учете  способ списания материально-производственных запасов методом ЛИФО не применяется. Поэтому если организация хочет  сблизить бухгалтерский и налоговый  учет, то в учетной политике для  целей налогообложения необходимо зафиксировать тот же метод, который  используется в бухгалтерском учете.

Перечень прямых расходов

В соответствии со статьей 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы в целях налогообложения прибыли на прямые и косвенные. В указанной статье Кодекса приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Указанный перечень открытый. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы.

Обратите внимание: для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета можно установить один и тот же перечень прямых расходов. Это позволит не применять нормы ПБУ 18/02.

Информация о работе Формирование учетной политики для целей налогообложения