Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:25, реферат
Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.
Формирование учетной политики для целей налогообложения
Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.
Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.
Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.
Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.
Изначально предполагается,
что налоговую учетную политику
организация применяет с
Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:
В первом случае изменения
в учетную политику для целей
налогообложения принимаются с
Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.
Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.
В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.
Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:
К общим и организационно-
В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.
Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:
Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.
Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. Элементы учетной политики для целей налогообложения представлены в таблице.
В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.
Регистрами налогового учета могут быть:
Кроме того, в учетной
политике также следует указать
способ ведения аналитических
Основные элементы учетной политики для целей налогообложения
Налогоплательщик
Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.
Учетная политика в целях расчета налога на прибыль
В учетной политике для
целей налогового учета по налогу
на прибыль устанавливаются
Методы учета доходов и расходов
Ключевым моментом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления или кассовым методом.
В соответствии со статьей 271
НК РФ при методе начисления доходы
и расходы для целей
Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 000 000 руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Но если в течение года выручка окажется больше этого показателя, организация будет вынуждена перейти на метод начисления. В этом случае все доходы и расходы нужно пересчитать с начала года в соответствии с этим методом. Поэтому, если у налогоплательщика размер выручки близок к уровню, при котором использование кассового метода невозможно, в учетной политике лучше изначально утвердить метод начисления.
Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов и расходов, то доходы и расходы в налоговом учете учитываются методом начисления.
Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета.
Таблица. Элементы учетной политики для целей налогообложения
№ п/п |
Элементы учетной политики |
Варианты учетной политики |
Ссылка на норму НК РФ |
|
Налог на добавленную стоимость |
||||
1 |
Момент определения налоговой базы при реализации (передаче товаров (работ, услуг)) для налогоплательщиков с длительным производственным циклом |
В отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) момент определения налоговой базы устанавливается как: 1) день отгрузки (передачи)
товаров (выполнения работ, 2) наиболее ранняя из дат: — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); — день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав |
Пункты 1 и 13 статьи 167 |
|
2 |
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика |
1. Организация использует
право на освобождение от |
Статья 145 |
|
3 |
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) |
1. Организация использует
право на освобождение от |
Пункты 3 и 5 статьи 149 |
|
4 |
Порядок ведения раздельного учета |
При осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести их раздельный учет |
Пункт 4 статьи 149 |
|
Акцизы |
||||
1 |
Порядок определения налоговой
базы по товарам, в отношении которых
установлены различные |
1. Ведение раздельного учета и определение налоговой базы отдельно применительно к каждой налоговой ставке. 2. Отсутствие раздельного
учета и определение единой
налоговой базы по всем |
Пункты 1 и 2 статьи 190 |
|
Налог на прибыль организаций |
||||
1 |
Система организации налогового учета |
1. Используются данные
из регистров бухгалтерского
учета (возможно только при
полном совпадении данных 2. Вводят дополнительные
реквизиты в регистры 3. Разрабатывают самостоятельные регистры налогового учета |
Статья 313 |
|
2 |
Метод признания доходов и расходов для целей налогообложения прибыли |
1. Кассовый метод. 2. Метод начисления. Право выбора имеют организации (за исключением банков), у которых выручка от реализации без НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Остальные налогоплательщики применяют метод начисления |
Статьи 271—273 |
|
3 |
Порядок налогового учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким видам расходов |
Налогоплательщик |
Пункт 4 статьи 252 |
|
4 |
Способ определения суммы технологических потерь |
Налогоплательщик утверждает экономически обоснованный порядок расчета |
Подпункт 3 пункта 7 статьи 254 |
|
5 |
Способ оценки сырья и материалов, списанных в производство, а также реализованных покупных товаров |
1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). 3. По средней стоимости. 4. По стоимости единицы запаса или товара |
Пункт 8 статьи 254, подпункт 3 пункта 1 статьи 268 |
|
6 |
Методы начисления амортизации |
1. Линейный метод (к
зданиям, сооружениям, 2. Нелинейный метод |
Пункт 3 статьи 259 |
|
7 |
Использование права на ликвидацию амортизационной группы |
1. Амортизационная группа,
суммарный баланс которой стал
менее 20 000 руб., ликвидируется. 2. Не
используется право на |
Пункт 12 статьи 259.2 |
|
8 |
Использование права на амортизационную премию |
1. Амортизационная премия
включается в расходы 2. Не используется право на списание амортизационной премии |
Пункт 9 статьи 258 |
|
9 |
Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, по отдельным группам основных средств |
Коэффициенты используются в отношении основных средств, работающих в условиях агрессивной среды или повышенной сменности (не выше 2). Коэффициенты не применяются по основным средствам 1—3 амортизационных групп, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом. Коэффициенты используются в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга (не выше 3). Коэффициенты не применяются к основным средствам 1—3 амортизационных групп |
Пункты 1, 2 и 3 статьи 259.3 |
|
10 |
Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, некоторыми категориями налогоплательщиков |
Коэффициенты (не выше 2) по собственным
основным средствам используют сельскохозяйственные
организации промышленного |
Пункт 1 статьи 259.3 |
|
11 |
Применение коэффициентов, повышающих норму амортизации, по основным средствам, используемым в инновационной деятельности |
Коэффициенты (не выше 3) используются
в отношении основных средств, эксплуатируемых
только в научно-технической |
Пункт 2 статьи 259.3 |
|
12 |
Использование пониженных норм амортизации |
Налогоплательщик вправе начислять амортизацию по пониженным нормам по решению руководителя организации-налогоплательщика |
Пункт 4 статьи 259.3 |
|
13 |
Порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывших в употреблении |
1. Срок полезного использования
уменьшается на количество лет
(месяцев) эксплуатации |
Пункт 7 статьи 258 |
|
14 |
Порядок налогового учета электронно-вычислительной техники организациями, работающими в области информационных технологий |
1. Стоимость электронно- |
Пункт 6 статьи 259 |
|
15 |
Создание резервов |
Налогоплательщик вправе сформировать резервы: — на ремонт основных средств; — по сомнительным долгам; — по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; — предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; — предстоящих расходов на оплату отпусков; — на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или по итогам работы за год |
Пункт 3 статьи 260, статьи 66, 267, 267.1 и 324.1 |
|
16 |
Способы распределения расходов на освоение природных ресурсов |
Расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, которая указывается в учетной политике. Расходы, связанные с участием в конкурсе на право пользования недрами, учитываются по выбору налогоплательщика в составе: 1) нематериальных активов; 2) прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет |
Пункт 2 статьи 261 и пункт 1 статьи 325 |
|
17 |
Порядок списания расходов
на покупку земли, ранее находившейся
в государственной или |
1. Расходы учитывают равномерно
в течение срока не менее
5 лет, который налогоплательщик
определяет самостоятельно. 2. Расходы
списываются в отчетном (налоговом)
периоде в размере, не |
Статья 264.1 |
|
18 |
Порядок определения сопоставимости долговых обязательств |
Определяют, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. Если критерии сопоставимости не прописаны, то проценты, включаемые в расходы, не должны превышать предельной величины, которая рассчитывается согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ |
Статья 269 |
|
19 |
Порядок распределения доходов по договорам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) |
1. Доходы распределяют
равномерно в течение срока
действия договора. 2. Доходы учитывают
пропорционально доле |
Пункт 2 статьи 271 |
|
20 |
Период распределения расходов по тем сделкам, которые не содержат условий возникновения расходов, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем |
Налогоплательщик |
Пункт 1 статьи 272 |
|
21 |
Налоговый учет договоров, которые могут быть квалифицированы как операции с ценными бумагами или как операции с финансовыми инструментами срочных сделок |
1. Сделку квалифицируют
как операцию с ценными |
Пункт 1 статьи 280 |
|
22 |
Метод определения расчетной цены акции, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг |
1. Устанавливают любой
экономически эффективный |
Пункт 6 статьи 280 |
|
23 |
Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг (включая банки), не ведущими дилерскую деятельность |
Налогоплательщик |
Пункт 8 статьи 280 |
|
24 |
Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг |
1. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 3. По стоимости единицы |
Пункт 9 статьи 280 |
|
25 |
Последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам одного выпуска |
1. В первую очередь
закрывают позицию, которая |
Пункт 9 статьи 282 |
|
26 |
Порядок исчисления налога и авансовых платежей |
Налогоплательщик вправе: 1) перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом система уплаты авансовых платежей остается неизменной в течение налогового периода; 2) не переходить на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли |
Пункт 2 статьи 286 |
|
27 |
Показатель, применяемый для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение |
Налогоплательщики, имеющие
обособленные подразделения, вправе выбрать
в качестве показателя, используемого
для определения доли прибыли, приходящейся
на каждое обособленное подразделение:
1) среднесписочную численность |
Пункт 2 статьи 288 |
|
28 |
Порядок уплаты налога при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ |
1. Налог уплачивается через одно из обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ. 2. Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения |
Пункт 2 статьи 288 |
|
29 |
Квалификация срочных сделок для целей налогообложения |
1. Договор признают операцией
с финансовым инструментом |
Пункт 2 статьи 301 |
|
30 |
Перечень прямых расходов,
связанных с производством |
Налогоплательщик утверждает перечень прямых расходов самостоятельно |
Пункт 1 статьи 318 |
|
31 |
Порядок налогового учета прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги |
1. Прямые расходы отчетного
периода в полном объеме |
Пункт 2 статьи 318 |
|
32 |
Механизм распределения прямых расходов, которые невозможно непосредственно отнести к виду продукции (работ, услуг) |
Налогоплательщик распределяет расходы любым экономически обоснованным способом |
Пункт 1 статьи 319 |
|
33 |
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и изготовленную в текущем месяце готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) |
Налогоплательщик |
Пункт 1 статьи 319 |
|
34 |
Порядок формирования стоимости покупных товаров |
1. Стоимость приобретения товаров складывается только из цены, установленной условиями договора. 2. В стоимость приобретения товаров дополнительно включаются расходы, связанные с покупкой этих товаров |
Статья 320 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
||||
1 |
Определение количества добытого полезного ископаемого |
Количество добытого полезного
ископаемого определяется одним
из двух методов: 1. Прямым методом (с
применением в отношении |
Пункт 2 статьи 339 |
Методы оценки сырья, материалов и покупных товаров
Для оценки сырья, материалов и покупных товаров в налоговом учете используются следующие методы (п. 8 ст. 254 и п. 1 ст. 268 НК РФ):
Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) следует использовать тем, кто работает с товаром (сырьем или материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность. Это, например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и т. п.
Метод средней стоимости
применяют при большом
Метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгоден, если стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет (например, в условиях инфляции). В подобной ситуации применение метода ЛИФО увеличит материальные расходы (стоимость приобретения товаров), что позволит уменьшить налоговую базу.
Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) целесообразно применять при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).
В бухгалтерском учете
способ списания материально-производственных
запасов методом ЛИФО не применяется.
Поэтому если организация хочет
сблизить бухгалтерский и налоговый
учет, то в учетной политике для
целей налогообложения
Перечень прямых расходов
В соответствии со статьей 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы в целях налогообложения прибыли на прямые и косвенные. В указанной статье Кодекса приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Указанный перечень открытый. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы.
Обратите внимание: для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета можно установить один и тот же перечень прямых расходов. Это позволит не применять нормы ПБУ 18/02.
Информация о работе Формирование учетной политики для целей налогообложения