Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание

1. Теоретические аспекты формирования государственной пошлины
Государственная пошлина: понятие, назначение, принципы формирования
На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 НК РФ.
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами суб

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты формирования государственной пошлины
1.1Государственная пошлина: понятие, назначение, принципы формирования
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ
1.3 Государственная пошлина в налоговой системе стран СНГ
2 Экономические основы уплаты государственной пошлины
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия
2.3 Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношении плательщика различных юридически значимых действий (нотариальные действия, регистрация актов гражданского состояния и др.)
2.4 Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ
2.5 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за гос. регистрацию и прочих значимых действий
3 Особенности предоставления государственной пошлины
3.1 Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц
3.2 Основания и порядок возврата или зачета гос. пошлины
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач Государственная пошлина.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты

Введение 

1 Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

1.1Государственная  пошлина: понятие, назначение, принципы формирования

1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ

1.3 Государственная  пошлина в налоговой системе стран СНГ

2 Экономические основы уплаты государственной пошлины

2.1 Плательщики  государственной пошлины, объект  обложения, система ставок, порядок  и сроки уплаты, льготы для  некоторых категорий лиц

2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия

2.3 Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношении плательщика различных юридически значимых действий (нотариальные действия, регистрация актов гражданского состояния и др.)

2.4 Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ

2.5 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за гос. регистрацию и прочих значимых действий

3 Особенности предоставления государственной пошлины

3.1 Льготы по  государственной пошлине для  отдельных категорий лиц

3.2 Основания и порядок возврата или зачета гос. пошлины

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

Введение 

1. Теоретические  аспекты формирования государственной пошлины

    1. Государственная пошлина: понятие, назначение, принципы формирования  
      На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 НК РФ. 
      Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

       Ранее законодательно определение  понятия государственной пошлины  давалось в ст.1 Закона РФ «О  государственной пошлине», согласно  которой под государственной  пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

       Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст.8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организацией и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная пошлина определена НК РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам – это обязательность их уплаты. По общему правилу государственная пошлины уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер  уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины. Итак, общая характеристика госпошлины представлена на рисунке 1. 
Рисунок 1  - Место государственной пошлины в системе налогов и сборов РФ

 

Четкого критерия отграничения государственной пошлины  от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина – за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравниваются к юридически значимым действиям).

1.2 Место  государственной пошлины в налоговой  системе РФ

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Диаграмма 1. Место государственной  пошлины в п. 1.6. доходной части  бюджета

 

Государственная пошлина  относится к налогам со стоимости  исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в  финансовой системе занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная  система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. Для того чтобы лучше представить место государственной пошлины в формировании государственного бюджета местного уровня необходимо составить таблицу.

Таблица 1.               

 Доходная  часть бюджета РСО-Алания за 2008 год

Доходы

Поступления в  местный бюджет млн. руб.

1. Налог на  прибыль

34974451

2. Налог на  имущество

6345593

3. Налог от  реализации товаров, услуг на  территории РФ

3618393

4. Неналоговые  доходы

82014

5. Доходы целевых  бюджетных фондов

8277486

7. Штрафы санкции,  возмещение ущерба

45145

8. Государственная  пошлина, сборы

79193


Удельный вес государственной  пошлины в доходной части федерального бюджета вообще выглядит как 0%, что  не дает возможности представить  ее более наглядно.

Таким образом, сумма  налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень  незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности  системы государственных пошлин. По мнению автора курсовой работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

1) Пересмотр размеров  ставок государственных пошлин  – наиболее сложный и трудоемкий  путь, требующий материальных затрат  на расчет, оптимизацию и прогнозирование  новых ставок;

2) Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

В том случае, если оставить все без изменений систему  государственных пошлин можно вообще отменить, так как в скором времени  сумма от их поступлений не будет  покрывать ни одну из расходных статей бюджета.

1.3 Государственная  пошлина в налоговой системе стран СНГ.

Государственная пошлина - это сбор, который уплачивают многие государства, в частности государства  СНГ. Приведём примеры того, какой  порядок взимания и уплаты госпошлины в Азербайджане, Украине, Казахстане. Плательщиками государственной  пошлины за выполнение работ, оказание услуг и приобретение прав являются граждане этих государств, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица.

Законодательство Азербайджана определяет государственную пошлину  как обязательный платёж, взимаемый  в установленных настоящим Законом случаях и порядке в государственный бюджет за услуги, оказанные государственными органами учреждениям, организациям и физическим лицам, юридическим лицам.[6,c.267]

Государственная пошлина  взимается в следующих случаях:

1. при подаче исковых заявлений и жалоб в суд, заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и обжаловании судебных решений, повторной выдаче судом копий документов;

2. при совершении нотариальных  действий нотариальными конторами  и государственными органами;

3. при регистрации  актов гражданского состояния;

4. при выдаче гражданам  Азербайджанской Республики и  постоянно проживающим в Азербайджанской  Республике лицам без гражданства  удостоверения личности, а также  иностранцам, проживающим в Азербайджанской Республике свыше 30 дней, регистрационного удостоверения, приобретении гражданства или выходе из гражданства Азербайджанской Республики;

5. при совершении консульских  действий в Азербайджанской Республике  или в дипломатических представительствах  Азербайджанской Республики в зарубежных странах;

6. при регистрации  объектов промышленной собственности,  выдаче соответствующих охранных  документов и связанных с ними  иных юридических действиях, а  также выдаче некоторых видов  разрешений;

7. при выдаче специального разрешения (лицензии) на виды предпринимательской деятельности, требующие получения специального разрешения (лицензии);

8. при государственной  регистрации и перерегистрации  юридических лиц;

9. при регистрации  и внесении в государственный  реестр ценных бумаг (за исключением случаев регистрации в порядке приватизации);

10. при выдаче разрешения, регулирующего международные автомобильные  перевозки на территории Азербайджанской  Республики;

11. при выдаче документов, связанных с правом собственности  на имущество, в том числе правом собственности на землю, аренды земли и землепользования, и государственной регистрации залога.[6,c.269]

Государственная пошлина  во всех случаях уплачивается в полном объеме в государственный бюджет. 15 процентов государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий, выдачу разрешения, регулирующего международные автомобильные перевозки, а также регистрацию объектов промышленной собственности, выдачу соответствующих охранных документов и связанные с ними иные юридические действия, перечисляются на специальный счет органа, взимающего государственную пошлину, а 85 процентов -- в государственный бюджет. Государственные пошлины перечисляются в государственный бюджет в национальной валюте наличными или путем перечисления. Плательщику выдается подлинник банковской квитанции установленной формы об уплате государственной пошлины в государственный бюджет наличными, а при перечислении со счета плательщика -- банковский документ, подтверждающий исполнение платежа.[13,c.360]

Законодательство Украины выделяет те же случаи, когда взимается государственная пошлина. С исковых заявлений, подаваемых в арбитражные суды Украины, госпошлина взимается только в следующих случаях: с искового заявления имущественного характера, с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении хозяйственных договоров, с заявлений о проверке решений, определений, постановлений в порядке надзора, а также об их открывшимся обстоятельствам.

Фиксированные процентные ставки государственной пошлины исчисляются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан на день уплаты государственной пошлины, если иное не установлено Налоговым кодексом.[19]

Госпошлина взимается  в Казахстане в следующих случаях:

-с подаваемых в  суд исковых заявлений, с заявлений  (жалоб) по делам особого производства, апелляционных жалоб, с заявлений  о вынесении судебного приказа,  о присоединении к апелляционной  жалобе, а также за выдачу судом  копий (дубликатов) документов;

-в случаях раздела  имущества при расторжении брака;

-с исковых заявлений  об изменении или расторжении  договора найма жилых помещений,  о продлении срока принятия  наследства, об освобождении имущества  от ареста и с других исковых  заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке;

-с апелляционных жалоб  на решения суда.

-за совершение нотариальных  действий, а также за выдачу  нотариально удостоверенных копий  документов;

-за регистрацию актов  гражданского состояния, за выдачу  гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записи актов о рождении, браке, расторжении брака, смерти;

-за совершение юридически  значимых действий уполномоченным органом в области интеллектуальной собственности.

Таким образом, можно  говорить о том, что порядок взимания госпошлины в данных странах схож как между собой так и с  порядком взимания и уплаты госпошлины в России.[10,c.268]

2. Экономические основы уплаты государственной пошлины  
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц  
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Информация о работе Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты