Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:35, реферат
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.
В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль регионального самоуправления. Их эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.
Ведение 4
1 Общая характеристика и становление налоговой системы
1.1 Становление налоговой системы
1.2 Законодательное регулирование налоговых отношений в РФ
1.3 Основные принципы налогообложения в РФ
1.4 Структура налоговой системы
2 Региональное налогообложение
2.1 Транспортный налог
2.2 Налог на имущество организаций
2.3 Налог на игорный бизнес
2.4 Отражение в налоговом учете
3 Региональное налогообложение: транспортный налог: механизм исчисления и взимания
3.1Механизм исчисления и взимания транспортного налога
3.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО «Виста»
3.3 Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО «Виста»
3.4 Проблемы региональных налогов и способы их устранения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Пример заполнения налоговой декларации
по транспортному налогу
Исходя из расчетов, можно увидеть, что ОАО «Виста» в 2009 году уплатила налог в сумме 6613 рублей.
По коду строки 010 указан код бюджетной классификации (КБК) в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации. аконодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.
На титульном листе указано следующее:
вид документа ("1" – первичный);
отчетный год, за который представляется Декларация (2009 год);
полное наименование налогового органа, в который представляется Декларация, и его код (Открытое акционерное общество «Виста»)
номер контактного телефона налогоплательщика ((4862)72-24-76);
количество страниц, на которых составлена Декларация (003).
Таким образом, налоговая декларация является важной формой финансовой отчетности по транспортному налогу.
Заполнение декларации изложено в Приложении А «Налоговая декларация по транспортному налогу».
3.4 Работающий дорожный налог. Миф или рельность?
Проблема дорог и их строительства в России уже давно стала притчей, особенно в части обсуждения вопросов, связанных с администрированием и финансированием дорожной отрасли.
Так, к 2005 году финансирование отрасли сократилось почти вдвое — с 600 млрд до 315 млрд руб. В наибольшей степени это сокращение затронуло региональное дорожное хозяйство: финансовые вливания в него уменишилось пчти в 4 раза, притом что за прошедшее десятилетие количество автомобилей в стране выросло в 1,5 раза.
В соответствии с проектными планами на 2011-2012 гг. разрыв между потребностями дорожного хозяйства и реально выделяемыми ему средствами может стать трехкратным. Так, в 2011 году на содержание и ремонт трасс федерального значения необходимо 193,5 млр руб, а в бюджетном плане предпологалось выделить всего 56,8 млрд руб.
потребности местноо дорожного хозяйства в следующем году оцениваются в 650 млрд руб., однако регионы найдут только 119 млрд руб., По данным генерального директра Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами И. Старыгина, в 42 регионах нормативам не соответствуют 50-80% местных дорог, а еще в 18 регионах — свыше 80% трасс. Несмотря на бурный росто автомобильного парка в период с 2001 по 2008 год, т.е. На увеличение объектов налогообложения, объем финансирования уменьшился. В последующие годы на дороги России вышли еще 3,15 млн легковых автомобилей. Общий объем автопарка к концу 2011 года можно приблизительно оценить в 38 млн едениц. Это огромное количество объектов налогообложения, используемых пока неэффективно.
Причина фатального уменьшения финансирования автодорожной отрасли в условиях активного роста автопарка страны видится прежде всего в системной ошибке: ликвидация дорожных фондов и введение транспортного налога (глава 28 НК РФ) без указания на его целевое назначение привели к тому, что собранные средства расходовались по усмотрению местных органов власти, и не всегда на дороги. Сейчас дорожные фонды фоссозданы на федеральном и региональном уровнях, однако соответствующие поправки в НК РФ относительно целевого назначения использования поступающих средств от налога на развитие соответствующей инфраструктуры не внесены.
Действующий транспортный налог установлен вопреки прин ципам справедливости и экономической целесообразности, всеобщности и равенства налогообложения. Это проявляется в определении налоговой базы в отношении автотранспортного средства как мощность его двигателя.В то же время налог на содержание транспортной инфраструктуры — не совсем об ычный налог: здесь принцип всеобщности и равенства достигается только тогда, когда каждому из налогоплательщиков устанавливается равная мера в долевом участии строительства или восстановлении дорожной сети в зависимости от частоты и тяжести её использования. В противном слуае налог превращается из активного инструмента государственного инструмента государственого управления в пассивный источник пополнения бюджета, каким, например, является налог на имущество.
То есть налоговая база должна определяться исходя из критерия оценки участия каждого автовладельца в коллективной эксплуатации общего имущества (т.е. дорог). Кто наносит больше вреда дорогам и кем они чаще востребованы, тот причиняет одинаковый ущерб , и платят поровну.
С точки зрения законов физики чем выше сила воздействия на дорожное полотно и чем больше её продолжительнсоьб. Тем значительнее деформируется объект приложения силы.
Использование в качестве критерия массы автомобиля обеспечивает равное долевое участие владельцев автомобилей с двигателями разной мощности, но с той же массой, ве дь дорожное полотно под ними изнашивается одинаково. Логично было бы, если и расходы на его ремонт возмещались в раынх пропорциях.
Прожолжительность воздействия определяется частотой использования автотранспортного средства, которая напрямую отражается в потреблении моторного топлива. Уже сейчас существенная часть топливного акциза направляется в дорожный фонд. Однако непрозрачность механизма его взимания позволяет нефтяным компаниям повышать цены, оправдывая сь увеличением акциза. Если же будет введен отдельный фиксированный акциз с каждого литра моторного топлива, это позволит реализовать принцип: взимать больш е с тех, кто ездит чаще и н менее экономичных автомобилях, а заодно и упростит фискальный контроль за топливными операторами.
Согласно данным Росстата, моторного топлива, например, в 2008 году было произведено: бензина-35,6 мн т, дизельного — 68,9 млн т. В 1 т топлива содержится 1315л. Обложение 1 л топлива по ставке 1 руб. обеспеит поступление акциза в сумме 137,5 млн руб. в год.
Совокупные поступления от налога т акциза перекроют потребности Автодора.
Сбор транспортного налога, взятого исходя из массы автомобиля, должен поступать в федеральный дорожный фонд, который обязан обеспечить право всех налогоплательщиков на свободное передвижение по стране.
Существующий транспортный налог, исчисляемый исходя из мощности двигателя, которая не является объективным показателем для определения долевого участия на две части: постоянную и переменную.
Постоянная чась (рассчиывается по массе атомобиля) вводится на федеральном уровне и поступает в федеральный дорожный фонд, что обеспечит налогоплательщику свободы перемещения по стране, гарантированное Конституцией РФ.
Переменна часть (это «дорожный» акциз, который взимается с количества потребляемого моторного топлива) устанавливается с поправкой на особенности субъекта Федерации, контролируется им и взимается в региональный дорожный фонд.
Такая модернизация танспортного налога способна решить ситуацию с финансирование дорожной отрасли без введения института платных автомагистралей. Думается, регулярную цифру ежегодных расходов в 843,5 млрд руб. можно считать значительно завышенной из-за запущенности дел в отрасли за последние 8 лет. При регулярном финансировании и контроле за качеством дорожных работ ежегожный бюджет отрасли должен неуклонно уменьшаться, пока не установиться на некой равновесной цифре. Тогда можно будет ежегодно корректировать и налоговые ставки. Конечно, на начальном этапе прелагаемое реформирование налога увеличит нагрузку на автовладельцев. Правда, в большей степени справедливо распределив её между ними всеми, но наличие качественных дорог - в их интересах. Да и появление платных магистралей не соответствуют экономическим потребностям государства: ему дороги нужны в свободном обращении. Кроме того, введени платы за проезд по дорога м, отремонтированным или построенным Росавтодором на выделенные ем у бюджетные средства, будет не чем иным, как двойным налгообложением.
3.5 Проблемы региональных налогов и способы их устранения
Россия – демократическая федерация 87 субъектов, каждый из которых обладает своими особенностями, начиная с социально-экономических, климатических, географических особенностей и заканчивая культурно-этнической, национальной спецификой. Налоговые доходы региональных и местных бюджетов формируются как за счет поступлений от вводимых региональными и местными властями, соответственно, региональных и местных налогов, так и за счет отчислений от федеральных налогов.
Социально-экономическое развитие регионов и страны в целом невозможно без проведения эффективной региональной финансовой политики. Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории
Актуальным является повышение качества планирования доходных источников и расходных направлений регионального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью создания основы для эффективного использования финансовых средств, повышения инвестиционной привлекательности региона и как следствие для достижения целей региональной финансовой политики. Структура планируемых доходов и расходов бюджета должна отражать приоритеты социально-экономического развития региона и страны в целом.
Прогноз строится исходя из финансового состояния и исполнения бюджета в текущем году. При прогнозировании доходов региона основой являются налоговые поступления в региональный бюджет.
Действующее российское законодательство позволяет представительным органам субъектов федерации, местного самоуправления вводить на своей территории региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Кроме того, они имеют право устанавливать размеры процентных ставок по ним, а также в пределах, установленных НК РФ, предоставлять налоговые льготы, вносить изменения и дополнения в региональное законодательство, предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, предоставлять налоговые льготы.
Таким образом, осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.
Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой – к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.
В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, местным самоуправлением, является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.
Налоговое регулирование является важным фактором развития экономической активности предприятий и организаций. Вместе с тем налогообложение хозяйствующих субъектов следует рассматривать не только с точки зрения стимулирования их экономической активности, но и защиты интересов бюджета в части обеспечения доходами государственных расходных полномочий.
Предоставление налоговой льготы хозяйствующим субъектам отрасли будет целесообразнымтогда, когда общая сумма налоговых поступлений в региональный бюджет после предоставления налоговой льготы за “m” производственных циклов будет не меньше суммы налоговых поступлений за тот же период при базовой ставке налога на прибыль, т.е. до предоставления льготы.
В результате исследования влияния системы налогообложения на экономическую активность хозяйствующих субъектов региона получена зависимость между ставками налогов, коэффициентами использования ресурсов и рентабельностью продаж. Зависимость может быть использована при формировании оптимальных ставок налоговых платежей для хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики региона, основанных на критерии сохранения их платежеспособности. Результаты исследования могут быть использованы при налоговом регулировании экономики региона, как в условиях экономического роста, так и при кризисном состоянии экономики.
В результате оценки “эффективности” налоговой льготы для регионального бюджета, при условии направления прироста располагаемой прибыли на увеличение вложений собственных средств в оборотные активы, установлено, что предоставление этой льготы целесообразно для отраслей, спрос на продукцию которых относительно неэластичен по цене, имеющих незагруженные производственные мощности и небольшую продолжительность производственного цикла.
Для регионов с более высоким уровнем социально-экономического развития свойственна более высокая налоговая нагрузка на предприятия и организации, и более низкая – на физических лиц.
Существенной проблемой в региональных и местных системах налогообложения является компенсация выпадающих доходов региональных и местных бюджетов, особенно в условиях проведения федеральным центром политики снижения налоговой нагрузки на экономику и населения. В данной ситуации дефицит финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении территориальных властей, значительно усугубляет проблему финансовой зависимости региональных и местных властей от политики вышестоящего уровня. Для целей выравнивания бюджетной обеспеченности предусмотрен фонд финансовой поддержки регионов, субсидии из которого предоставляются по единой методике в зависимости от налогового потенциала конкретного субъекта РФ.
Транспортный налог отчисляется по нормативу в 100 % в региональный бюджет. Однако законом субъекта Российской Федерации возможно распределение налога между региональным и местными бюджетами, поэтому данный налог можно считать регулирующим.
Значение транспортного налога в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этого налога является значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов, а следовательно, источником финансирования экономических программ развития регионов.
С момента введения данного налога рост поступлений от него за пять лет вырос почти в 2,9 раза. Транспортного налога за 2011 года поступило 1950,8 млн. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2010 году.
В кризисных условиях налоговая политика претерпела значительные изменения, с отменой большинства региональных налогов значительно снизились денежные поступления в бюджет нашего региона, что неблагоприятно отразилось на его экономическом развитии в середине кризисного периода. Это связано с тем, что в структуре доходов территориального бюджета 12,5% приходится на региональные налоги. Как, видно доля региональных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования области на эти средства. Поэтому 80% доходов территориального бюджета составляют федеральные налоги и сборы, а так же различные субсидии и дотации от государства.
На сегодняшний день существует ряд проблем в администрировании и собираемости налогов. Базу данных для исчисления региональных налогов налоговые органы формируют по сведениям разных информационных ресурсов - Росрегистриции, Роснедвижимости, ГИБДД. Только в 1 квартале 2010 года от них поступило около 2,5 млн сведений. К сожалению, информационный обмен продолжает оставаться несовершенным, налоговые органы не получают полных и актуальных данных, необходимых для исчисления налогов, что в итоге ведет к потерям региональных и местных бюджетов. Для решения данной проблемы необходимо разработать единую базу данных с автоматическим учетом, которая могла бы объединять предоставленную информацию по всем налогоплательщикам и отфильтровывать в зависимости от требований налоговых органов.
В настоящее время наряду с представлением ГИБДД сведений в старых форматах, в нашем регионе тестируется новое программное обеспечение. Количество сведений, не прошедших контроль, а также технические ошибки встречаются достаточно часто, о чем свидетельствует наибольшее число жалоб налогоплательщиков. Вместе с тем, прием информации в новых форматах позволяет сегодня говорить о повышении качества и достоверности передаваемых данных, а также о достижении достаточно высокого уровня автоматической обработки (до 95%). Работа областной комиссии по транспортному налогу дала положительные результаты, как в части взаимодействия ведомств, так и в мобилизации платежей по данному налогу.
Повышение уровня собираемости региональных и местных налогов напрямую зависит от эффективной работы по взысканию задолженности. Активизация в 2009 году работы налоговых органов в данном направлении позволила обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона около 600 миллионов задолженности прошлых лет. Для розыска должников физических лиц совместно со Службой судебных приставов, ГИБДД проводятся рейды с привлечением средств массовой информации. На территории города Иркутска используются два аппаратно - программных комплекса «Поток-М», в которых содержится информация о судебных приказах, находящихся на исполнении у судебных приставов. Они позволяют сотрудникам ГИБДД задерживать только те автомобили, владельцы которых имеют задолженность, а приставам – на месте оформлять арест автомобиля или изымать денежные средства в счет погашения судебного приказа. Данная работа начата в ноябре 2009 года и уже приносит ощутимые результаты.
Еще одна проблема, которая отрицательно повлияла на становление бюджета Иркутской области, связана с появлением в РФ специально отведенных игорных зон для азартных игр, куда наша область не вошла. Необходимо заметить, что и в самих игорных зонах дала, обстоят не лучшим образом, т.к. не все предприниматели регистрируют там свой бизнес, предпочитая работать на прежнем месте не легально или в обход закона, сменив таблички с «казино» на «лото», оправдывая свои действия не обустроенностью данных территорий. В комиссиях по легализации налоговой базы необходима совместная работа всех заинтересованных структур (органов прокуратуры, внутренних дел, представителей администрации). Консолидация усилий всех структур власти, а в первую очередь, служб по экономическим и налоговым преступлениям, особенно необходима для решения обозначенных проблем.
Основная часть доходов Иркутской области формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных бюджетов. При этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном уровне весьма ограничены.
Для устранения всех имеющихся недостатков региональных налогов, предлагается принять законопроект о «Развитии бюджетного федерализма в РФ на период до 2011 года». Который существенно повысит роль собственных доходов региональных бюджетов, в том числе - налогов, то есть создаст предпосылки для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.
Для этого необходимо:
1) расширить налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления при одновременном предотвращении недобросовестной налоговой конкуренции и обеспечении единого налогового пространства;
Информация о работе Характеристика и становление налоговой системы