Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:14, контрольная работа
Публичные дела, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и остальных обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называется налоговыми правоотношениями.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности………………..5
2.Меры принудительного взыскания налога……..…………… ……………. 9
3.Основные формы изменения срока уплаты налогов………………………26
4.Зачет (возврат) излишне уплаченных налогов……………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемой литературы……………………………………………35
Переплачены могут
быть суммы налога, сбора, пени или
штрафов.
Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:
Зачет представляет
собой способ исполнения обязанности
по уплате налога или сбора при котором
суммы, уплаченные изначально в счет одного
налогового обязательства считаются уплаченными
в счет иного обязательства. Зачет по общему
правилу осуществляется налоговым органом
(ст. 45, п. 2 ст. 78 НК РФ), но в некоторых случаях
(отказ налогового органа в зачете, зачет
штрафа) может быть осуществлен в судебном
порядке. Налоговый орган может провести
зачет самостоятельно либо по заявлению
налогоплательщика. Причем по собственной
инициативе налоговый орган вправе зачесть
излишне уплаченную сумму только в отношении
налоговых платежей, по которым имеется
недоимка. В счет уплаты пени переплата
по налогу может быть зачтена только по
заявлению налогоплательщика (п. 5 ст. 78
НК РФ, Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001
№ А42-2832/01-25).
Зачету подлежит
как сумма излишне уплаченного
налога (п. 1 ст. 78), так и сбора,
пени (п. 11 ст. 78). Следует обратить
внимание на то, что допускается
зачет только сумм излишне уплаченного
налога, зачет уплаченных за определенный
период сумм налога при наличии недоимок
по другим периодам, пусть и предшествующим,
недопустим (Постановление ФАС СЗО от
23.04.2002 № А56-31835/01).
Возврат
- возмещение из бюджета уплаченных в счет
погашения налоговых обязательств сумм.
Возврат осуществляется налоговым органом
за счет средств соответствующего бюджета.
Данный способ
может быть использован только
при соблюдении некоторых
Однако положения
о том, что возврат излишне
взысканных налогов возможен
только после зачета рассчитан
на добросовестные действия
Помимо того,
недопустим возврат виртуально
уплаченных сумм. Так, для возврата
из бюджета сумм налога они должны реально
поступить в бюджет (Постановлением ФАС
ЗСО от 24.04.2002 № Ф04/1408-248/А46-2002). Уплаченным
налогом, подлежащим возврату в порядке
ст. 78 НК РФ можно считать только тот налог,
который уплачен денежными средствами
(Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф04/3950-1364/А45-2001),
в противном случае суммы переплаты могут
быть зачтены только в счет недоимки и
будущих платежей (Постановление ФАС ЗСО
от 24.12.2001 № Ф04/3953-1363/А45-2001). Однако последнее
решение вынесено с учетом местного законодательства,
устанавливающего запрет на возмещение
из бюджета сумм налога, уплаченных векселями.
Потому представляется верным, что возврат
излишне уплаченных не денежным способом
сумм все же допустим. Другое дело, что
данный способ расчетов в налоговом праве
теперь практически не используется, и
данное положение не найдет практического
применения.
Возврат происходит
за счет того бюджета, в
Возвращает
сумму излишне уплаченного налога
инспекция по месту учета налогоплательщика.
В случае если налогоплательщик подал
заявление о возврате излишне уплаченного
налога в одну инспекцию, но потом перешел
на учет в другую инспекцию, то вопрос
о том, какая инспекция будет осуществлять
возврат разрешается судами по разному:
<первой> (Постановление ФАС МО от 12.10.2001
№ КА-А40/5712-01), либо <второй> (Постановление
АС НСО от 03.02.2003 № А45-11648/02-СА12/91) инспекциями.
Таким образом, не так уж и важно какой
налоговый орган будет осуществлять возврат.
Применение к возмещению
НДС. Отношения по зачету и возмещению
НДС до 1 января 2001 г. регулируемые Законом
РФ <О налоге на добавленную стоимость>,
а после 1.01.2001 главой 26 НК РФ имеют иную
природу. Суммы возникают не в результате
ошибочных действий налогоплательщика
(излишняя уплата налога) или налогового
органа (неправомерное взыскание излишней
суммы), а в результате самой организации
налога на добавленную стоимость, предполагающей,
при определенных обстоятельствах, возмещение
правильно уплаченных сумм налога. Таким
образом, оснований для применения к указанным
отношениям положений ст. 78 НК РФ нет (Постановление
ФАС ЗСО от 27.04.2001 №Ф04/1190-327/А46-2001).
Порядок
зачета и возврата:
Срок. Заявление
в налоговый орган о зачете (возврате)
излишне уплаченных сумм налога может
быть подано только в течение 3 лет
с момента переплаты (п. 8 ст.78 НК РФ, Постановление
ФАС ЗСО от 02.04.2001 № Ф04/950-239/А46-2001). Указанный
срок распространяется только на заявление
о возврате, но не на сам возврат, который
может быть осуществлен и по истечении
указанного срока (Постановление Президиума
ВАС РФ от 11.01.2001 № 3646/01). Вместе с тем, заявление
о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного)
налога в суд подается по общим правилам
о сроке исковой давности, предусмотренным
ст. 200 ГК РФ - в течение 3 лет с момента,
когда заинтересованному лицу стало известно
о факте переплаты (Определение КС РФ от
21.06.2001 № 173-О). При пропуске срока установленного
налоговым законодательством необходимо
заявить ходатайство в суд о применении
п. 1 ст. 200 ГК РФ.
Зачет
налоговым органом. Налоговый орган
по заявлению налогоплательщика о зачете
переплаты в счет предстоящих платежей
выносит решение в течение 5 дней. В любом
случае, налогоплательщик должен быть
проинформирован о принятом по его заявлению
решении в течение двух недель с момента
подачи заявления.
Возврат налоговым
органом. Возврат налоговым органом
может быть осуществлен при соблюдении
ранее рассмотренных условий. Необходимо
также иметь в виду, что не всякие суммы
может вернуть налоговый орган. Так, вернуть
суммы уплаченных (взысканных) штрафов
возможно только в судебном порядке. В
соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат
суммы излишне уплаченного налога производится
в месячный срок со дня подачи заявления
о возврате. В данном пункте речь идет
о сроке для возврата, а не сроке принятия
решения налоговым органом о возврате,
направляемом в казначейство (Постановления
ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф04/3244-377/А-2001, от 24.10.2001
№ Ф04/3219-367/А67-2001). Проведением налоговой
проверки (выездной или камеральной) налоговый
орган также не вправе оттянуть момент
возврата (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2001
№ Ф04/3239-980-981-982/А27-2001)
Обращение
в суд. Ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщику
предоставлена возможность
Таким образом,
налоговое законодательство
Налог - это
обязательный взнос плательщика в бюджет
и внебюджетные фонды в определенных законом
размерах и в установленные сроки. Он выражает
денежные отношения, складывающиеся у
государства с юридическими и физическими
лицами в связи с перераспределением национального
дохода и мобилизацией финансовых ресурсов
в бюджетные и внебюджетные фонды государства.
Налоговая обязанность – урегулирование нормами права отношения, в рамках которых происходит исполнение конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.
Налог может уплачиваться долями в установленные сроки либо предусматриваются авансовые платежи за отчетный период, которые учитываются при уплате налога после окончания налогового периода. Уплата налогов и сборов производится в наличной или безналичной форме, в валюте РФ. При отсутствии кредитной организации налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги наличными средствами через кассу местной администрации муниципального образования либо в местное отделение почтовой связи.
Неисполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Для каждого физического лица или организации своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.
Основанием возникновения
налоговой обязанности
Исполнение налоговой
обязанности заключается в
Способы обеспечения
исполнения налоговой обязанности
направлены на восстановление нарушенных
фискальных прав государства и призваны
гарантировать государству
Информация о работе Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов