Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:43, реферат
Помимо этого затронута проблема определения лица, являющегося плательщиком транспортного налога. Рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога.
В России имеется позитивный опыт развития налоговых правоотношений в части разграничения налоговых полномочий. И его необходимо использовать, подкрепляя научно обоснованными разработками.
Исходя из вышеизложенного, выбранная тема исследования представляется имеющей практическое и теоретическое значение.
Плательщиками
налога на пользователей автомобильных
дорог являлись юридические лица,
индивидуальные предприниматели, предприятия
с иностранными инвестициями, международные
объединения и организации, осуществляющие
предпринимательскую
Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические и физические лица, имеющие транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, и объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1%. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ в 1997 г. «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента РФ» от 15 ноября 1997 г. № 1233 транспортный налог был упразднен.
В рамках реформирования налоговой системы РФ первоначально планировалось с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в России. Однако, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ» и некоторые другие акты законодательства РФ от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ [6]. Были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, а именно:
· исключена ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах;
·
в Закон о дорожных фондах в
РФ были внесены изменения, касающиеся
уточнения формирования источников
образования территориальных
· часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена новой главой 28 «Транспортный налог».
В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, транспортный налог, предусмотренный главой 28 Налогового кодекса России, является:
· региональным - средства от него поступают в бюджет субъектов Федерации;
· прямым - включается в расходы организации и влияет на увеличение налоговой нагрузки;
· реальным - взимается с имущества.
С вступлением в силу с 1 января 2003 г. гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ на территории России был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, водно-воздушные транспортные средства исключены из объектов налогообложения, перечисленных в Законе РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003 – 1.
Согласно новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в РФ источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:
· поступления от транспортного налога;
· поступления от акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;
· поступления от земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ;
· поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам, пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г.;
· субвенции бюджетам субъектов РФ, выделяемым из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства.
Средства
территориальных дорожных фондов направлялись
на финансирование содержания, ремонта,
реконструкции и строительства
автомобильных дорог общего пользования,
относящихся к собственности
республики в составе РФ, автономных
областей, автономных округов, краев, областей,
а также затрат на управление дорожным
хозяйством. При этом законодательные
(представительные) органы субъектов
РФ или уполномоченный ими орган
исполнительной власти могли разрешить
использовать средства территориального
дорожного фонда на ремонт, реконструкцию
или строительство
Региональный транспортный налог введён в действие с 1 января 2003г. Взамен действующих до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Он установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории.
При
этом Кодекс предоставил право
Таким образом, Налоговый кодекс предоставил субъектам Федерации достаточно существенные полномочия по установлению и введению транспортного налога.
Плательщиками налога
являются физические лица и организации,
на которых в соответствии с российским
законодательством
Объектом
налогообложения Налоговый
Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения.
В частности, не облагаются налогом:
– весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
– полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;
– промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
– тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. К этой же категории относятся самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
– транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
– транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.
Налоговая
база по налогу установлена в зависимости
от категории объекта
В
отношении водных несамоходных, т. е.
буксируемых транспортных средств,
по которым установлена валовая
вместимость, налоговой базой является
указанная вместимость в
По
всем другим водным и воздушным транспортным
средствам налоговая база установлена
как единица транспортного
При этом налоговая база установлена Кодексом единая для всех транспортных средств, независимо от марки и страны их изготовления.
Налоговым периодом по транспортному налогу установлен календарный год, который совпадает с отчетным периодом.
Налоговые ставки по налогу, как уже отмечалось, устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от налоговой базы и на основе определенных Налоговым кодексом средних ставок налогообложения, указанных в таблице.
Установленная
существенная дифференциация средних
налоговых ставок в зависимости
от мощности двигателя транспортного
средства направлена на усиление социальной
справедливости при взимании этого
налога, имея в виду, что максимальные
ставки установлены по более мощным,
а значит, и более дорогим
Сравнительно высокие налоговые ставки предусмотрены по таким транспортным средствам, как самолеты, катера, яхты, гидроциклы и другие подобные водные и воздушные транспортные средства, имея в виду, что владельцами такого имущества являются физические лица и организации с достаточно большими финансовыми возможностями.
Право
установления конкретных налоговых
ставок предоставлено законодательным
(представительным) органам субъектов
Федерации, которые могут увеличивать
или уменьшать указанные
При этом федеральное законодательство не исключает права субъектов РФ по установлению дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
При установлении законодательными (представительными) органами субъектов Федерации конкретных ставок многие из них были достаточно существенно скорректированы. При этом по большинству автомобилей отечественного производства предусмотрены, как правило, минимально низкие ставки.
Порядок
исчисления налога установлен в зависимости
от категории налогоплательщиков. В
частности, налогоплательщики, являющиеся
организациями, обязаны самостоятельно
исчислять сумму налога. Сумма
налога, подлежащая уплате налогоплательщиками
– физическими лицами, исчисляется
налоговыми органами на основании сведений,
которые представляются в налоговые
органы органами, осуществляющими