История и теория налога на транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание

Помимо этого затронута проблема определения лица, являющегося плательщиком транспортного налога. Рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога.
В России имеется позитивный опыт развития налоговых правоотношений в части разграничения налоговых полномочий. И его необходимо использовать, подкрепляя научно обоснованными разработками.
Исходя из вышеизложенного, выбранная тема исследования представляется имеющей практическое и теоретическое значение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.docx

— 210.54 Кб (Скачать документ)

     Плательщиками налога на пользователей автомобильных  дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия  с иностранными инвестициями, международные  объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы  и другие аналогичные подразделения  предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный  счет. Объектом налогообложения служила  выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между  продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в  размере 1%.

     Налог с владельцев транспортных средств  уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические и  физические лица, имеющие транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.

     Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, и объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1%. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ в 1997 г. «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента РФ» от 15 ноября 1997 г. № 1233 транспортный налог был упразднен.

     В рамках реформирования налоговой системы  РФ первоначально планировалось  с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в России. Однако, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ» и некоторые другие акты законодательства РФ от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ [6]. Были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, а именно:

     · исключена ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах;

     · в Закон о дорожных фондах в  РФ были внесены изменения, касающиеся уточнения формирования источников образования территориальных дорожных фондов;

     · часть вторая Налогового кодекса  РФ была дополнена новой главой 28 «Транспортный налог».

     В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, транспортный налог, предусмотренный  главой 28 Налогового кодекса России, является:

     · региональным - средства от него поступают в бюджет субъектов Федерации;

     · прямым - включается в расходы организации и влияет на увеличение налоговой нагрузки;

     · реальным - взимается с имущества.

     С вступлением в силу с 1 января 2003 г. гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ на территории России был отменен  налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей  автомобильных дорог. Кроме того, водно-воздушные транспортные средства исключены из объектов налогообложения, перечисленных в Законе РФ «О налогах  на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003 – 1.

     Согласно  новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в РФ источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:

     · поступления от транспортного налога;

     · поступления от акцизов на нефтепродукты  в размере 50% доходов;

     · поступления от земельного налога в  размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ;

     · поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных  дорог, штрафам, пеням за несвоевременную  уплату указанного налога, а также  по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных  дорог за 2002 г.;

     · субвенции бюджетам субъектов РФ, выделяемым из федерального бюджета  на финансирование дорожного хозяйства.

     Средства  территориальных дорожных фондов направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства  автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности  республики в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. При этом законодательные (представительные) органы субъектов  РФ или уполномоченный ими орган  исполнительной власти могли разрешить  использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию  или строительство автомобильных  дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности. Таким образом, с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. транспортный налог наряду с другими налогами был источником образования территориальных дорожных фондов, т. е. являлся маркированным. С 1 января 2005 г., после отмены Закона РФ «О дорожных фондах РФ» от 18 октября 1991 г. №1759 - 1, транспортный налог перешел в категорию общих налогов, формирующих доходную часть региональных бюджетов.

1.2 Теория транспортного  налога.

1.2.1 Общие положения.

     Региональный  транспортный налог введён в действие с 1 января 2003г. Взамен действующих до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого  Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», и  налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом  РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество  физических лиц». Он установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений  Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации  не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории.

     При этом Кодекс предоставил право законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации определять только следующие характеристики данного  налога: ставку налога (в границах, установленных  Налоговым кодексом), порядок и  сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Кроме того, при  установлении налога в законах субъектов  Федерации могут также предусматриваться  налоговые льготы и соответствующие  основания для их применения налогоплательщиками.

     Таким образом, Налоговый кодекс предоставил  субъектам Федерации достаточно существенные полномочия по установлению и введению транспортного налога.

1.2.2 Налогоплательщики и объект налогообложения.

          Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения другим лицам до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основании доверенности другим лицам.

     Объектом  налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.

     Вместе  с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к  объектам налогообложения.

     В частности, не облагаются налогом: 

     – весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью  не свыше 5 л. с.; 

     – полученные или приобретенные через  органы социальной защиты населения  автомобили с мощностью двигателя  до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные  для использования инвалидами; 

     – промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или  оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых  является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

     – тракторы, самоходные комбайны, специальные  автомашины (молоковозы, специальные  машины для перевозки птицы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. К этой же категории относятся  самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;  

     – транспортные средства, принадлежащие  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления федеральным  органам исполнительной власти, где  законодательно предусмотрена военная  или приравненная к ней служба;

     – транспортные средства, находящиеся  в розыске, при условии подтверждения  факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.

1.2.3 Налоговая база, налоговый и отчётный период

     Налоговая база по налогу установлена в зависимости  от категории объекта налогообложения. В частности, по транспортным средствам, имеющим двигатели, налоговой базой  является мощность двигателя транспортного  средства в лошадиных силах, а  по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного  двигателя, – паспортная статическая  тяга реактивных двигателей на взлетном режиме в земных условиях в килограммах  силы.

     В отношении водных несамоходных, т. е. буксируемых транспортных средств, по которым установлена валовая  вместимость, налоговой базой является указанная вместимость в регистровых  тоннах.

     По  всем другим водным и воздушным транспортным средствам налоговая база установлена  как единица транспортного средства.

     При этом налоговая база установлена  Кодексом единая для всех транспортных средств, независимо от марки и страны их изготовления.

     Налоговым периодом по транспортному налогу установлен календарный год, который совпадает  с отчетным периодом.

1.2.4 Налоговые ставки

     Налоговые ставки по налогу, как уже отмечалось, устанавливаются законами субъектов  Федерации в зависимости от налоговой  базы и на основе определенных Налоговым  кодексом средних ставок налогообложения, указанных в таблице.

     Установленная существенная дифференциация средних  налоговых ставок в зависимости  от мощности двигателя транспортного  средства направлена на усиление социальной справедливости при взимании этого  налога, имея в виду, что максимальные ставки установлены по более мощным, а значит, и более дорогим автотранспортным средствам.

     Сравнительно  высокие налоговые ставки предусмотрены  по таким транспортным средствам, как  самолеты, катера, яхты, гидроциклы и другие подобные водные и воздушные транспортные средства, имея в виду, что владельцами такого имущества являются физические лица и организации с достаточно большими финансовыми возможностями.

     Право установления конкретных налоговых  ставок предоставлено законодательным (представительным) органам субъектов  Федерации, которые могут увеличивать  или уменьшать указанные средние  налоговые ставки, но не более чем  в 5 раз.

     При этом федеральное законодательство не исключает права субъектов  РФ по установлению дифференцированных налоговых ставок в отношении  каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного  использования транспортных средств.

     При установлении законодательными (представительными) органами субъектов Федерации конкретных ставок многие из них были достаточно существенно скорректированы. При  этом по большинству автомобилей  отечественного производства предусмотрены, как правило, минимально низкие ставки.

1.2.5 Исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Порядок и сроки их уплаты

       Порядок исчисления налога установлен в зависимости  от категории налогоплательщиков. В  частности, налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога. Сумма  налога, подлежащая уплате налогоплательщиками  – физическими лицами, исчисляется  налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые  органы органами, осуществляющими государственную  регистрацию транспортных средств  на российской территории. В связи  с этим налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, должны уплачивать налог на основании налогового уведомления, полученного от налогового органа.

Информация о работе История и теория налога на транспорт