Эффективность налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы исследование процесса и методов оценки эффективности налогового планирования их применения на практике.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1). Определить понятие «налоговое планирование» и его этапы;
2). Рассмотреть значение расчета налоговой нагрузки для организации;
3). Определить место оценки эффективности в процессе налогового планирования;
4). Разобрать методику оценки эффективности налогового планирования;
5). На практическом примере рассмотреть применение методов оценки эффективности налогового планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налогового планирования……………………………….......5
1.1 Понятие и содержание налогового планирования……………………………...5
1.2 Налоговое бремя организации…………………………………………………..11
2. Методологические основы оценки эффективности налогового планирования…..14
2.1 Оценка эффективности налоговой стратегии в системе налогового планирования………………………………………………………………………...14
2.2 Методы оценки эффективности налогового планирования…………………..15
3. Расчет эффективности налогового планирования на примере…………………….20
3.1 Краткая характеристика компании……………………………………………..20
3.2 Эффективность налогового планирования при переводе на УСН………..….21
3.3 Эффективность налогового планирования при использовании повышенных норм амортизации……………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Эффективность налогового планирования_.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы налогового планирования……………………………….......5

1.1 Понятие и содержание  налогового планирования……………………………...5

1.2 Налоговое бремя организации…………………………………………………..11

2. Методологические основы оценки эффективности налогового планирования…..14

2.1 Оценка эффективности  налоговой стратегии в системе  налогового планирования………………………………………………………………………...14

2.2 Методы оценки эффективности  налогового планирования…………………..15

3. Расчет эффективности налогового планирования на примере…………………….20

3.1 Краткая характеристика компании……………………………………………..20

3.2 Эффективность налогового  планирования при переводе на УСН………..….21

3.3 Эффективность  налогового планирования при  использовании повышенных норм амортизации……………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………………...27

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос налогообложения  является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части его дохода. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации, поэтому объективно возникает необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек. В связи с этим появляется понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской  деятельности любого коммерческого предприятия и является неотъемлемой частью управления его финансово-хозяйственной деятельностью. Его можно определить как совокупность плановых действий организации, обоснованных с экономической и правовой точки зрения, направленных на снижение абсолютной величины выплат налогового характера и уменьшение налоговой нагрузки (и налогового бремени как её крайней формы).

Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными  факторами: тяжестью налогового бремени  для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования обуславливают сложности при выборе наиболее эффективных методов налогового планирования, которые бы подходили конкретной компании.

Для любого плана важной особенностью является возможность  его проверить. Понять, совпадает  ли то, что мы ожидали, с тем, что  получили. Это правило касается и  налогового планирования. Внедрение той или иной схемы минимизации налогового бремени должно основываться на объективной оценке результатов ее применения. Оценка эффективности налогового планирования необходимый этап процесса разработки налоговой стратегии организации. Она позволяет определить наиболее результативный метод оптимизации налогообложения на основе, прежде всего, количественных показателей, которые позволяют дать точную оценку и сделать наиболее правильные выводы о предстоящих налоговых обязательствах предприятия и возможностях их снижения.

Цель курсовой работы исследование процесса и методов оценки эффективности налогового планирования их применения на практике.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

1). Определить  понятие «налоговое планирование» и его этапы;

2). Рассмотреть значение расчета налоговой нагрузки для организации;

3). Определить место оценки эффективности в процессе налогового планирования;

4). Разобрать методику оценки эффективности налогового планирования;

5). На практическом  примере рассмотреть применение методов оценки эффективности налогового планирования.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Понятие  и содержание налогового планирования

Отечественные и зарубежные источники под налоговым планированием  понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, которые раскрывают существо налогового планирования с сугубо ограничительных позиций, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой.

С точки зрения законности, ряд авторов отмечет, что и  минимизация, и оптимизация относятся  к легитимным действиям и в  широком понимании существенной разницы между ними нет. Вместе с  тем у сторон этого процесса, которыми являются государство и налогоплательщик, разные задачи и цели. Государство стремится так оптимизировать налогообложение, чтобы собранных налогов было достаточно для его функционирования и их удельный вес не подавлял экономическую деятельность налогоплательщика. В свою очередь, налогоплательщик максимально стремится к уменьшению налогового бремени, и до тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства, а следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда.

Существует и другая точка зрения на налоговое планирование, суть которой заключается в том, что налоговое планирование является инструментом управления хозяйствующим  субъектом, посредством применения которого не только эффективно развивается  бизнес и растут объемы прибыли, но и не снижаются показатели фискальной политики государства – доходная часть бюджетов различных уровней.

В частности, под налоговым  планированием подразумевают минимизацию  налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ, либо систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах.

В то же время, налоговое  планирование призвано не только и  не столько уменьшить налоговые  отчисления предприятия, хотя оптимизация  налогового портфеля и является его важнейшей функцией1, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта не предусматривает уменьшения налоговых расходов; у малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.). Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

С содержательно-процедурных  позиций налоговое планирование, как и любой другой вид человеческой деятельности, состоит из нескольких неоднородных по своей сути и призванных играть особую роль в процессе планирования ступеней (этапов).

В литературе при  описании процесса налогового планирования на промышленных предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (рис. 1)2.

Рис. 1. Этапы  налогового планирования

Знание налогов  — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение  налоговых законов — своевременная  и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений  и других документов в налоговые  органы, оказание помощи налоговым  органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация  — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в  стратегической перспективе.

Другие исследователи  при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур3:

На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем  этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.

На четвертом  этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

На пятом  этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование — неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление, ибо дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями. Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа4. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап – реализация данного плана.

Первый  этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.

Второй  этап налогового планирования  – стратегическое налоговое планирование (прогнозирование). Хотя в практической плоскости налоговое планирование – это деятельность, связанная с перманентным генерированием способов оптимизации налогового портфеля предприятия, венцом, результатом этого процесса должен быть налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия, ибо планирование налогообложения имеет дело не с прошлыми, а с будущими налоговыми обязательствами, т. е. с выполнением финансовых обязанностей, вытекающих из сегодняшних решений. Иными словами, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно последние формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

Информация о работе Эффективность налогового планирования