Эффективность налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы исследование процесса и методов оценки эффективности налогового планирования их применения на практике.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1). Определить понятие «налоговое планирование» и его этапы;
2). Рассмотреть значение расчета налоговой нагрузки для организации;
3). Определить место оценки эффективности в процессе налогового планирования;
4). Разобрать методику оценки эффективности налогового планирования;
5). На практическом примере рассмотреть применение методов оценки эффективности налогового планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налогового планирования……………………………….......5
1.1 Понятие и содержание налогового планирования……………………………...5
1.2 Налоговое бремя организации…………………………………………………..11
2. Методологические основы оценки эффективности налогового планирования…..14
2.1 Оценка эффективности налоговой стратегии в системе налогового планирования………………………………………………………………………...14
2.2 Методы оценки эффективности налогового планирования…………………..15
3. Расчет эффективности налогового планирования на примере…………………….20
3.1 Краткая характеристика компании……………………………………………..20
3.2 Эффективность налогового планирования при переводе на УСН………..….21
3.3 Эффективность налогового планирования при использовании повышенных норм амортизации……………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Эффективность налогового планирования_.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

В свою очередь, на каждом конкретном предприятии система налогового прогнозирования базируется на определенной налоговой идеологии.

Налоговая идеология предприятия  характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного промышленного предприятия, определяемых его “миссией” и налоговым менталитетом его учредителей и менеджеров.

Основной целью стратегического  налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций субъектами предпринимательства, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений и появлений новых экономических институтов, так или иначе способных оказать воздействие на налоговую систему; что, в свою очередь, требует от специалиста, занимающегося дизайном стратегических моделей развития предприятия, знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

Перечень налогов, сроки  выплат, методы исчисления и применения льгот, мероприятия по налоговой  минимизации, основные участники, их роли и положение, аппарат и инструментарий, необходимые для осуществления  процедур оптимизации налогового портфеля, финансовые, материальные, технические и человеческие ресурсы закрепляются в сводном документе — налоговом плане, составление которого является третьим этапом налогового планирования.

Налоговый план — это  заранее разработанная система мероприятий оперативного, тактического и стратегического уровней, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения намеченных налоговых нововведений.

Налоговый план, с одной стороны, является неотъемлемой частью финансового плана (бюджета) предприятия, он должен содержать, в конечном итоге, график оптимизированных налоговых платежей, которые в финансовом плане признаются расходами организации. Кроме того, налоговый план в определенной мере взаимодействует с планом маркетинга (например, в части предпочтительности маркетинговой экспансии в регионы с наиболее благоприятным режимом налогообложения), капиталовложений и НИОКР. С другой стороны, налоговый план — это самостоятельный документ, регулирующий управленческую деятельность по оптимизации налоговых изъятий в государственный бюджет с предприятия.

Реализация мероприятий, закрепленных в налоговом плане  — четвертый этап процедуры налогового планирования, — должна контролироваться по мере выполнения предусмотренных шагов и действий, расхождения между планируемыми и достигнутыми фактическими результатами подлежат обязательному анализу, на основании которого выявляются причины возникших несоответствий, после чего в налоговом плане производятся необходимые корректировки, призванные учесть негативные моменты в будущем.

1.2 Налоговое  бремя организации

Объекты налогообложения, естественным образом возникающие  в процессе осуществляемой налогоплательщиком деятельности, порождают обязанности налогоплательщика уплатить налоги, сумма каждого из которых исчисляется как результат произведения налоговой базы и налоговой ставки, в ряде случаев уменьшенный на налоговые льготы. Налоговое бремя появляется одновременно с обязанностью по уплате налога, объединяя в одно целое все установленные законом и подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет налоги и сборы.

Под налоговым  бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя5.

Основные факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта:

1) элементы договорной  и учетной политики для целей  налогообложения;

2) льготы и  освобождения, в том числе от  исполнения обязанностей налогоплательщика;

3) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;

4) получение  бюджетных ссуд, инвестиционного  налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;

5) размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории России.

Налоговая нагрузка организации – эта та часть  налоговой совокупности, которая  фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на другие экономические субъекты или иным образом уменьшена. Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку для того, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов может привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки6.

Помимо этого, расчет налоговой нагрузки может  иметь еще одну важную для организации  цель - это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте - одни направления "сворачиваются", другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться. Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов.

Для больших  предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих  периодах. Важно оценить, какой объем  налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности. На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется "свободными", например, для инвестирования.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в  выручке, прибыли, зарплатных налогов  в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Использование того или иного элемента налогового планирования должно быть основано на индивидуальном подходе к каждому конкретному хозяйствующему субъекту. Только в этом случае предприятие может получить реальный эффект, выражающийся в увеличении финансовых результатов и снижении текущих издержек в части налоговых платежей.

Предложенная  концепция налогового планирования позволит хозяйствующим субъектам повышать свою финансовую устойчивость и значимость и в конечном итоге окажет влияние на темпы экономического роста, что является приоритетным направлением развития экономики нашей страны на современном этапе.

 

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ оценки эффективности НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1 Оценка эффективности налоговой стратегии в системе налогового планирования

Стратегическое налоговое планирование (второй этап процесса налогового планирования) – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Процесс формирования налоговой стратегии предприятия рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

1. Определение общего  периода формирования налоговой стратегии

2. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства

3. Формирования стратегических  целей деятельности предприятия  в области налогового планирования

4. Конкретизация целевых  показателей налоговой стратегии  по периодам ее реализации

5. Разработка налоговой  политики по отдельным аспектам  деятельности по планированию  налоговых отчислений

6. Разработка системы  организационно-экономических и  экономико-правовых мероприятий  по обеспечению реализации налоговой  стратегии

7. Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии

Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии является заключительным этапом стратегического налогового планирования на предприятии и проводится по следующим основным параметрам:

  • согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;
  • согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;
  • внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;
  • реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;
  • приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);
  • результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегии может быть проведена прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации (гудвилл) предприятия; повышение управляемости денежных потоков и др.

2.2 Методы оценки эффективности налогового планирования

Вся система  налогового планирования в организации имеет одну конечную цель - увеличение прибыли компании в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в организации используют систему показателей, состоящую из следующих групп7.

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.

Коэффициент эффективности  налогообложения (КЭН) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:

,

где ЧП - планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли;

Н - общая сумма  налоговых платежей.

Увеличение  показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации  относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет  определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной  продукции:

,

где Н - общая  сумма налоговых платежей;

Р - объем реализации продукции (работ, услуг).

2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых  платежей в себестоимости, цене  продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек:

;

коэффициент налогообложения  цены:

;

коэффициент налогообложения  прибыли:

,

где НЗ - сумма  налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства);

НЦ - сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции;

НП - сумма налоговых  платежей, уплачиваемых за счет прибыли;

З - сумма издержек (затрат) организации;

Ц - цена продукции;

П - сумма балансовой прибыли.

Показатели  первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр.

Информация о работе Эффективность налогового планирования