Экономическая роль НДС. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 01:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение НДС, механизма его исчисления и взимания для раскрытия сущности НДС, его исчисления и уплаты.
Исходя из цели работы, были сформулированы задачи исследования:
ознакомиться с краткой историей НДС и его экономической ролью;
изучить плательщиков НДС, объекты обложения НДС, а также льготы по НДС;
рассмотреть налоговую базу, налоговые ставки и налоговый период НДС;
ознакомиться с порядком исчисления НДС и налоговыми вычетами по НДС;
рассмотреть порядок и сроки уплаты НДС, а также счет-фактуру;
ознакомиться с принципами расчета НДС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НДС… … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.1. Краткая история и экономическая роль НДС… … … … … … … … … … ..7
1.2. Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы по НДС… … … 8
1.3. Налоговая база, налоговые ставки и налоговый период… … … … … … ...16
ГЛАВА 2. ИСЧИСЛЕНИЕ НДС, ПОРЯДОК И СРОКИ ЕГО УПЛАТЫ… … .. 21
2.1. Порядок исчисления НДС. Налоговые вычеты… … … … … … … … … ..21
2.2. Порядок и сроки уплаты НДС. Счет – фактура… … … … … … … … … ..24
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РФ… … .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… … … … … … … … … … 46

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

Экономический факультет

 

 

 

                                                         Кафедра финансов, бухгалтерского учета,                                                           

                                                                                                   анализа и аудита

                  

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: “Налоги и налогообложение”

на тему: “Экономическая роль НДС. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила: студентка 3 курса группы Ф-382

                                                                     специальности “Финансы и кредит”

                                                                               Титова С.А.

                                                      Проверила: Беспалова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2011

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

РФ – Российская Федерация

НК РФ – Налоговый Кодекс Российской Федерации

НДС – налог на добавленную стоимость

ЦБ РФ – Центральный  Банк Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ… … … …  … … … … … … … … … … … … … … … … … … …4

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НДС… … … … … … … … … … … … … … … … … 7

1.1. Краткая история и экономическая  роль НДС… … … … … …  … … … … ..7

1.2. Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы по НДС… … … 8

1.3. Налоговая база, налоговые ставки и налоговый период… … … … … … ...16

ГЛАВА 2. ИСЧИСЛЕНИЕ НДС, ПОРЯДОК И СРОКИ ЕГО УПЛАТЫ… … .. 21

2.1. Порядок исчисления НДС. Налоговые вычеты… … … … … … … … … ..21

2.2. Порядок и сроки уплаты НДС. Счет – фактура… … … … … … … … … ..24

ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РФ… … .31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… … … … … …  … … … … … … … …  … … … … … … … .43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… … … … … …  … … … … 46

ПРИЛОЖЕНИЯ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система в  каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой –  выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги взимаются органами государственной власти различных уровней.

Определяющая роль в  налоговой системе РФ отведена косвенным  налогам. Косвенный налог – это налог на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога.

Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в РФ, является налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС - это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего  на процесс ценообразования и  структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС относится к федеральным  налогам и действует на всей территории РФ. С 2001 года порядок исчисления налога и его уплаты регулируется главой 21 НК РФ.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две  взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроль за сроками продвижения товаров и их качеством.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния на уровень цен в стране. НДС используется в качестве основной формы косвенного налогообложения как в РФ, так и в большинстве государств в разных частях света. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Изучение порядка исчисления и уплаты НДС позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующих  субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых  льгот стремятся стимулировать  или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.

Целью данной работы является изучение НДС, механизма его исчисления и взимания для раскрытия сущности НДС, его исчисления и уплаты.

Исходя из цели работы, были сформулированы задачи исследования:

  1. ознакомиться с краткой историей НДС и его экономической ролью;
  2. изучить плательщиков НДС, объекты обложения НДС, а также льготы по НДС;
  3. рассмотреть налоговую базу, налоговые ставки и налоговый период НДС;
  4. ознакомиться с порядком исчисления НДС и налоговыми вычетами по НДС;
  5. рассмотреть порядок и сроки уплаты НДС, а также счет-фактуру;
  6. ознакомиться с принципами расчета НДС.

Объектом данной работы выступает налог на добавленную стоимость. Предметом – механизм исчисления и взимания НДС в РФ.

Вопросы, касающиеся НДС  отражаются в трудах Касьяновой Г.Ю., Минаева Б.А., Беликовой Т.Н., Крутяковой Т.Л., Милякова Н.В., Незамайкина В.Н.. Юрзиновой И.Л. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НДС

 

    1. . Краткая история и экономическая роль НДС

Схема взимания НДС была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 году. Впервые был введен во Франции с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значительно  раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 года для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа.

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта  налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европейского Экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (т.е. стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием для вступления в члены ЕЭС.

До сих пор системы  НДС в разных странах имеют  существенные различия. По состоянию  на июнь 1992 года НДС применялся в 82 странах мира.

В России НДС был введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”. Он фактически заменил прежние налоги с оборота (налог с оборота – это вид налога, который взимается на конечной стадии производства со стоимости произведенных товаров народного потребления; взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки; более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами) и продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, ценовые пропорции и финансы предприятий и организаций.

Введение НДС в нашей  стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Переход к косвенному налогообложению в России обусловлен необходимостью:

- гармонизации налоговой  системы страны с налоговыми  системами стран Западной Европы;

- наличия стабильного источника бюджетных доходов;

- систематизации налогов. 

НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного  и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

 

1.2. Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы по НДС

Налогоплательщик (субъект  налогообложения) – это обязательный элемент налогообложения, характеризует лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются:

-   организации;

-   индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками  НДС в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  РФ, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 144 НК РФ налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

Индивидуальные предприниматели  подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах в  качестве налогоплательщика по мечту жительства.

Постановка на  учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.

Иностранные организации  имеют право встать на учет в налоговых  органах по месту нахождения своих  постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчисление и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 мил. рублей.

Освобождение действует  в течение срока, равного 12-ти последовательным налоговым периодам (месяцам). По его  истечении налогоплательщики вправе просить о продлении освобождения.

Однако такое освобождение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право  на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысит допустимое ограничение, либо если имела  место реализация подакцизных товаров, налогоплательщики с 1-го числа месяца, в котором допускалось такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, до окончания срока освобождения утрачивают на него право.

Выплаченная налогоплательщиком в связи с освобождением сумма НДС, подлежит восстановлению с уплатой в бюджет пеней и финансовых санкций также и в случае нарушения им порядка предоставления в налоговые органы документов на продление срока налогового освобождения.

Полный перечень документов, которые подтверждают право на освобождение (продление срока освобождения) от НДС, приведен в п. 6 ст. 145 НК РФ. Там указаны:

Информация о работе Экономическая роль НДС. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость