Экономическое содержание акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…….…. 3
1. Понятие об акцизах, субъект и объект налогообложения …………………...……………... 4
1.1. Плательщики акцизов………………………................................................................... 4
1.2. Объекты обложения акцизами ……………………………………………..………….. 4
1.3. Порядок исчисления акцизов……………………………………………..………….. 6
1.4. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров….. 7
1.5. Налоговые ставки……………………..……………………………………..………….. 8
1.6. Порядок исчисления и уплаты акци-зов…………..…………………………………...13
2. Роль акцизов в федеральном бюджете………………………………………………………… 20
3. Планирование поступления акцизов…………………………………………..………….......... 21
4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов ………..…………. 24
5. Экономическая сущность акцизного налогообложения…………………………………..….. 30
Заключение…………………………………………………………………….….…………………36
Список литературы…………………………………………….…………………………………... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Экономическое содержание акцизов.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

     Акцизы  зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

     Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным  товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

     Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. Цена одной марки акцизного сбора, которая фактически является авансовым платежом по акцизам, составляет:

     на  алкогольную продукцию - 0,75 рубля;

     на  табак и табачные изделия - 0,075 рубля.

     Покупка марок производится до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     Акцизный  таможенный пост выдает импортеру марки  только при условии обеспечения уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, неуплаченной при покупке марок части акцизов в виде гарантии банка или иного кредитного учреждения или внесения на депозит акцизного таможенного поста причитающихся сумм.

     Денежные  средства, необходимые для обеспечения  уплаты таможенных платежей за ввозимые подакцизные товары одной номенклатуры и бутылированные в тару одинаковой емкости (для табачных изделий, имеющих одинаковое количество сигарет в пачке), рассчитываются по формуле: 

С = Ст x К экю x Вм x Q, где 

С - сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (Приложение 3);

Ст - ставка для расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей за подлежащие маркировке товары, установленная в ЭКЮ;

Вм - количество купленных марок (по конкретным емкостям бутылок или по пачкам с одинаковым количеством сигарет);

К экю - курс ЭКЮ, действующий на дату оформления гарантийного обязательства;

Q - коэффициент пересчета, который равен:

     а) для бутылированной винно - водочной продукции - емкости тары в литрах (например, 0,33; 0,5; 0,75; 1);

     б) табачных изделий - количество сигарет в одной пачке, разделенное на 1000 (например, Q = 20 : 1000 = 0,02).

     Марки акцизного сбора выдаются таможенными  органами при условии предоставления обеспечения выполнения обязательства, предусматривающего выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:

  • ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на территории Российской Федерации;
  • размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
  • возврат поврежденных и / или неиспользованных марок акцизного сбора выдавшему их таможенному органу;
  • представление отчета об использовании марок акцизного сбора в установленном порядке.

     В случае невыполнения указанного обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству марок акцизного сбора, по которому обязательство не исполнено.

     Товары, для маркировки которых импортером приобретены марки, должны быть фактически ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и представлены таможенному органу не позднее восьми месяцев с момента принятия обязательства.

     Ответственными  за маркировку в установленном порядке  подакцизных товаров являются лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации.

     Таким образом, исчисление суммы акцизов, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, производится по следующей формуле:

Апл = А - Ам,

где:

Апл - сумма акцизов в ЭКЮ, подлежащая уплате;

Ам - часть суммы акцизов в ЭКЮ, уплаченная при покупке Марок.

     В соответствии с Постановлениями  Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" табак и табачные изделия, производимые на территории РФ, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора.

     Авансовый платеж по акцизам в размере стоимости  покупки марок акцизного сбора, определенной по формуле:

А = Атм x Кт, где

А - сумма авансового платежа по акцизам (в руб.);

Атм - цена одной марки акцизного сбора (в руб.) в установленном размере (Приложение №4);

Кт - количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора (в единицах товара).

     При этом сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизным товарам в этом же периоде.

2. Роль акцизов в федеральном бюджете

     Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в  федеральный бюджет. Так, в 1998 году законом «О федеральном  бюджете» было установлено, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке, акцизов на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили, акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.

     Общая доля акцизов в налоговых доходах  бюджета была весьма ощутима – 78700,4 млн. рублей, 25,6% от всех планируемых налоговых поступлений.

     В 1999 году структура поступающих в  федеральный бюджет акцизов не изменилась. Изменилась  общая доля акцизов  в налоговых доходах федерального бюджета. Было запланировано поступлений в сумме 87141,1 млн. рублей, 21,8% от налоговых доходов, что может быть объяснено тем, что индексация специфических акцизных ставок отставала от общего индекса инфляции по стране. «Следует отметить, что предлагаемые Правительством Российской Федерации и принятые в первом чтении Государственной Думой размеры индексации ставок акцизов существенно ниже прогнозируемого (и уже имеющегося фактически) роста цен на подакцизную продукцию. Поэтому, речь, практически, идет о реальном снижении акцизного обложения. Так, по спиртным напиткам крепостью свыше 28 градусов предлагается индексация в размере только 20% (с 50 до 60 рублей на 1 литр абсолютного алкоголя)».

     В то же время нужно сказать, что  акцизы остаются наиболее собираемыми налогами в РФ, что объясняется спецификой объектов обложения. По удельному весу структура задолженности по налоговым платежам по состоянию на 1 июля 1999 года в определяющих чертах выглядит следующим образом: налог на добавленную стоимость - 69,9 %, налог на прибыль - 14,9 %, акцизы - 10,8 %.

     Таким образом, можно сказать, что акцизы являются одними из наиболее важных налогов, оказывающих серьезное влияние на исполнение бюджета по доходам.

3. Планирование поступления акцизов

     Планирование  поступления тех или иных налогов  в бюджет входит в процесс планирования бюджета как одна из главных его  составляющих. Цель бюджетного планирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

     Финансово-бюджетное  прогнозирование является сравнительно молодой отраслью науки. Ее развитие связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волохов,  В.А. Галанов, Л.П. Евстегнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

     Прогнозирование налоговых поступлений связано с разработкой перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий. При разработке прогноза поступлений налогов могут быть использованы 3 основных метода:

  1. Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования поступлений таких акцизов, которые имеют более или менее стабильный характер. Таким образом удобно подсчитывать акцизы на газ, нефть, бензин, сигареты и алкогольную продукцию. При расчете берутся данные по оборотам подакцизных товаров в натуральном выражении в предыдущем периоде, корректируются на предполагаемый экономический рост и на основании этих данных рассчитываются предполагаемые поступления, исходя из планируемых цен и изменений в налоговом законодательстве.
  2. Метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма. Тем не менее, важность данного метода может быть подтверждена следующим примером. Августовский финансовый кризис привел к резкому повышению курса американского доллара по отношению к рублю и, следовательно, привел к росту цен на легковые автомобили иностранного производства, что в свою очередь привело к росту продаж отечественных производителей и значительно изменило структуру поступлений акциза на легковые автомобили. Естественно, что поступления от данного акциза значительно изменились. Такие изменения невозможно прогнозировать методом экстраполяции.
  3. Применение 2-х первых методов одновременно, при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнение экспертов.

     Одним из способов экстраполяции могут  быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов.  К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д.

     Например, наиболее простой моделью применяемой  при регрессионном анализе может послужить следующего уравнения линейного вида:

y=a0+a1x,

где

y – объем акцизных поступлений;

x – произведенный национальный доход;

a0, a1 – коэффициенты регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

     При планировании объемов поступления следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной вероятностью нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.

     Краткосрочное планирование поступлений акцизов можно осуществлять на основе отчетности предприятий производящих и реализующих подакцизную продукцию.

     4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов

     Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен.

     Используя понятия предложения и спроса, а также эластичности, можно определить, кто реально платит акцизы. Предположим что на рис. 1 показан рынок какой-либо продукции, подлежащей налогообложению, и что равновесная цена без учета налогов составляет 4 условных денежных единицы за единицу продукции, а равновесное количество потребляемых единиц продукции – 15 млн. шт.

Информация о работе Экономическое содержание акцизов