Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:50, курсовая работа
Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.
Введение……………………………………………………………………………………..…….…. 3
1. Понятие об акцизах, субъект и объект налогообложения …………………...……………... 4
1.1. Плательщики акцизов………………………................................................................... 4
1.2. Объекты обложения акцизами ……………………………………………..………….. 4
1.3. Порядок исчисления акцизов……………………………………………..………….. 6
1.4. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров….. 7
1.5. Налоговые ставки……………………..……………………………………..………….. 8
1.6. Порядок исчисления и уплаты акци-зов…………..…………………………………...13
2. Роль акцизов в федеральном бюджете………………………………………………………… 20
3. Планирование поступления акцизов…………………………………………..………….......... 21
4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов ………..…………. 24
5. Экономическая сущность акцизного налогообложения…………………………………..….. 30
Заключение…………………………………………………………………….….…………………36
Список литературы…………………………………………….…………………………………... 38
Еще
один пример использования акцизов
в протекционистских целях
Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с импортируемой продукции по ставкам превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».
Основная
задача пограничного налогового регулирования
– устранить препятствия
Следующая значительная группа акцизов, имеющая свою специфику – акцизы на минеральное сырье, т.е. акцизы на нефть и газ. Данные налоги служат для изъятия сверхдоходов с месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. Поскольку недра объективно являются общенациональным достоянием, поэтому взимание дополнительных налогов, забирающих сверхприбыль добывающих предприятий, выглядит справедливой платой обществу. Природные богатства не могут быть собственностью какого-либо предприятия, частного лица, или группы лиц – акционеров, они являются национальным достоянием.
Тем не менее, по мнению экспертов в данной области акцизы на нефть и газ должны быть отменены как несоответствующие по своему экономическому содержанию возложенным на них задачам. «В первую очередь, необходимо отменить акциз на нефть, как наиболее фискальный налог, который не выполняет свою основную функцию – справедливого изъятия сверхдоходов с месторождений с лучшими характеристиками».
На данный момент акцизы на нефть дифференцированы в зависимости от добывающих их организаций. Обоснованность той или иной акцизной ставки вызывает сомнения, поскольку методика определения дифференцированных ставок недостаточно проработана. Вместо того, чтобы поощрять наиболее экономически эффективные предприятия, данная методика стремится уровнять предприятия. Налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов представляется более последовательным, нежели чем акциз в данной области. Акциз на газ не дифференцирован по месторождениям вообще, поскольку практически единственным предприятием, занимающимся его добычей, является Газпром.
В
целом, разработка целостной системы
налогообложения, позволяющей изымать
горную ренту как незаработанную часть
прибыли далека от завершения.
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В
настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная
база в сфере акцизов еще
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Таким
образом, мы видим, что акцизы всегда
имели львиную долю в совокупных
налоговых поступлениях. Акцизы являются
не только важнейшей строкой доходов федерального
бюджета, но это и эффективный способ воздействия
на цену определенных видов товаров. Изменяя
акцизы, государство может воздействовать
на уровень потребления социально вредных
товаров или ограничить импорт определенного
товара. Так, особое место в системе косвенного
налогообложения занимают акцизы, взимаемые
на таможне (особый порядок обложения
ввозимых товаров, услуг в страны дальнего
и ближнего зарубежья). РФ стимулирует
внешнеэкономические связи со странами-участниками
СНГ, а именно: сумма акциза, подлежащего
уплате по подакцизным товарам, происходящим
и ввозимым с территории государств-участников
СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного
в стране происхождения данных товаров.
ЛИТЕРАТУРА