Экономическое содержание акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…….…. 3
1. Понятие об акцизах, субъект и объект налогообложения …………………...……………... 4
1.1. Плательщики акцизов………………………................................................................... 4
1.2. Объекты обложения акцизами ……………………………………………..………….. 4
1.3. Порядок исчисления акцизов……………………………………………..………….. 6
1.4. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров….. 7
1.5. Налоговые ставки……………………..……………………………………..………….. 8
1.6. Порядок исчисления и уплаты акци-зов…………..…………………………………...13
2. Роль акцизов в федеральном бюджете………………………………………………………… 20
3. Планирование поступления акцизов…………………………………………..………….......... 21
4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов ………..…………. 24
5. Экономическая сущность акцизного налогообложения…………………………………..….. 30
Заключение…………………………………………………………………….….…………………36
Список литературы…………………………………………….…………………………………... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Экономическое содержание акцизов.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

Рис.  1

     Предположим, что правительство вводит новый  акцизный налог, равный 1 у.е. в расчете на единицу продукции. Поскольку по законодательству РФ акцизами облагаются продавцы (поставщики), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сместится вверх на величину налога. Продавцы должны теперь заработать на 1 у.е. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с положения S до St.

     Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В  данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налогов. Потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

     Из  графика видно, что распределение  налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Данный вывод  иллюстрируется следующими графиками.

     На  рис.2 видно, что при эластичном спросе большую часть бремени берет нас себя продавец (производитель). При этом значительно сокращается производство облагаемого акцизами продукта.

Рис.  2

     При менее эластичном спросе большую часть бремени берет на себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне.

     Рис.  3

     Чем более эластично предложение, тем  к большему росту цен приводит введение акцизного налога, тем большую часть бремени возьмут на себя покупатели.

Рис.  4

     И, соответственно, наоборот, чем менее  эластично предложение, тем большую часть налогового бремени возьмут на себя покупатели.

Рис.  5

     Исходя  из данных графиков можно сделать  выводы о том, в каких случаях государство должно повышать или понижать налоги. При внесении проектов акцизного налогообложения по конкретному товару целесообразно ввести обязательный анализ эластичности спроса и предложения по каждой группе облагаемых товаров. В настоящий момент, когда государство нуждается в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличение налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это прежде всего акцизы на бензин, нефть,  газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина,  экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.

     Но  помимо того, что уменьшаются доходы продавцов (производителей) и увеличиваются расходы потребителей на сумму равную площади прямоугольника acef, вторым эффектом введения налога будет уменьшение равновесного количество производимой и потребляемой продукции. Тот факт, что до введения налога спрос и предложение были на 2,5 млн. ед.  больше, означает, что выручка от них превышала издержки производства. Это можно увидеть из следующего простого исследования. Сегмент ab кривой спроса D на рис.1 демонстрирует готовность платить – предельную выручку – за каждую из 2,5 млн. ед., купленных до введения налога.  С другой стороны, сегмент cb кривой предложения S отражает предельные издержки на каждую единицу продукции. Мы видим, что для всех 2,5 млн. ед. за исключением самой последней предельная выручка превышает предельные издержки. Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн. ед. продукции показано треугольником abc. Этот треугольник указывает на избыточное налоговое бремя или потерю эффективности для общества, которые являются результатом введения налога.

     Таким образом, все налоговое бремя, которое  несет общество, превышает 12,5 млн. у.е., фактически полученных государством в виде налогов. Общие издержки налогоплательщиков состоят из налоговых поступлений efac плюс треугольник abc -  чистую потерю для общества.

     Во  многих случаях задачи налогообложения  могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

     Как и распределение налогового бремени, величина избыточного налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения: чем эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

     Любое обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения получаемых благ приводит в конечном счета к вопросу о налоговых ставках и о способе изменения ставок по мере роста дохода плательщиков данного налога.

     Налоги  обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Так, налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, - регрессивным, если средняя налоговая ставка понижается, и – пропорциональным, если ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги – независимо от того объекта налогообложения, - в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.

     На  первый взгляд кажется, что акцизы являются пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению к доходу они являются регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

     С другой стороны существует некоторый  набор подакцизных товаров, покупаемых практически всеми. К таким относятся алкогольная и табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру. Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких ликероводочных изделий. При этом акцизы выплачиваемые данными людьми даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже уменьшаться.  
 

5. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

     Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

     Наиболее  спорным вопросом при введении акцизов  является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка. Решается задача, решением которой будет являться либо максимизация площади прямоугольника  acef (рис.1), либо уменьшения равновесного производства товара до планируемой величины.

     Но  наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товарах заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) – дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

     Например, сигареты облагаются налогами по следующим  причинам:

  1. ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;
  2. ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из  бюджета по оплате отпусков по болезни;
  3. т.д.

     В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной  простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.

     Оптимальной ставкой налогообложения по таким  акцизам считается ставка, при  которой государство получает необходимые  ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

     Например  оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом:

Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет:
Медицинское обслуживание -0,37
Отпуск  по болезни -0,00
Групповые страховки -0,06
Питание и уход +0,25
Пенсия  по старости +1,84
Ущерб от пожаров -0,01
Подоходный  налог  -0,61
Итого чистые экстерналии  +1,03

     Важным  моментом этой методики является то, что  подсчитываются не только отрицательные  эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что  средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но исходя из расчетов изложенных в таблице, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизами сигарет нецелесообразно.

     Данная  методика наглядно демонстрирует 3-ю  функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

     Очевидно, что экономическая сущность каждого  конкретного акциза зависит от объекта  обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

     Алкоголь  – необычный товар. Он играет различные  роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

     Подтверждением  этих слов является исследования, проведенные  в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.

     Неумеренная политика государство в направлении  уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

     Обложение акцизами легковых автомобилей носит  исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые  автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Информация о работе Экономическое содержание акцизов