Классификация налогов и исторический опыт их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ роли и пути совершенствования налогов в налоговой системе РФ.
Чтобы реализовать поставленную цель, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения;
Рассмотреть исторический опыт развития налогообложения;
Изучить классификацию налогов в налоговой системе РФ
Проанализировать роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ;
Выявить основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность налогов и исторический опыт их использования……………….5
Сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения5
Исторический опыт развития налогообложения………………………9
Классификация налогов в налоговой системе РФ…………………….13
Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ……………….34
Подоходные налоги……………………………………………………34
Акцизы……………………………………………………………………37
Государственная и таможенная пошлины…………………………….39
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……40
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………….46
Приложения…………………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

Классификация налогов и исторический опыт их использования - курсовая работа.doc

— 574.00 Кб (Скачать документ)

     Налог на имущество организаций.

     Налог на имущество организаций — важнейший  налог в системе имущественного налогообложения в РФ. Налог на имущество организаций включается в группу региональных налогов, является прямым и пропорциональным. Это важный финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Цель введения данного налога — создание заинтересованности у организации в эффективном использовании своего имущества, освобождении от ненужного имущества.

     Налог на имущество организаций устанавливается  гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей  территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

     Плательщики налога. К плательщикам налога на имущество  организаций относятся:

    • российские организации;
    • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

     Объекты обложения налогом на имущество  организаций представлены на схеме.

     Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное  выполнение ряда условий:

    • применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
    • стоимость актива не менее 10 000 руб.;
    • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. [4]

     Налог на имущество можно сравнить с  его страхованием, в котором роль страховой компании выполняет государство. При этом страхование не является полноценным: государство по мере своих  возможностей старается обеспечить сохранность имущества организации, но не дает никаких гарантий его сохранности; в случае порчи или пропажи имущества государство не возмещает его стоимость.

     Правила исчисления налога   

     Ставка  налога составляет 2,2 % в расчете на год, но региональные власти имеют право ее понизить. Это означает, что в течение года организация должна заплатить государству не более 2,2 % от средней остаточной стоимости своих основных средств в этом периоде. 

     В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

     В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц.

    Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем  и представительной властью на муниципальном  уровне при установлении местных  налогов представлен в виде таблицы.

     Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов: 

Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления.
  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты;
  • налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

 

     Органы  местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

     Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

     Доля  поступлений от местных налогов  в доходах консолидированного бюджета  России невелика, менее 2%. Поступления  от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

     В России насчитывается 83 субъекта, в  которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов. [17]

     Рассмотрим  подробнее местные налоги.

     Земельный налог.

     Земельный налог — один из видов платежей за землю. Он взимается на территории РФ в соответствии с гл. 31 НК РФ. Цель введения платы за землю заключается в стимулировании рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов финансирования этих мероприятий. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

     Земельный налог является местным, относится  к собственным доходам местных  бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений  составляет 12-20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, так как они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.

     Представительными органами муниципальных образований  определены следующие элементы по земельному налогу:

  • налоговые ставки (в пределах, установленных ст. 394 НК РФ)
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, а также основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. [4]

     Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

     Объектом  налогообложения по земельному налогу являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. [17]

     Налоговая база и особенности ее расчета. Налоговая  база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

     Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основе кадастровой оценки земли.

     Специфика земли как объекта оценки обусловлена  следующим:

    • земля — природный ресурс, который невозможно свободно воспроизвести;
    • при оценке всегда учитывается возможность многоцелевого использования земли;
    • к стоимости земельных участков не применяются понятия I физического и функционального износа, а также амортизации, поскольку срок эксплуатации земельных участков не ограничен.

       Таким образом, экономически обоснованная  стоимостная оценка земель представляет  собой сложную процедуру, поскольку  она должна учитывать возможность  одновременного использования земель  как природного ресурса, основы  среды проживания вселения и  объекта недвижимости. [4]

     В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней  бюджетного устройства РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов  всех налоговых доходов соответствующего бюджета.

     Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70%.

     Так как земельный налог относится  к группе местных налогов и  сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов РФ.

     Налог на имущество физических лиц.

     Налог на имущество физических лиц —  это местный налог. Такие элементы налогообложения, как налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты   налога,  устанавливаются   представительными   органами  соответствующих муниципальных образований  (для  Москвы  и  Санкт-Петербурга, — законодательными органами государственной власти этих городов), но в пределах, предусмотренных законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 203-1 «О налогах на имущество физических лиц».

     Налогоплательщиками являются физические лица, имеющие  на территории РФ в собственности  имущество, признаваемое объектом налогообложения. Если такое имущество находится  в общей собственности нескольких физических лиц, то собственники несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства; если в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе.

     Объекты обложения налогом на имущество физических лиц:

    • жилые дома;
    • квартиры;
    • дачи и гаражи;
    • иные строения и сооружения.

     Ставки  налога на строения, помещения и  сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки налога определены в размерах, указанных в таблице.

     Ставки  налога на имущество физических лиц: 

Стоимость имущества Ставка налога
До 300 000 руб. До 0,1%
От 300 000 до 500000руб. От 0,1 до 0,3%
Свыше 500 000 руб. От 0,3 до 2,0%

 

     Представительные  органы местного самоуправления могут  определять дифференциацию ставок в  установленных пределах в зависимости:

    • от суммарной инвентаризационной стоимости;
    • от типа использования;
    • от иных критериев.

     Налоговым периодом признается один год. [4]

     Исчисление  налога на имущество физических лиц  производится налоговыми органами.

     Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

     За  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Информация о работе Классификация налогов и исторический опыт их использования