Классификация налогов и исторический опыт их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ роли и пути совершенствования налогов в налоговой системе РФ.
Чтобы реализовать поставленную цель, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения;
Рассмотреть исторический опыт развития налогообложения;
Изучить классификацию налогов в налоговой системе РФ
Проанализировать роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ;
Выявить основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность налогов и исторический опыт их использования……………….5
Сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения5
Исторический опыт развития налогообложения………………………9
Классификация налогов в налоговой системе РФ…………………….13
Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ……………….34
Подоходные налоги……………………………………………………34
Акцизы……………………………………………………………………37
Государственная и таможенная пошлины…………………………….39
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……40
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………….46
Приложения…………………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

Классификация налогов и исторический опыт их использования - курсовая работа.doc

— 574.00 Кб (Скачать документ)

     Инвентаризационная  стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности  нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

     Налоговые уведомления об уплате налога вручаются  плательщикам налоговыми органами в  порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

     Уплата  налога производится владельцами имущества  не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2011 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2012 года.

     Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы  в налоговые органы. В случае если право на льготу у налогоплательщика  возникло в течение календарного года, то перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

     Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

     По  новым строениям, помещениям и сооружениям  налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

     В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

     При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение  календарного года налог на имущество  физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. 
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

     При неуплате налога в срок налогоплательщику  направляется требование для добровольного  погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет  передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 
 
 
 

     2. Роль отдельных  видов налогов в налоговой системе РФ

     2.1.Подоходные  налоги

     Остановимся подробнее на анализе роли основных видов федеральных налогов в РФ и их роли в налоговой системе РФ.

     Подоходные  налоги. Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход – это суммы доходов, полученных их различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы, например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом, облагаемый доход = валовый доход-вычеты.

     В подоходном налогообложении различают  подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц.

     Подоходный  налог с физических лиц относится  к прямым налогам с прогрессивной  ставкой налогообложения. Прогрессия в личном налогообложении позволяет  сглаживать неравенство в доходах  в условиях рыночной экономики.

     Плательщиками подоходного налога с физических лиц в РФ являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие  постоянного местожительства в  РФ (включая граждан иностранных  государств).

     Объектом  налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ – от источников в РФ и за ее пределами, у физических лиц, не имеющих постоянное местожительство в РФ – от источников только в РФ.

     При налогообложении учитывается весь совокупный доход полученный как в денежной ( в национальной российской валюте), так и в натуральной форме. При этом доход в натуральной форме учитывается в составе совокупного дохода исходя из цен, сложившихся на рынке, на соответствующие товары. В совокупный годовой доход в целях налогообложения включаются доходы, полученные по месту основной работы гражданина, на основе трудовых и приравненных к ним соглашений, на одном предприятии, включая работы, выполненные по совместительству и по отдельным гражданско – правовым договорам. При этом учитываются все выплаты: заработная плата, премии, подарки, вознаграждения, бесплатное питание, льготные проездные билеты, оплата коммунально – бытовых услуг и т. п.

     Российским  законодательством определен также  достаточно широкий перечень доходов, освобожденных от налогообложения подоходным налогом.

     Подоходный  налог с юридических лиц –  налог на прибыль (доход) фирм (предприятий).

     Уровень ставок по этому прямому налогу, механизм его функционирования в  РФ примерно соответствует аналогичным налогам в других странах. Вместе с тем система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой.

     Плательщиками налога являются все юридические  лица, но также и филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс.

     Объектом  налогообложения является и валовая  прибыль от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества  и доходов от внереализационной  деятельности, уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям.

     Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации без НДС, акцизов, таможенных пошлин, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от сдачи имущества в аренду, а также финансовые результаты от иных операций, не связанных с производством продукции.

     В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим  предприятию, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов полученных за пределами РФ.

     В связи с этим, одним из наиболее серьезных вопросов определения  базы обложения налогом на прибыль  является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете налоговой прибыли.

     Налог на прибыль определяется исходя из налогооблагаемой базы и ставки налога. С 1992 г. эта ставка неоднократно менялась. С 1995 г. ставка налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, установлена  в фиксированном размере 13 %. Одновременно установлено, что в бюджеты субъектов федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, устанавливаемым законодательными органами соответствующих субъектов федерации в размере не выше 22%, а для бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок – по ставкам в размере не выше 30%. Таким образом, предельный размер ставки налога для большинства предприятий составляет 35%, что несколько выше, чем в других странах.

     Для дивидентов, процентов, полученных по выпущенным в РФ ЦБ, за исключением  доходов, полученных по государственным  облигациям и другим государственным  ценным бумагам, а также доходов  от долевого участия в других предприятиях установлена ставка обложения в размере 15%. По казино и другим видам игорного бизнеса определена ставка в размере 90%, по видеосалонам и от видеопоказа - 7% от размера дохода по этим видам деятельности.

     По  этому налогу существуют также различные  льготы ( например, выводятся из-под налогообложения затраты на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, не облагается налогом прибыль, использованная на содержание находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения и т.п.)

     Налог на прибыль предприятий и организаций  позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень  острый инструмент. Поэтому установленные  государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли – конечного финансового результата деятельности предприятия позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

     Налог на прибыль широко применяется в  практике налогообложения в странах  с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства, он позволяет  государству активно влиять на экономические  процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством различных льгот и установления налоговых ставок.

     Налог на прибыль выступает и как  источник доходов бюджета. Опыт налогообложения  развитых стран свидетельствует  о высокой доли поступления этого  налога в доходах бюджета. В России налог на прибыль служит одним  и доходообразующих налогов. Однако его важное место как источника финансирования доходов бюджета вытесняется поступлениями косвенных налогов, что объясняется сужением налоговой базы по различным причинам.

     Другой  по значимости вид налога, применяемый  в большинстве стран с рыночной экономикой – это налог на добавленную стоимость (НДС).

     Для России этот налог является «новым»  налогом, так как он был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.

     В чем же суть налога на добавленную стоимость?

     НДС представляет собой изъятие в  бюджет части прироста стоимости, созданной  процессе производства товаров, работ  и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается  с разницы между отпускной  ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т. е. Фактически на каждой технологической стадии движения товаров к потребителю.

     НДС показательный пример того, как может  осуществляться перераспределение  налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону ( субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров в соответствии с размером налога, либо – «назад» - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая их меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

     Фактически  НДС – это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных  цен ничто не мешает продавцам  товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

     Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог –  при вывозе товара за границу его  величина должна компенсироваться покупателю.

     С 01.01.92 до 31.12.92 г. НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции топливно – энергетического комплекса и услугам производственно – технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам – по ставке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.

     С 1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10% была снижена ставка налога на все продовольственные товары и отдельные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например, услуги городского пассажирского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 18%. 

     2.2.Акцизы

     Новым элементом налоговой системы  РФ, наряду с налогом на добавленную  стоимость, являются акцизы. Как и  другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик – это в основном избранные товары, поэтому у потребителей появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно – водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые машины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи т.д.

     С помощью акцизов в государственный  бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни потребительских свойств, а является следствием его производства и реализации. Ели бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то фирмы – изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым автомобилям, табачным и ликероводочным изделиям и другим подакцизным товарам.

Информация о работе Классификация налогов и исторический опыт их использования