Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 19:54, курсовая работа
В первой главе курсовой работы мы дадим определение конкурентоспособности, рассмотрим взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара и фирмы, опишем один из методов оценки конкурентоспособности фирмы с использованием оценок конкурентоспособности товара.
Во вторая глава посвящена рассмотрению основных подходов к определению конкурентоспособности предприятий, которые позволяют осуществлять всесторонний анализ, что в свою очередь обусловливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемых предприятий.
В третьей главе рассмотрим механизм функционирования (управления) конкурентоспособностью фирмы: систему целей, принципов, задач, функций и методов обеспечения конкурентоспособности.
Введение
1. Конкурентоспособность производства и фирмы
в условиях рыночной экономики .................................................. 5
2. Методы определения конкурентоспособности ........................... 13
3. Механизм функционирования конкурентоспособности
фирмы .............................................................................................. 18
Заключение .......................................................................................... 25
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра экономики производства
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине экономика фирмы
Тема: «Конкурентоспособность фирмы
и
методы ее определения»
Автор курсовой
работы
Руководитель
работы
Казань 2009
Содержание:
Введение
в условиях рыночной
экономики ..............................
фирмы ..............................
Заключение ..............................
Список использованной
литературы ..............................
Введение
Конкуренция, как
При переходе к рыночной
Положительное решение этой
В первой главе курсовой
3
Во вторая глава посвящена
рассмотрению основных
В
третьей главе рассмотрим
В работе использовались как
учебные пособия авторов:
4
1. Конкурентоспособность производства и фирмы
в
условиях рыночной экономики
Целью любой коммерческой
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.
В условиях рыночной экономики
предприятия, обеспечивая
5
возможные конкурентные структуры в распространенной типологии рынков2 (табл. 1).
Таблица 1.
Характеристика основных типов рынков
Виды конкуренции | ||||
Параметры | Совершенная
конкуренция |
Монополистическая
конкуренция |
Олигополия | Монополия |
Количество предприятий, производящих продукт | Много независимых предприятий; нет контроля по рынкам | Много предприятий, производящих сходные товары и услуги | Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги | Один продукт и одно предприятие |
Контроль над ценами | Контроля нет. Цены определяются рынком | Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние «ценового лидера» | Практический полный контроль |
Товарная дифференциация | Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству | Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка | Существенна для отдельных продуктов. Мала для стандартизованных | Отсутствует |
Уровень усилий для входа на рынок | Относительно легкий вход и выход | Относительно легкий вход и выход | Трудный вход, часто требующий больших инвестиций | Очень трудный вход и выход |
Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуги (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т.п.). здесь ни одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как его доля на нем невелика. В современных условиях такие рынки встречаются только по ограниченному кругу товаров или услуг.
Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях предприятие должно приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента
6
(например,
по новизне, уникальности, универсальности,
надежности, качеству, низкой цене
и экономичности в
Олигополистическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т.п.). При олигополистической конкуренции в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую роль играют технологические и организационные факторы производства, маркетинговые стратегия и средства предприятия.
В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компания, железнодорожный транспорт, трубопроводы и т.п.). Чистая монополия может возникать и на основе других видов собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства и литературы и т.п.), рыночные приоритеты (например, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы, различные виды информационной собственности и т.п.).
Роль сдерживающего монополию
регулятора выполняет
Рассмотренные в табл. 1 типы рынков
и конкуренции в чистом виде
встречаются сравнительно
7
рынке,
которые профессор Джоан
факторов и параметров смешанной характер. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции важно для методически
осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия, структура которой представлена на рис. 1. Конкурентная среда, т.е. изучение и вариантный анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим товарам и услугам, необходимы для целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включают значительное количество факторов и показателей.
Рис.
1. Структура конкурентной
среды предприятия
Анализ характеристик основных
конкурентов целесообразно
Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов
8
на возможные изменения рыночной ситуации, в частности рыночную диверсификацию, изменение цен и др.
Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; габариты; уровень сервисного обслуживания; престиж торговой марки и др.
Цена и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы платежа и сроки платежа; условия кредита и др.
Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, агенты); каналы сбыта; системы контроля запасов, системы транспортировки и др.
Информация о работе Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения