Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание

В первой главе курсовой работы мы дадим определение конкурентоспособности, рассмотрим взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара и фирмы, опишем один из методов оценки конкурентоспособности фирмы с использованием оценок конкурентоспособности товара.
Во вторая глава посвящена рассмотрению основных подходов к определению конкурентоспособности предприятий, которые позволяют осуществлять всесторонний анализ, что в свою очередь обусловливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемых предприятий.
В третьей главе рассмотрим механизм функционирования (управления) конкурентоспособностью фирмы: систему целей, принципов, задач, функций и методов обеспечения конкурентоспособности.

Содержание

Введение
1. Конкурентоспособность производства и фирмы
в условиях рыночной экономики .................................................. 5
2. Методы определения конкурентоспособности ........................... 13
3. Механизм функционирования конкурентоспособности
фирмы .............................................................................................. 18
Заключение .......................................................................................... 25
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КСП фирмы и методы ее определения.docx

— 46.26 Кб (Скачать документ)

22

  • фирмы  технологической оснасткой в соответствии с запланированными показателями  конкурентоспособности;
  • технологических процессов энергоносителями и энергией в соответствии с показателями  конкурентоспособности.
  • Обеспечение стабильности запланированного уровня  конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, хранении и потреблении – создание условий, обеспечивающих устойчивое соблюдение норм и нормативов  конкурентоспособности.
  •     Стимулирование повышения  конкурентоспособности – меры материального и морального стимулирования, принимаемые внутри фирмы и направленные на обеспечение  конкурентоспособности продукции.
  •   Контроль качества продукции – предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий условиям поставки, договорам. С этой целью на фирме устанавливается входной контроль материально-технических ресурсов, готовой продукции.

Функция контроля качества не исчерпывается  контрольными операциями. Она предполагает комплекс взаимосвязанных мер по обеспечению стабильного уровня качества и  конкурентоспособности, включая:

  • разработку мер по повышению научно-технического уровня и качества продукции;
  • учет и анализ брака;
  • учет и анализ претензий потребителей к качеству продукции;
  • организацию работ по профилактике брака и т.п.
  •      Правовое обеспечение  конкурентоспособности – эффективное применение средств юридического воздействия на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла товара. В рамках данной функции правовая служба фирмы предъявляет к рассмотрению претензии и иски, связанные с качеством и условиями поставки продукции и т.д.
 
 

23

  •    Информационное обеспечение – своевременное обеспечение руководителей и специалистов фирмы данными о качестве продукции и издержках на ее изготовление.

    Функции управления  конкурентоспособностью  реализуются с помощью определенных  методов. По характеру воздействия  выделяют три группы методов:  административные, экономические и  социально-психологические.

    Для экономических  методов характерно косвенное воздействие на работников, обеспечивающих  конкурентоспособность продукции. С их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в высокой конкурентоспособности продукции фирмы.

  В  обеспечении  конкурентоспособности  продукции на фирме административные методы играют огромную роль. С их помощью обеспечивается планомерная деятельность всех участников производства, технический порядок.

     Социально-психологические методы обеспечения конкурентоспособности основываются на моральном стимулировании. По своей направленности они предназначены для развития в работнике индивидуальных способностей, умения изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей.

      Процесс управления. С помощью механизма управления осуществляется процесс обеспечения конкурентоспособности продукции на фирме, который имеет свою технологию и организацию7.

    Средства, обеспечивающие процесс управления  конкурентоспособностью. В системе управления  конкурентоспособностью выделились и обособились следующие виды обеспечения: техническое, информационное, программное, организационное, метрологическое, правовое.

     С помощью рассмотренных средств  и методов каждая фирма формирует  политику обеспечения конкурентоспособности,  которая является важнейшим элементами  стратегии фирмы. 

24

Заключение 

     Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность фирмы, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение – естественный процесс в конкурентной среде. Конкурировать могут фирмы, товары, страны, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является конкурентоспособность товаров. Конкурентоспособность товара – составляющая часть конкурентоспособности фирмы.

     Удовлетворенности потребителя  можно достичь только в том  случае, если «делать нужные вещи  правильно», т.е. посредством точного  определения нужной продукции  (делать нужные вещи – качество  цели) и посредством точного осуществления проекта (делать вещи правильно – качество исполнения). Только при этом компанию ожидает успех в конкурентной борьбе с другими фирмами.

     Оценка конкурентоспособности фирмы  – трудоемкий и малоизученный  процесс, но его итоги помогают  определить стратегическое направления  финансовой и хозяйственной деятельности  фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25

Список  использованной литературы:

  1. Андреев О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: НОРМА, 1997. с. 123-128.
  2. Басманов Е.И, Басманова О.Е. Конкурентоспособность товара как составляющая конкурентоспособности фирмы. М.: ЮНИТИ, 1996. с. 120-127.
  3. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. с. 127-135.
  4. Воронов Д.С. Криворотов В.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятия: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПК, 2001. с.481-487.
  5. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - Спб.: Спец. Литература,

1996 с. 15-25.

  1. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. Под ред. проф. Горфинкеля  В.Я., Швандара В.А. Юнити-Дана, 2003. с.16-18; 31-37.
  2. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара/И.Л. Дулисова//Экономист. 2004. №1. с. 4-8.
  3. Ильин А.И. Планирование на предприятия: Учебник. Мн., 2001.-с. 135-140.
  4. Качество в XXI в. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/Ред.-сост. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсон. - М.: Стандарты и качество, 2005. с. 31-37.
  5. Коптев А.В. Конкурентоспособный потенциал предприятия как объект стратегического управления: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. с. 488-495.
  6. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Проблемы организации конкурентоспособного производства и повышения его устойчивости  - Спб.: Питер, 2004.

с.- 21-26; 127-131.

  1. Минько Э.В., Минько А.Э. Конкурентоспособность, качество продукции и процессов ее производства: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.  с. 295-303.
  2. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. Спб., 2000.- с.240-250.
 

26

  1. Огородникова Ю.Г. Конкуренция и рыночная структура: Учебное пособие. - М.: Акалис, 1992. с. 15-19.
  2. Печеркина Е.В. Классификация факторов конкурентоустойчивого предприятия/Е.В, Печеркина//Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. №8. с.89-95.
  3. Розова Н.К. Управление качеством: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2002. с.180-185.
  4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое Знание, 1996. с. 456-459.
  5. Третников Н.И., Баранчикова С.Г. Формирование экономической конкурентоспособности изделий начинается с проектирования: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. с. 160-174.
  6. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; под. ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. с. 145-150.
  7. Уткин Э.А. Управление фирмой: Учебник. М.: Акалис, 1992. с. 72-75.
  8. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учеб./Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005. с. 47-55.
  9. Фомченкова Л.В. Оценка конкурентного потенциала предприятия/Л.В. Фомченкова//ЭКО. - 2005. с.15-18.
  10. Чеботарев Н.Ф. Оценка конкурентоспособности предприятия: человеческий капитал/Н.Ф, Чеботарев//Аудит и финансовый анализ. 2005. №4. с. 262-272.
  11. Шкардун В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия/В.Д. Шкардун//Маркетинг – 2005. №1. с.38-50.
  12. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс,

1992. с.145-150.

  1. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебник/А.Ю. Юданов. - М.: Тандем, 1996. с. 15-20.
 

27

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения