Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:47, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Классификация налогов РФ
1.1. Принципы налогообложения……………………………………………….4
1.2. Классификация по механизму формирования…………………………….6
2. Косвенные налоги: основные виды
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………...7
2.2. Акцизы……………………………………………………………………….13
2.3. Таможенные пошлины……………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………………27
Кроме того, объектом обложения акцизами признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате труда.
Продажа организациями переданных им на основании приговоров, решений судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, также подлежит обложению акцизами. Исключение составляют лишь те случаи, когда указанные товары реализуются для промышленной переработки или уничтожения.
Объект обложения представляет собой также передачу на российской территории организациями произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья или другим лицам. При этом получение данных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству этих товаров из давальческого сырья или материалов также является объектом обложения акцизом.
Передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе также является объектом обложения акцизами.
Подлежит налогообложению передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта) для дальнейшего производства не подакцизных товаров, а также произведенных лицами на российской территории подакцизных товаров для собственных нужд.
Объектом обложения акцизом является и передача на российской территории лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный или складочный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества или по договору о совместной деятельности. С 1 января 2007 г. объектом обложения акцизом стало получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на пере работку прямогонного бензина.
Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, как уже отмечалось, также представляет собой объект обложения.
Кроме того, следует иметь в виду, что к производству товаров налоговое законодательство приравнивает розлив алкогольной продукции и пива, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. При этом следует иметь в виде, что указанное положение действует только в том случае, если ставки акциза на получаемый продукт установлены выше, чем на товары, используемые в качестве сырья и материалов при розливе.
Одновременно с этим российское налоговое законодательство установило достаточно широкий перечень операций, не подлежащих налогообложению и в связи с этим освобождаемых от налогообложения.
В частности, не подлежат налогообложению операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства или реализации других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации.
Не является объектом обложения акцизами и реализация подакцизных товаров на экспорт. При этом освобождение от налогообложения указанных операций имеет определенные особенности. Непременным условием освобождения от уплаты акциза является представление налогоплательщиком в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Подобные поручительство или гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить, сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им в связи с этим соответствующих сумм акциза и пеней. Если отсутствует такое поручительство или гарантия, налогоплательщик обязан уплатить налог, который подлежит возврату после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта.
При уплате акциза вследствие отсутствия этих документов уплаченные суммы акциза должны быть возмещены налогоплательщику после представления им в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Налогоплательщик имеет право на освобождение' от налогообложения указанных выше операций только при ведении и наличии отдельного учета по производству, передаче и реализации таких подакцизных товаров.
Не подлежит налогообложению ввоз на российскую таможенную территорию подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность.
2.3. Таможенные пошлины
Таможенная пошлина – один из видов косвенного налогообложения. Она играет существенную роль, как в формировании доходов государства, так и в регулировании внешнеэкономической деятельности[6].
В настоящее время таможенная пошлина не только выполняет функцию регулятора внешнеэкономической деятельности, но и играет важную роль в формировании доходной части бюджета. Ее удельный вес в доходах консолидированного бюджета в последние годы составляет свыше 20%.
Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или ..вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Таким образом, таможенная пошлина взимается как при импорте, так и при экспорте товаров и транспортных средств. Таможенная пошлина в настоящее время не входит в налоговую систему России и взимается согласно ТК РФ, Закону о таможенном тарифе, а также ряду нормативных документов. К числу таких документов относятся Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, утвержденная письмом ФТС России от 16.04.2009 № 15-13/16957, постановления и решения Правительства РФ, с помощью которых регулируются ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, виды льгот и преференций.
Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющим на их конкурентоспособность на рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных или экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики страны. В любой грамотной классификации налогов она всегда присутствует в качестве классического образца косвенного налогообложения.
Виды таможенной пошлины. В РФ применяются практически все виды таможенной пошлины, имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и транзитные (провозные) таможенные пошлины; от численного выражения базового показателя – адвалорные, специфические, комбинированные; от периода применения – сезонные; от действующих приоритетов экономической политики – специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Импортные (ввозные) таможенные пошлины уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию и используются для защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке от иностранных конкурентов и обеспечения национальных потребностей в товарах, не производимых отечественными предприятиями или производимых в недостаточном количестве.
Экспортные (вывозные) таможенные пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории и используются для решения нескольких задач:
1) для ограничения вывоза за пределы страны товаров, потребность в которых не удовлетворяется внутри страны;
2) регулирования вывоза из страны непереработанных видов сырья и стимулирования переработки сырья на собственной территории;
3) экономически обоснованного распределения ценовой ренты, образующейся у предприятий в связи с значительным превышением мировых цен по сравнению с внутренними ценами.
Транзитные (провозные) таможенные пошлины применяются при перемещении товаров из каких либо стран через таможенную территорию страны в третьи страны. Целью их введения является полное возмещение стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров при их перемещении по ее таможенной территории в третьи страны. Эти пошлины применяются, как правило, за провоз грузов, наносящих ущерб окружающей среде, в частности радиоактивных материалов, горюче-смазочных материалов и других опасных грузов, в том числе боеприпасов и взрывчатых материалов. Транзитная пошлина – единственный вид пошлины, применяемой в мировой практике и не используемой в Российской Федерации. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 20 ТК РФ запрещается перемещение через таможенную границу России отдельных товаров исходя из интересов государственной безопасности, жизни и здоровья населения.
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров согласно Закону о таможенном тарифе Правительству РФ предоставлено право устанавливать сезонные пошлины. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка. При этом законодательство предусматривает, что срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. В случае обложения товара сезонной пошлиной не применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом.
Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Специальные таможенные пошлины применяются в двух основных случаях:
1) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную российскую территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств. В этом случае специальная пошлина нередко называется ретпорсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, применяемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Целью применения реторсионных пошлин является прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.
Специальные таможенные пошлины в соответствии с российским законодательством вводятся до завершения расследования, подтверждающего наличие существенного ущерба или угрозы ущерба в результате осуществления импорта товара. При этом срок применения специальных таможенных пошлин не может превышать 200 дней. Для координации работы по подготовке предложений по регулированию внешнеторговых операций в 1997 г. создана правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Специальные защитные меры применяются в отношении какого-либо товара на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на российскую таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент осуществления импортной операции, если ввоз таких товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям подобных товаров, либо препятствует организации производства подобных товаров в России.
Определяя компенсационную пошлину, российское таможенное законодательство учло опыт, накопленный международной практикой таможенно-тарифного регулирования, и четко определило существенную характеристику компенсационной пошлины, позволяющую отличать ее от антидемпинговой пошлины. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб российским производителям подобных товаров или же препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации, Таким образом, компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо путем использования инвестиционных субсидий или же косвенно путем применения системы дифференцированных налоговых ставок, ускоренной амортизации, кредитования экспортеров на льготных условиях и других методов.