Малый бизнес в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие 5-7
1.2 Основные элементы системы государственной 8-12
поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ
И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего 13-15
бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса 16-21
в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования
малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в 22
Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки 23-24
предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического 25-26
механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике Казахстана.docx

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Отношение социума к предпринимателям. Отношение  населения к малому предпринимательству  на протяжении многих лет его существования  постоянно меняется к лучшему.

Таким образом, коллективы малых предприятий, не имеющие в своем распоряжении никакой социальной инфраструктуры, могущей способствовать укреплению здоровья работников и членов их семей, что характерно для крупных предприятий, но имеющие более низкие показатели по уровню заболеваемости и травматизма  по сравнению с крупными предприятиями  в силу самой природы частного малого бизнеса, являются, по сути донорами коллективов крупных предприятий. Нередки случаи, когда в силу малочисленности коллектива малого предприятия и связанной с этим величины фонда оплаты труда, от чего зависит сумма страховых взносов, администрация малого предприятия не в состоянии выплатить уходящей в «декретный отпуск» женщине причитающееся ей пособие. По той же причине невозможно оплатить стоимость санаторно-курортной путевки, нуждающемуся в ней работнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Основные элементы  системы государственной  поддержки и развития  предпринимательства

Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей. Независимые  предприниматели представляют собой  наиболее многочисленный слой частных  собственников и в силу своей  массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый  и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и  среднего бизнеса близки к большей  части населения и составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.

Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя:

- предоставление  дополнительных возможностей для  сектора малого бизнеса, способствующих  преодолению специфических трудностей  и проблем, объективно присущих  данному сектору экономики (особая  чувствительность к конъюнктуре,  менее благоприятные условия  доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала  и т.д.);

- организацию  системы мер, направленных на  стимулирование деятельности сектора  малого бизнеса;

- подготовку  и переподготовку людей к занятию  собственным бизнесом;

- формирование  соответствующего общественного  мнения и содействие устранению  разобщенности предпринимателей, осознанию  ими общих корпоративных интересов,  объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам;

- радикальное  упрощение государственных регулирующих  процедур в отношении малого  и среднего бизнеса (упрощение  порядка регистрации, сокращение  перечня лицензируемых видов  деятельности, унификация административных  процедур, минимизация числа согласующих  и контролирующих инстанций, упрощение  порядка и форм отчетности  и др.);

- наличие  полной и гласной информации  о содержании конкретных мер  государственной поддержки, установление  открытых процедур распределения  средств при участии представителей деловых кругов, введение практики публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку малого бизнеса средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

- гибкость  системы государственной поддержки,  предусматривающую специфические  меры применительно к различным  этапам деятельности малого и  среднего бизнеса, особенностям  каждой отрасли и отдельных  групп предпринимателей;

- внедрение  действенных механизмов взаимодействия  крупных предприятий с малыми  и средними, способными встраиваться  в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги;

- стимулирование  опережающих темпов роста малого  бизнеса в инновационной сфере  и производстве наукоемкой продукции  с использованием научного потенциала  страны;

- учет  национальных, региональных и исторических  особенностей; поощрение ремесел,  народных промыслов, кооперативных,  артельных и семейных форм  организации предпринимательской  деятельности; сезонных работ, самозанятости;

- постепенный  переход от государственного  регулирования отдельных аспектов  деятельности малого бизнеса  к саморегулированию через предпринимательские  союзы и объединения;

- значительное  расширение прав и возможностей  региональных властей и местного  самоуправления в сфере регулирования  деятельности малого бизнеса  и его государственной поддержки  при сохранении единства стратегических  целей и информационного пространства;

- разработку  и применение рациональных механизмов  использования бюджетных средств,  выделенных для поддержки малого  и среднего бизнеса;

- координацию  деятельности и четкое разграничение  полномочий и ответственности  органов исполнительной власти, решающих в той или иной  степени вопросы государственной  поддержки малого бизнеса на  региональном уровне;

- использование  имущества неэффективных и неплатежеспособных  предприятий в качестве мощного  источника ресурсного обеспечения  малого бизнеса и создания  объектов его инфраструктуры;

- формирование  инфраструктуры, обеспечивающей создание  благоприятных условий для его  развития путем оказания комплексной  адресной поддержки малых и  средних предприятий в различных  направлениях: информационном, консультационном, обучающем и т.д.;

- создание  условий для эффективного развития  межрегиональных связей и деловой  кооперации субъектов малого  бизнеса.

Таким образом, рассмотренная структура  системы государственной поддержки  малого и среднего бизнеса позволяет  обозначить следующие основные элементы:

1. Разработка  программ поддержки малого и  среднего бизнеса.

2. Развитие  инфраструктуры поддержки малого  бизнеса.

3. Оказание  комплексной (интегральной) поддержки.

4. Создание  благоприятных условий внешней  среды для предприятий малого  и среднего бизнеса.

5. Оказание  финансовой и имущественной поддержки  субъектам малого бизнеса.

6. Государственные  гарантии.

Программы поддержки малого бизнеса являются одной из основных составляющих системы  государственной поддержки малого и среднего бизнеса, направленные на увеличение численности субъектов малого бизнеса, а также на создание наиболее благоприятных условий для их формирования и дальнейшего развития.

Основными принципами реализации программ поддержки  малого бизнеса являются:

а) комплексность - обеспечение минимально необходимого спектра услуг для малых предприятий;

б) системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности  всех элементов инфраструктуры поддержка  малого бизнеса;

в) конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов;

г) распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке малого бизнеса с государственного на региональный уровень;

д) гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;

е) интерактивность - рассмотрение процессов развития малого бизнеса как комплексной  системы «сигналов рынка» и адекватной реакции государственной системы  поддержки бизнеса;

ж) делегирование  функций - обеспечение участия предпринимательских  кругов, объединений и союзов предпринимателей в реализации программ поддержки  бизнеса.

Программы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса должны быть главным  образом направлены на поддержку:

- начинающих  предпринимателей, в особенности  молодежи и социально незащищенных  групп населения;

- всех  видов инновационного бизнеса,  главным образом, в высокотехнологичных  и интеллектуальных отраслях;

- проектов, имеющих высокий мультипликативный  эффект и бюджетную отдачу;

- проектов, направленных на выпуск продукции  массового спроса и создающих  конкурентную среду на потребительском  рынке и проектов, имеющих долевое  внебюджетное финансирование;

- проектов  международных и донорских организаций,  направленных на развитие малого  бизнеса в Казахстане;

- проектов, направленных на активизацию  межрегиональных деловых связей  и экспорт продукции, а также  проектов направленных на импортозамещение.

У субъектов  малого бизнеса есть потребности  в поддержке, которые лучше всего  решать путем консалтинга, но они  также нуждаются в обучении и  повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых  предприятий требует тесной координации  между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном  и региональном уровнях. Оно также  требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с  которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий. Таким образом, предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определенные трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом управления. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента.

Создание  благоприятных условий внешней  среды для предприятий малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое  предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы  внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в  создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает:

- формирование  самостоятельной законодательной  и нормативной базы, основанной  на учете специфических условий  деятельности субъектов малого  бизнеса и их отношений с  органами власти и другими  хозяйствующими субъектами;

- изменение  налоговой системы в отношении  субъектов малого бизнеса;

- минимизацию  административно-разрешительной и  контролирующей практики, устранение  бюрократических барьеров, препятствующих  развитию действующих и выходу  на рынок новых малых предприятий;

- обеспечение  безопасности и защиты личности  и собственности;

- повышение  роли объединений предпринимателей  в процессе регулирования предпринимательской  деятельности и принятии решений  на всех уровнях власти по  всем вопросам, затрагивающим интересы  малого бизнеса;

- формирование  благоприятного общественного мнения  и популяризация идей бизнеса;

- обеспечение  научного подхода к решению  проблем малого бизнеса на  основе достоверных сведения  о его состоянии и тенденциях  развития;

- распространение  отечественного и зарубежного  опыта поддержки малого бизнеса.

Финансовая  поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение  эффективности деятельности малых  предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов:

- льготные  кредиты (займы) субъектам малого  бизнеса (в т.ч. через фонды  поддержки малого бизнеса);

- лизинг  и аренда оборудования;

- венчурное  финансирование инновационных проектов  малого бизнеса;

гарантии  по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;

Информация о работе Малый бизнес в экономике Казахстана