Малый бизнес в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие 5-7
1.2 Основные элементы системы государственной 8-12
поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ
И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего 13-15
бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса 16-21
в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования
малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в 22
Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки 23-24
предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического 25-26
механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике Казахстана.docx

— 70.50 Кб (Скачать документ)

- компенсации  снижения процентной ставки по  банковским кредитам;

- развитие  и поддержка механизмов самофинансирования;

- привлечение  зарубежных инвестиций.

Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для малых предприятий, должна предполагать принятие следующего комплекса мер:

- законодательная  установка порядка и условий  проведения специализированных  конкурсов на приобретение и  аренду объектов недвижимости, участниками  которых могут быть только  малые предприниматели;

- создание  специализированных фондов нежилых  помещений для размещения малых  предприятий и организаций его  инфраструктуры;

- развитие  практики создания с государственным  финансовым и имущественным участием  объектов интегральной поддержки  малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и т.д.).

- передачу  нежилых помещений в собственность  малых предприятий в рассрочку.

Таким образом, можно сделать вывод, что  государственная поддержка малого бизнеса должна реализовываться  посредством создания системы государственной  поддержки малого и среднего бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ

2.1 Анализ современного  состояния малого  и среднего бизнеса  в Республике Казахстан

В казахстанском  малом бизнесе традиционно наибольшее число действующих предприятий  приходится на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования, значительное количество -на вид деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям». Это связано с относительно низкими стартовыми затратами и быстрой оборачиваемостью капитала в этих видах деятельности. Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц видам экономической деятельности приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц по видам  экономической деятельности на 2005 год

 
Виды  деятельности Всего в том числе  
  единиц в %% к итогу новые активные Во временном  простое  
1 2 3 4 5 6  
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 7873 7,1 1346 3634 2893  
Рыболовство, рыбоводство 253 0,2 37 108 108  
Промышленность 12298 11,0 2054 6572 3672 j  
горнодобывающая 809 0,7 22'5 347 237  
обрабатывающая 10753 9,6 1733 5855 3165  
производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 736 0,7 96 370 270  
Строительство 16912 15,2 4962 7597 4353  
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 47445 42,5 11213 21028 15204  
Гостиницы и рестораны 1593 1,4 256 808 529  
Транспорт и связь 5867 5,3 1258 3142 1467  
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг потребителям 14493 13,0 3064 6972 4457  
Образование 955 0,9 169 519 267  
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1729 1,5 297 1057 375  
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 2192 2,0 347 1076 769  
Всего 111610 100,0 25003 52513 34094  
             
 

Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий  за 2002-2005 годы по видам экономической  деятельности представлена в нижеследующей  таблице 3.

Сравнение структуры сектора малых предприятий  по видам деятельности по количеству действующих предприятий и доходам  от реализации товаров (продукции, работ  и услуг) говорит существенных различиях - на виды деятельности «Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и  предметов личного пользования» и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», при меньшем удельном весе по количеству действующих предприятий, приходится больший удельный вес по доходам, то есть они обладают большей доходностью одного предприятия.

На указанные  два вида деятельности, а также  на «Строительство» и «Промышленность» приходится почти девять десятых  всех доходов субъектов малого бизнеса  юридических лиц. Второе место занимает строительство, что определено повышенным спросом на продукцию отрасли  в последние годы в связи быстрым  развитием в стране ипотечного кредитования и «строительным бумом».

Таблица 3 - Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий - юридических  лиц за 2002-2005 гг. по видам экономической  деятельности (в %% от общей суммы доходов малых предприятий) 
 
 

 
Виды  деятельности 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год  
1 2 3 4 5  
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,0 2,1 1,8 0,8  
Рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0  
Промышленность 8,9 8,1 7,7 7,9  
горнодобывающая 0,9 1,1 1,2 0,8  
обрабатывающая 6,9 6,1 5,7 5,7  
Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 1,1 0,8 0,8 1,4  
Строительство 10,8 13,8 13,6 11,9  
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 59,5 59,0 60,5 61,4  
Гостиницы и рестораны 0,6 0,6 0,4 0,3  
Транспорт и связь 4,1 3,5 3,2 3,0  
Финансовая  деятельность 5,8 4,9 4,9 6,3  
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг потребителям 7,4 7,3 7,2 7,6  
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 0,9 0,8 0,7 0,7  
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0  
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Оценка масштабов  и уровня развития  малого бизнеса  в регионах Республики  Казахстан

Развитие  малого бизнеса в республике на нынешнем этапе формирования новой постсоветской  казахстанской экономики носит  преимущественно региональный и  местный характер. В этой связи  общие для всего сектора малого бизнеса проблемы весьма по разному проявляются в регионах, в зависимости от сложившихся в них неодинаковых экономических и организационных условий функционирования субъектов сектора, что очень важно учитывать при организации государственного регулирования экономикой в форме «поддержки малого бизнеса».

Анализ  приводит к выводу, что во всех регионах РК малый бизнес преимущественно  использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и  работает на потребности местного рынка  в пределах нескольких административных районов одного региона. Это объясняется  тем, что малый бизнес создавался в свободных нишах, которые открылись  с ликвидацией государственной  монополии на экономическую деятельность и не были сразу же захвачены крупным  и средним капиталом, дополняя «большую»  экономику и способствуя формированию целостной структуры хозяйства  регионов, городов и сельских районов.

Можно сделать выводы, что малый бизнес некапиталоемкая форма рыночной деятельности, которая осуществляется в основном на собственные средства предпринимателя и в редких случаях с привлечением средств партнеров.

Социологические исследования, проведенные в прошедшем  и текущем годах по заказу МИиТРК товариществом с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма «Sertum International Sistem» свидетельствует о значительных изменениях в системе предпочтений этого бизнеса. По мнению руководителей малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских хозяйств, выраженному при опросе, главным являются простые и стабильные отношения с местными властями, при этом решение своих финансовых проблем малый бизнес связывает исключительно с возвратными v платными кредитами и микрокредитами, а не безвозмездными вливаниями ее стороны.

Из вышесказанного не следует, что малое предпринимательство  не должна в дальнейшем быть предметом государственной поддержки. Напротив, оно как никогда нуждается в максимально разнообразной, ситуативной и выборочно правовой и имущественной поддержке. Центральная власть может осуществит ее в сегодняшних условиях, только передав необходимые полномочия w региональный и местный уровни, разрешив соответствующим органам власти использовать для поддержки сектора МСП весь набор правовых экономических механизмов. Новые возможности открываются для поддержки малого и среднего бизнеса, формирования и развития кластеров. Ожидания самих предпринимателей связаны, прежде всего, с решением четырех проблем - снижением налоговой нагрузки, предоставлением доступа на разумных условиях к кредитам, получением права аренды помещений и земельных участков, особенно в крупных и средних городах, а также дебюрократизацией экономики и устранением всевозможных административных барьеров.

По мнению ученых, вышеперечисленные особенности  и проблемы казахстанского малого бизнеса  требуют по-новому оценить роль этого  сектора в региональной экономике.

Таблица 1 - Итоговый (интегральный) рейтинг  регионов РК по уровню развития малого бизнеса по методике О. Сабдена [79]

 
Регионы-лидеры Регионы-лидеры Регионы-аутсайдеры  
1 место  - г. Алматы 7 место - Актюбинская 11 место - ВКО  
2 место  - г. Астана 8 - место - Атырауская 12 место - Жамбылская  
3 место  - Акмолинская 9 - место - Костанайская 13 место - Павлодарская  
4 место  - ЗКО 10 место Мангистауская 14 место - Кызылординская  
5 - место  - Алматинская   15 место-ЮКО  
6 место  - СКО   16 место - Карагандинская  
       

Одинаковая  структура малых предприятий  по видам деятельности в 5 областях Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской. Те же четыре вида деятельности, но поменялись местами «Строительство» и «Промышленность» - в Западно-Казахстанской области, в г. Алматы - «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» - второй по доходам вид деятельности и только затем следуют «Строительство» и «Промышленность».

«Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» второй по объемам доходов вид  деятельности в Северо-Казахстанской и третий - в Костанайской области.

В 4 наиболее доходных вида деятельности малых предприятий  так же входят:

- «Транспорт  и связь» - в Актюбинской , Кызылординской и Мангистауской (во всех случаях - 4 место);

- «Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды» - в Акмолинской области (4 место).

В отношении  региональной дифференциации малого бизнеса  по численности занятых. Занятость на малых предприятиях также растет, на 1 июля 2006 года по сравнению с 2002 годом она возросла как по республике в целом, так и по регионам (см. таблицу 4).

Информация о работе Малый бизнес в экономике Казахстана