Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе способов и мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
- проанализировать понятие обязанности по уплате налогов;
- исследовать способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;
- проанализировать практические проблемы применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;
- определить перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 7
1.1. Налоговая обязанность: понятие, основания ее возникновения 7
1.2. Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов 10
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 14
2.1. Гражданско-правовые (диспозитивные) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и особенности их применения: залог имущества, поручительство, пени 14
2.2. Административно-правовые (императивные) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и особенности их применения: приостановление операций по счетам в банке, арест имущества 23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44
Неисполнение физическим
лицом или организацией налоговой
обязанности в добровольном порядке
является основанием для направления
налоговым органом, органом государственного
внебюджетного фонда или
Образовавшаяся в результате неуплаты или неполной уплаты налоговая недоимка взыскивается за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем обращения взыскания на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой недоимки налоговые органы или уполномоченные органы первоначально должны направить налогоплательщику требование о ликвидации образовавшегося долга перед казной и причитающейся пени, а только затем, в случае неисполнения этого требования, применять меры принуждения.
Наличие данного положения в ст. 45 НК РФ свидетельствует о том, что уплата налога может пониматься в двух значениях:
1) в качестве действия
самого налогоплательщика (
2) в качестве действия
налогового или иного
По общему правилу моментом
исполнения налогоплательщиком (плательщиком
сбора, налоговым агентом) своей
обязанности по уплате налога служит
момент предъявления в банк платежного
поручения на уплату налога. Аналогичное
правило применяется и
1) в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога (ст. 78 НК РФ);
2) при взимании налога
у источника выплаты налоговая
обязанность считается
Налоговое законодательство
устанавливает различный, зависящий
от статуса налогоплательщика, порядок
принудительного взыскания
Статья 45 НК РФ запрещает производить бесспорное взыскание налога с организации, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога.
Обязательным правилом бесспорного
взыскания налоговой недоимки является
необходимость уведомления
В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из двух решений:
1) продолжать обращение взыскания на банковский счет по мере поступления на него денежных средств;
2) взыскать налог за
счет иного имущества
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится на основании решения, вынесенного руководителем (его заместителем) налогового органа. Данное решение подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа, заверяется гербовой печатью, в течение трех дней направляется судебному приставу - исполнителю, который осуществляет исполнительное производство по общим правилам, установленным ФЗ «Об исполнительном производстве», но с учетом особенностей, предусмотренных налоговым законодательством.
НК РФ устанавливается двухмесячный срок для совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на взыскание суммы налоговой недоимки.
Взыскание налога за счет имущества
налогоплательщика-организации
НК РФ, закрепляя способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусматривает как гражданско-правовые способы обеспечения (залог, поручительство, пени), так и способы обеспечения, характерные для отношений, построенных на властном подчинении одной стороны другой, т.е. финансово-правовые и административно-правовые способы.3 К административно-правовым способам следует отнести приостановление операций по счетам в кредитных организациях, к административно-правовым - арест имущества (полный или частичный). В данном пункте рассмотрим правовой режим гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Охарактеризуем залог имущества подробнее.
Статья 73 НК РФ регламентирует такой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, как залог.4 В силу залога налоговые органы (залогодержатель) имеют преимущественное право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества перед другими кредиторами, за изъятиями, установленными законом. При исполнении обязанности по уплате налогов и сборов основанием возникновения залога является договор, который может быть заключен между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем). Залогодателями могут быть как сами налогоплательщики или плательщики сборов, так и третьи лица.
Главное отличие залога в
налоговых правоотношениях по сравнению
с гражданско-правовыми
Важным правом залогодателя
по гражданскому законодательству является
возможность замены предмета залога
с согласия залогодержателя, если иное
не установлено законом или
Как уже было отмечено, суть
залога состоит в том, что залогодержатель
в установленных случаях, связанных
с неисполнением должником
В связи с установлением
специальной нормы в
Проанализируем поручительство как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов является поручительство. Институт поручительства подробно разработан в рамках гражданского права, в связи с этим ст. 74 НК РФ ориентируется на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений. Несмотря на то что теоретическая конструкция поручительства в налоговом праве заимствована из частного права, тем не менее, реализация поручительства происходит в рамках финансово-правовых отношений. Об этом свидетельствуют особенности правового регулирования поручительства как способа обеспечения уплаты налога по налоговому законодательству.
По договору поручительства
поручитель обязывается перед налоговыми
органами выполнить налоговую
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ «налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».8 При этом НК РФ не уточняет, что подразумевается под самостоятельным исполнением налоговой обязанности: самостоятельное перечисление в бюджет налога и (или) уплата налога за счет собственных средств самого налогоплательщика. Если акцент делать на первом из названных критериев, то исключением является исполнение налоговой обязанности налоговым агентом; если на втором, то на основании ст. 73 НК РФ за счет имущества залогодателя, когда им является третье лицо по отношению к налогоплательщику и государству. Поручительство, по-видимому, охватывает оба указанных критерия, поскольку поручитель по обеспеченной им налоговой обязанности исполняет ее за счет собственных средств, от своего имени перечисляя необходимую сумму по налоговым платежам в бюджет. Следовательно, поручительство в налоговых отношениях рассматривается как специальный порядок исполнения обязанности по уплате налога и сбора, установленный налоговым законодательством и образующий исключение из общего правила о самостоятельной уплате налога.
Информация о работе Меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов