Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе способов и мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
- проанализировать понятие обязанности по уплате налогов;
- исследовать способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;
- проанализировать практические проблемы применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;
- определить перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 7
1.1. Налоговая обязанность: понятие, основания ее возникновения 7
1.2. Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов 10
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 14
2.1. Гражданско-правовые (диспозитивные) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и особенности их применения: залог имущества, поручительство, пени 14
2.2. Административно-правовые (императивные) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и особенности их применения: приостановление операций по счетам в банке, арест имущества 23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44
Ошибочным является мнение, что налоговые органы, исходя из ст. 46 НК РФ, не вправе принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись инкассовые поручения. Из положений ст. ст. 46 и 76 НК РФ не усматривается взаимосвязь между расчетным счетом налогоплательщика-должника, на который направлены инкассовые поручения, и действиями инспекции по приостановлению расходных операций на счетах этого налогоплательщика в иных банках.31 Статьи 46 и 76 НК РФ не запрещают налоговым органам для обеспечения исполнения решения, принятого в порядке ст. 46 НК РФ, приостанавливать операции по всем известным счетам налогоплательщика, а не только в том банке и по тем счетам, на которые предполагается выставление инкассовых поручений.32
Приостановлением переводов электронных денежных средств согласно взаимосвязанным нормам п. п. 1 и 2 ст. 76 НК РФ, следует признать прекращение банком:
- операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (если такая сумма в решении указана);
- любых операций, влекущих
уменьшение остатка
По основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 76 НК РФ, допускается приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте, при этом НК РФ не содержит каких-либо разъяснений и прямого запрета на приостановление таких переводов по иным основаниям.
Исследуем арест имущества как наиболее жесткий способ.
Арест имущества производится
в случае неисполнения налогоплательщиком-
Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Отметим, что рассматриваемый способ обеспечения исполнения обязанностей может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. Следует отметить, что налоговый (таможенный) орган не вправе накладывать арест, предусмотренный данной статьей, на имущество физических лиц.
К сожалению, функциональное
назначение ареста имущества в НК
РФ описано несколько
Представляется, что обеспечительные
правовые средства, перечисленные в
ст. 72 НК РФ, своей основной целью
не могут иметь обеспечение
Следует согласиться с мнением П.Н. Федотова о том, что необходимо в общетеоретическом смысле рассматривать арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), а определение законодателя, что арест имущества применяется «в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога», рассматривать как указание на особый порядок (последовательность) действий при наложении ареста на имущество: арест не может предшествовать вынесению решения о взыскании налога.34
Арест имущества является мерой государственного принуждения, однако встречаются разные точки зрения, к какой разновидности подобных мер она относится. В частности, Д. Бахрах и Л. Кролис рассматривают арест имущества недоимщика как меру пресечения, хотя указывают на то, что арест имущества используется как «...процессуальная, обеспечительная мера, призванная создать условия для последующего возмещения недоимки, вреда, уплаты недоимки, штрафа».35 Л.Л. Попов также фактически относит арест товаров, транспортных средств и иных вещей к мерам административного пресечения.36 Данная точка зрения верна лишь в том случае, если указанное имущество являлось орудием совершения либо предметом административного правонарушения. В случае же наложения ареста налоговыми органами вряд ли можно отнести арестованное имущество к предмету либо орудию совершения правонарушения.
Представляется, что арест
имущества по ст. 77 НК РФ более обоснованно
рассматривать как
В настоящее время правом налагать арест на имущество обладает ряд органов. Так, в сфере уголовных правоотношений исключительным правом наложения ареста на имущество, в том числе в рамках досудебного производства, обладает суд (пп. 9 п. 2 ст. 29 УПК РФ). Кроме того, судебные органы имеют право налагать арест в рамках гражданского и арбитражного процесса (ст. 140 ГПК РФ, ст. 91 АПК РФ).39
Наложение ареста ограничивает
конституционные права
Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.
Основные причины
Поскольку трудовые и финансовые ресурсы налоговых ведомств всегда ограничены, приходится постоянно решать проблему повышения результативности деятельности налоговых органов, прежде всего эффективности налогового контроля в отношении различных категорий налогоплательщиков. В связи с этим заслуживает внимания мнение М.Ю. Орлова о том, что необходимо улучшать контрольные функции налоговых органов, свести к достаточному минимуму текущий налоговый контроль над деятельностью налогоплательщиков, сосредоточив ресурсы налоговых органов в ключевых сферах.42
Опыт многих стран с развитой, а также развивающейся экономикой показывает: создание специализированных механизмов контроля над деятельностью крупных налогоплательщиков привело к более полному соблюдению налогового законодательства и повышению эффективности работы налоговых ведомств, в том числе за счет оптимизации выполняемых функций. Такие специальные механизмы дают налоговым ведомствам возможность сосредоточить усилия на относительно небольшой группе налогоплательщиков, на которую приходится большой процент всех налоговых сборов.
Россия не является уникальным государством с присущими ему неправовыми способами разрешения конфликтов в обществе. То обстоятельство, что коррупция и политическое давление оказываются зачастую наиболее эффективным средством достижения частного или публичного интереса, объясняется незрелостью правовой системы в целом и низким уровнем развития законодательства о налогах и сборах - в частности. Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических обязанностей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 НК РФ.
К правовым обеспечительным
мерам следует относить установление
обязанностей, запретов, введение ответственности
за неисполнение обязанностей и нарушение
запретов, принуждение. Также правовыми
обеспечительными средствами являются
юридические средства, гарантирующие
беспрепятственное
В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение
обязанности по уплате налогов и сборов
может обеспечиваться следующими способами:
залогом имущества, поручительством, пеней,
приостановлением операций по счетам
в банке и наложением ареста на имущество
налогоплательщика.
Как справедливо отмечает Ю. Крохина, «за годы реформ среди арсенала правовых средств, которые направлены на содействие исполнению налоговых обязанностей, традиционно основное внимание уделялось мерам ответственности за совершение налоговых правонарушений субъектами. Подобная, исключительно фискальная направленность налоговой политики государства имела обратный эффект: при невероятно большой налоговой нагрузке и такого же рода санкциях налогоплательщики использовали любые способы ухода от налогообложения. Как свидетельствует практика налогового взимания, увеличение размера штрафных санкций, количества мер карательного реагирования на неправомерные действия (бездействия) налогоплательщиков не оказывает ожидаемого положительного влияния на аккумуляцию налоговых платежей, а, напротив, нередко способствует массовому уклонению от их уплаты».43
В настоящее время актуальной
становится организация информационного
взаимодействия налоговых органов,
прежде всего территориальных органов
ФНС России, с гражданами и юридическими
лицами с целью улучшения обслуживания
налогоплательщиков, расширения сферы
предоставляемых им услуг при
одновременном упрощении
Информация о работе Меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов