Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе способов и мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
- проанализировать понятие обязанности по уплате налогов;
- исследовать способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;
- проанализировать практические проблемы применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;
- определить перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 7
1.1. Налоговая обязанность: понятие, основания ее возникновения 7
1.2. Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов 10
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 14
2.1. Гражданско-правовые (диспозитивные) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и особенности их применения: залог имущества, поручительство, пени 14
2.2. Административно-правовые (императивные) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и особенности их применения: приостановление операций по счетам в банке, арест имущества 23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44
Доходы федерального бюджета
(без учета поступлений ЕСН) в
январе-декабре 2012 года по Управлению
составили 31,2 млрд. рублей. Темп роста
поступлений в федеральный
В консолидированный бюджет Тюменской области за 2012 год поступило 65,6 млрд. руб. при темпе роста 107,3% к аналогичному периоду предыдущего года. При этом доля имущественных налогов в январе-декабре 2012 года в бюджетной системе Российской Федерации составила 10,8% (9,0% в 2011 году), в региональном бюджете – 8,2,4% (6,9% в 2011 году), в бюджетах муниципальных образований 14,3% (13,0% в 2011 году).48
На положительную динамику
во многом повлияли мероприятия в
области совершенствования
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время существующая налоговая система России меняет ориентированность от взыскания на предотвращение задолженности или ориентацию налогоплательщиков на своевременность и полноту уплаты налогов. В отличие от ситуации прошлых лет, когда многое можно было списать на «молодость» самой налоговой системы, экономическую и политическую ситуацию в стране в конце 90-х гг. (до принятия НК РФ). Да, в это время налоговым органам приходилось делать упор именно на взыскание, но на сегодняшний день существует очевидная необходимость смены приоритетов. Ведь если грамотно и своевременно использовать такие способы обеспечения как приостановление операций по счетам или арест имущества, стимулирующих налогоплательщиков к своевременным расчетам с бюджетом, не придется потом прибегать к мерам принудительного воздействия. На наш взгляд, рациональнее и логичнее направить, например, решение о приостановлении операций по счетам в банке, чем возбуждать исполнительное производство, тем более что многие постановления о взыскании налога, сбора за счет имущества налогоплательщика возвращаются судебными приставами «в связи с невозможностью взыскания».
На сегодняшний момент в полной мере из всех 5 способов обеспечения исполнения используются лишь пени, в меньшей степени, да и то не везде применяются наложение ареста и приостановление операций по счетам, а залог и поручительство применяются в очень редких случаях.
Конечно, для полноценного претворения в реальность положений НК РФ в отношении залога и поручительства необходимо принятие соответствующих методических указаний, также было бы логичнее расширить слишком узкие условия их применения, заимствуя определенные составляющие из положений ГК РФ. При этом не утратился бы властный характер налоговых правоотношений, а налоговые органы получили бы возможность более гибко, с учетом различных факторов, строить свою работу с налогоплательщиками. Рациональнее всего было бы переориентировать налоговую систему на широкое применение главы 11 НК РФ что называется «сверху», к тому же подобная политика нисколько не повредила бы существующей фискальной направленности работы налоговых органов.
В заключение необходимо отметить, что представленный в данном исследовании далеко неполный комплекс проблем, существующих в настоящее время в сфере правовых аспектов исполнения обязанности по уплате налоговых платежей в РФ, свидетельствует о том, что немалое количество законодательных актов, так или иначе регулирующих отношения в данной сфере, содержат определенные недостатки, пробелы и противоречия, что является одним из важнейших препятствий на пути создания в России условий для проведения в стране эффективной налоговой политики, создания благоприятного инвестиционного климата и условий для устойчивого экономического роста.
Таблица 1.1
Динамика изменения
Показатели Года |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Задолженность по налогам и сборам, всего (в млрд.руб.): |
4,07 |
4,95 |
5,95 |
4,18 |
Урегулированная задолженность (в млрд.руб.) |
2,29 |
2,1 |
1,32 |
1,45 |
Задолженность, невозможная к взысканию налоговыми органами (в млрд.руб.) |
0,04 |
0,1 |
0,03 |
0,08 |
Динамика изменения
Динамика изменения
Динамика изменения
1 Сведения о поступлении налогов и других
обязательных платежей в бюджетную систему
за 2012 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/nal_
2 Данные по формам статистической налоговой
отчетности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.r72.nalog.ru/
1 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М., 1997. С. 157.
4 Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / Под ред. проф. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 102.
5 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Постатейный комментарий изменений в Налоговый кодекс РФ. Часть 1 (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) // Налоги и финансовое право. 2006. N 9.
6 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3436.
7 Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. С. 96.
8 Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2006. С. 99 - 100.
9 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. проф., д.ю.н. А.Н. Козырина, проф., д.ю.н. А.А. Ялбулганова. М., 2004.
10 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 282.
11 Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: финансово-правовой аспект. Дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 148.
12 Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник. М., 2005. С. 87; Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 101 - 102.
13 Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации // Дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2004; Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: финансово-правовой аспект // Дис.канд. юрид. наук. М., 2004. С. 47 - 49.
14 Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1999. С. 190.
15 Гогин А.А. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства // Финансовое право. 2004. N 1. С. 19.
16 Стрельников В.В. Правовой режим пени // Дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2003. С. 36.
17 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3436.
18 Данные по формам статистической налоговой
отчетности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.r72.nalog.ru/
19 Постановление ФАС Центрального округа от 28.07.2011 по делу N А64-5840/2010
20 Постановление ФАС Центрального округа от 20.04.2011 по делу N А54-3297/2010
21 Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1836/11 по делу N А12-4559/2010
22 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.03.2007 N А74-3368/06-Ф02-1586/07 по делу N А74-3368/06
23 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации (одобрен Президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 24.09.2010) // Вестник Федерального арбитражного суда Уральского округа. 2010. N 4; Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3 по делу N А71-13099/2008.
24 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.03.2007 N А74-3368/06-Ф02-1586/07 по делу N А74-3368/06
25 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2005 N Ф04-9243/2005(18189-А46-34)
26 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2007 по делу N А40-15199/07-128-97
27 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2005 N Ф04-1876/2005(10085-А46-31)
28 Решение ВАС РФ от 15.06.2011 N ВАС-3674/11
29 Решение ВАС РФ от 15.06.2011 N ВАС-3674/11
30 Письма Минфина России от 07.05.2010 N 03-02-07/1-226, от 05.05.2010 N 03-02-07/1-215
31 Определение ВАС РФ от 05.04.2011 N ВАС-3491/11 по делу N А12-8302/2010
32 Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 по делу N А12-8302/2010; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2009 по делу N А56-27827/2008
33 Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: Дис. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук. Тюмень, 2004.
34 Федотов П.Н. Арест имущества в налоговых правоотношениях: правовые проблемы // Современное право. 2004. N 2.
35 Бахрах Д., Кролис Л. Взыскание недоимок и пени с налогоплательщиков // Хозяйство и право. 1995. N 9 - 10.
36 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 289 - 310.
37 Павлов И. Налоговый кодекс о роли прокурора при аресте имущества для обеспечения исполнения налоговых платежей // Законность. 1999. N 8. С. 28 - 29.
38 Пантюшов О.В. Способы обеспечения уплаты налогов (сборов) // Право и экономика. 2006. N 7.
39 Шмонин А.В. Наложение ареста на денежные средства и иные ценности органами расследования // Право и экономика. 2005. N 7.
40 Борисов А.Н. Налоговые проверки, или как защитить свои права. М., 2005.
41 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Постатейный комментарий изменений в Налоговый кодекс РФ. Часть 1. (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) // Налоги и финансовое право. 2006. N 9.
42 Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. N 1. С. 13.
43 Крохина Ю.А. Вступительная статья // Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 8.
44 Имыкшенова Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 116, 117.
45 Красюков А.В. Указ. соч. С. 59 - 61.
46 Старых Ю.В. Усмотрение в налоговом применении / Под ред. М.В. Карасевой. - М.: Юриспруденция, 2007. С. 63 - 95.
47 Постановление Федерального арбитражного
суда Московского округа от 7 ноября 2006
г. N КА-А40/10764-06.
Информация о работе Меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов