Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношениях, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов………..………5
1.2. Земельный налог…………………………………………………………...7
1.3. Налог на имущество физических лиц…………………………………….9
Глава 2. Роль местных налогов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации и значение в формировании функций современных государственных финансов.
2.1. Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.2. Значение местных налогов в формировании функций современных государственных финансов……………………………………………………..16
2.3. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов……………18
Глава 3. Динамика формирования местных налогов в Российской Федерации, начиная с 1991 года по настоящее время
3.1. Этапы становления налоговой системы………………………………...24
3.2. Современный этап реформирования налоговой системы……………..30
3.3. Динамика исполнения федерального бюджета по итогам 2011года….37
Заключение……………………………………………………………………...39
Вместе с этим Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок регулирования вопросов местного значения федеральными законами и определен исчерпывающий перечень условий, при которых такое регулирование возможно (п. 4 ст. 57).
Российская Федерация вправе регулировать
правоотношения, отнесенные Конституцией
РФ и данным федеральным законом
к ведению муниципальных
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Федеральным законом РФ "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ" (п. 1 ст. 7) также
определено, что федеральные законы,
законы субъектов РФ, устанавливающие
нормы муниципального права, не могут
противоречить Конституции РФ и
настоящему Федеральному закону, ограничивать
установленные ими права
В случае противоречия норм муниципального
права, содержащихся в законах, положениям
Конституции РФ и настоящего федерального
закона, применяются положения
Таким образом, в соответствии с Конституцией
РФ и Федеральным законом РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ" органы местного самоуправления
все-таки имеют право "самостоятельно
устанавливать местные налоги и сборы".
В то же время, Налоговым Кодексом
РФ (федеральным законодательным
актом) установлено (абз. 3 п. 4 ст. 12), что
представительные органы местного самоуправления,
при установлении местных налогов,
определяют лишь налоговые ставки (в
пределах, установленных Налоговым
Кодексом), налоговые льготы, порядок
и сроки уплаты. Все остальные
элементы налогообложения
Иными словами, Налоговый Кодекс РФ не предусматривает каких-либо налогов и сборов, устанавливаемых органами местного самоуправления самостоятельно, то есть действительно местных налогов и сборов.
Одним
из основных факторов "федерализации"
налоговой системы являлся
С 1993 года, после вступления в силу
Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ" во многих муниципальных
образованиях были установлены многочисленные
и разнообразные местные
При очередных выборах
При этом на местном уровне эффективность
обратной связи по вопросам налогообложения
и учета интересов
2.2. Значение местных налогов
в формировании функций
Государственный бюджет страны, представляя
собой, основной финансовый план образования
и использования
Доходы бюджета — часть централизованных
финансовых ресурсов государства, необходимых
для выполнения его функций. Они выражают
экономические отношения, возникающие
в процессе формирования фондов денежных
средств, и поступают в распоряжение органов
власти разного уровня.
Классификация доходов бюджета. Mногообрaзие
видов и групп доходов бюджетов предполагает
их классификацию по различным критериям:
1. По социально-экономическому
признаку доходы бюджетов
• доходы
от юридических лиц различной
формы собственности;
• доходы от государственных угодий и
имущества;
• доходы от государственной предпринимательской
и внешнеэкономической деятельности;
2. В зависимости от права собственности
доходы бюджетов классифицируются на:
• собственные
— закрепленные в установленном
порядке за бюджетом каждого уровня
источники доходов, отчисления, полученные
в бюджеты по регулирующим доходным
источникам; дополнительные источники,
устанавливаемые самостоятельно правительственными
органами государственной власти или
органами местного самоуправления;
• заемные, которые используются для привлечения
дополнительных средств в бюджет при недостаточности
собственных источников. K ним относятся
ссуды, полученные органами власти из
других бюджетов; выпущенные государственные
или местные займы на инвестиционные цели;
полученные банковские кредиты.
3. В
зависимости от степени
• налоговые
— предусмотренные
• неналоговые — доходы от использования
государственного и муниципального имущества,
от платных услуг, оказываемых государственными,
муниципальными органами и бюджетными
учреждениями; средства, получаемые вследствие
применения мер финансовой, гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации и компенсации,
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных
ссуд, полученных от бюджетов других уровней
и иные неналоговые доходы.
Формирование доходной части бюджета
с переходом на рыночные отношения имеет
в основном налоговый характер.
Налоговые доходы поступают в соответствии
с уровнями бюджетной системы: федеральный,
региональный и местный.
К федеральным налогам
и сборам относят: НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные
пошлины, единый социальный налог, налог
на доходы физических лиц.
К региональным налогам и сборам относятся:
налог на имущество организаций, дорожный
налог, транспортный налог, налог с продаж,
налог на игорный бизнес.
К местным налогам и сборам относят:
земельный налог, налог на имущество физических
лиц, налог на рекламу, налог на наследование
и дарение.
4. В зависимости
от государственного
Доходная
часть местных бюджетов формируется
не только за счет закрепленных за ними
местных налогов, но и предоставленной
части федеральных налогов и
части налогов субъектов
В практике российской бюджетной деятельности
закрепление доходов осуществляется различными
методами. Доходы за федеральным бюджетом,
бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами
могут закрепляться в полном объеме или
в части. Так, все виды неналоговых доходов
без каких-либо изъятий зачисляются в
бюджеты субъектов Федерации, а, например,
единый налог на вмененный доход только
в размере 50 % остается в региональном
бюджете. Частичное закрепление доходов
бюджета осуществляется методом квотирования
ставок или методом присоединения ставок.
Суть первого из них в том, что доход в
определенной процентной доле остается
в распоряжении того субъекта РФ или муниципального
образования, на территории которого он
получен. Второй метод заключается в наличии
у субъектов Федерации бюджетной компенсации
относительно введения надбавок к федеральным
налогам, размеры которых (надбавок) ограничены
законодательством. Так, например, распределение
налога на прибыль предприятия осуществляется
методом присоединения ставок: федеральным
законодательством устанавливается максимальная
ставка взимания и фиксированная ставка
его зачисления в федеральный бюджет.
В оставшихся пределах налог закрепляется
за бюджетами субъектов Федерации.
2.3. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов.
Принцип расщепления налоговых
поступлений обеспечивает выравнивание
вертикальных дисбалансов и позволяет
сократить дотационность
Для устранения этих недостатков необходимо:
1) расширить налоговые
2) законодательно закрепить
3) сократить масштабы
4) отказаться от практики
5) обеспечить уплату налогов,
поступающих местные бюджеты,
по месту фактической
Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти разных уровней должно базироваться на следующих принципах:
а) стабильность разделения доходов
между уровнями бюджетной системы
на основе единых принципов и подходов,
обеспечивающего
б) собственные доходы бюджетов каждого уровня должны стать основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
в) налоговые полномочия органов
власти местного самоуправления не должны
ограничивать перемещение капиталов,
рабочей силы, товаров и услуг,
а также позволять
г) разграничение налоговых
д) каждому муниципальному образованию
должен быть гарантирован минимальный
норматив (в зависимости от типа
или уровня муниципального образования)
отчислений от налогов, поступления
от которых подлежат в соответствии
с федеральным
Информация о работе Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация