Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношениях, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов………..………5
1.2. Земельный налог…………………………………………………………...7
1.3. Налог на имущество физических лиц…………………………………….9
Глава 2. Роль местных налогов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации и значение в формировании функций современных государственных финансов.
2.1. Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.2. Значение местных налогов в формировании функций современных государственных финансов……………………………………………………..16
2.3. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов……………18
Глава 3. Динамика формирования местных налогов в Российской Федерации, начиная с 1991 года по настоящее время
3.1. Этапы становления налоговой системы………………………………...24
3.2. Современный этап реформирования налоговой системы……………..30
3.3. Динамика исполнения федерального бюджета по итогам 2011года….37
Заключение……………………………………………………………………...39
Прежде
всего, был этап становления. С принятием
в конце 1991г. и вступлением в
действие с 1 января 1992г. Закона "Об основах
налоговой системы в РФ" и
соответствующих законов по конкретным
видам налогов, в России впервые
за многие десятилетия была создана
налоговая система. Необходимость
сведения действующих налогов в
единую систему была вызвана тем,
что проводившиеся
Вступившая в действие с 1 января 1992г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых являлись следующие:
1) равенство
всех налогоплательщиков, включая
предоставление налоговых
2) разграничение
прав по введению и взиманию
налогов между различными
3) однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период);
4) приоритет
норм, установленных налоговым
5) установление
конкретных прав и
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.
Поэтому следующий этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. К сожалению, не всегда вносимые законодательные изменения были обоснованными. Так, в первые два года функционирования налоговой системы России, региональные и местные налоги весьма жестко регламентировались. Статья 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" позволяла представительной власти субъектов Федерации собирать четыре налога. А статья 21 того же Закона перечисляла 23 местных налога. По большинству из них Закон устанавливал и предельные ставки налога. Затем на три года (1994-1996 гг) ограничения были отменены, Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами РФ с 1994 г». В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. Цель отмены ограничений была ясна: дать возможность региональным и местным властям самим поискать источники доходов и пути выхода из финансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент. Надо сказать, что в целом он получился с отрицательным результатом, т. к. на местах власти переусердствовали - попытки заткнуть все прорехи региональных и местных бюджетов привели к появлению весьма экзотических налогов - в различных местностях, например, вводились налог на ввоз товаров, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, местные акцизы, налог на содержание футбольной команды и т. д. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей.
Если на начало 1994 г. налоговая система была представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других, платежей - всего 44,(на начало 1992 г. было 40), то в 1994-96 гг. налоговое творчество региональных и местных властей довело перечень налогов до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1-2 местных налога). Между тем, обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным отношениям. Запутанная, усложненная система налогов неизбежно порождает нарушения налогового законодательства. В данном случае законность нарушалась из-за неразумных действий законодателя. Бесконтрольное введение новых налогов, с учетом недостаточного уровня правовых и экономических знаний депутатов местных органов власти, привело к установлению непосильного налогового бремени для налогоплательщиков, к налоговому произволу на местах, уменьшению предпринимательской активности. При этом система налогов была перегружена неэффективными налогами, т. е. затраты на их административное обслуживание превышали сумму поступлений. В частности, к таким налогам относились сборы за парковку автотранспорта, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за право пользования местной символикой, за право проведения кино - и телесъемок и др.
В целом, в результате предоставления
права региональным и местным
органам вводить неограниченное
число новых налогов был
Огромная
налоговая нагрузка на законопослушных
налогоплательщиков, наличие большого
числа налоговых льгот, а также
многочисленных лазеек для сокрытия
доходов и налогов создали
в стране атмосферу отсутствия честной
конкуренции между
В целом, первый этап становления налоговой системы, характеризуется значительной нестабильностью и не урегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения. Как отмечал Ю. Воронин доктор экономических наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, "Всего же в налоговой системе функционирует около 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, что в 25 раз больше, чем было на момент введения налоговой системы. Такого нормативного массива не имеет ни одна отрасль законодательства в правовой системе России. Многие подзаконные акты противоречат действующему законодательству, налогоплательщику порой трудно разобраться в таком массиве актов. В результате налогоплательщик фактически попал под налоговый беспредел, поскольку государство само стало разрушителем единой налоговой системы".
Первый этап так же характеризуется
снижением всех основных социально-экономических
показателей, практически постоянным
ростом налоговой нагрузки, жесткой
(в большинстве случаев
Можно с уверенностью сказать, что
российская налоговая политика 90-х
годов ХХ века носила, прежде всего,
фискальный характер. Созидательный
аспект налогообложения фактически
отсутствовал. Это приводило к
серьезным перекосам в
Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ привело к обострению экономических и социальных противоречий, развитию теневой экономики, бегству капитала за рубеж. Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного и индивидуального характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса.
В то время (да и сейчас тоже) налоговую систему России интенсивно критиковали и в СМИ, и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно. При этом основными недостатками налоговой системы назывались:
1) Фискальный
крен в налогообложении, на
первый план выдвигается
3) Нестабильность
налогового законодательства и
особенно по прибыли, НДС,
4) Современная
налоговая система слишком
5) Ориентация на легко-собираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.
Налоги в рыночной экономике должны наполнять бюджет, и экономическими методами стимулировать развитие национального хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30-35% от потенциально возможной налогооблагаемой базы, в первый этап становления - стал обычным явлением. Спад производства, сокращение размера ВВП объективно вели к неуплате ведущих налогов - НДС и налога на прибыль. Правительство несвоевременно оплачивало взятые на себя обязательства по государственному заказу, что также вело к невыполнению налоговых платежей. Взаимные неплатежи, недоимки, а также сокращение наличных расчетов, массовые уклонения от чрезмерно высокого налогообложения привели отечественную налоговую систему в состояние тяжелейшего кризиса. Радикальным решением проблемы наполнения бюджета стала новая налоговая система, формирование которой началось осенью 1997 г. с принятием Закона "Об основах налоговой реформы в Российской Федерации", а в следующем году - первой части Налогового кодекса. Но кризис 1998 г. приостановил эти реформы.
3.2. Современный этап
Современный этап развития налоговой
системы - это этап реформирования.
Преодолев финансовый кризис конца
1998г. в России наметился рост объемов
ВВП, замедлились темпы инфляции,
впервые были перевыполнены бюджетные
назначения. Но самые кардинальные
изменения в отечественной
Принятие НК РФ позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, устранило такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
При этом, во-первых, было законодательно
установлены особые условия, предъявляемые
к актам законодательства о налогах
и сборах, касающиеся, как содержания,
так и порядка их введения. Согласно
НК РФ органы исполнительной власти издают
нормативные правовые акты по вопросам,
связанным с налогообложением, только
в предусмотренных
В-третьих, достаточно подробно были
прописаны общие правила
Полнота правового регулирования
налоговых отношений
Информация о работе Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация