Методы оптимизации налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.
Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги - это плата за цивилизованное общество (такова надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие налоговой оптимизации 5
2. Налоговые оптимизационные схемы 5
3. Минимизация налоговых платежей 6
4. Пути минимизации налоговых платежей 8
4.1 Уклонение от уплаты налогов 9
4.2 Налоговое планирование 10
4.2.1 Внешнее и внутреннее налоговое планирование 11
4.2.2 Внутреннее планирование 12
4.2.3 Специальные методы налоговой оптимизации 14
4.2.4 Классификация налогов в целях их минимизации 15
4.3 Избежание налогов 15
4.4 Борьба государства с уклонением от уплаты налогов 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.64 Кб (Скачать документ)

     Существует  несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ - деятельность фирмы без регистрации, так называемое, незаконное предпринимательство.

     Ключевая  особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте, заключается в систематическом  использовании фиктивных операций.

     В одних случаях происходит «обналичивание»  или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся  на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные. Речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ  или оказание услуг. Таким образом, предприятие уходит от налогов с  зарплаты и распределения прибыли, и получает неучтенные наличные, которые  обычно используются для выплат «черной» зарплаты работникам, для формирования личных доходов менеджеров и собственников  соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также на взятки чиновникам, «откаты» представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т. д.

     Другой  случай - «обезналичивание», или обмен  неофициально заработанных наличных денег  на безналичные деньги, легально зачисляемые  на счет соответствующей фирмы, что  идентично понятию «отмывание денег». При этом заключается два контракта - один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

     4.2 Налоговое планирование

     Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

     Цели  налогового планирования соотносятся  со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени. Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

     Налоговое планирование является одной из главных  составляющих частей процесса финансового  планирования. Происходит предварительный  расчет вариантов сумм прямых и косвенных  налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости  от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после  совершения какой-либо хозяйственной  операции или по окончании налогового периода, а до этого.

 

     4.2.1 Внешнее и внутреннее налоговое планирование

     Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

     Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «благотворительных» компаний, имеющих льготы, позволяет экономить на прямых налогах.

     Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

     Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

     При выборе места регистрации ориентируются  не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту - повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

     И, наоборот, при формально высоких  налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку  существуют различные льготы, относящиеся  к части налогов, устанавливаемых  на уровне местных субъектов власти.

     4.2.2 Внутреннее планирование

     Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику  достаточно много возможностей для  снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем, можно выделить общие и специальные методы. Среди  общих методов выделяют: выбор  учетной политики, разработка контрактных  схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа  и метод прямого сокращения объекта  налогообложения.

     Общие методы внутреннего  планирования

     Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

     Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации  является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

     Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

     Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

     Некоторые льготы, казалось бы, не относящиеся  к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число  льготников по формальным причинам.

     Налоговое законодательство предусматривает  различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

     4.2.3 Специальные методы налоговой оптимизации

     Специальные методы налоговой оптимизации имеют  более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут  применяться на всех предприятиях.

     Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

     Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

     Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

     Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

     4.2.4 Классификация налогов в целях их минимизации

     Классификация отталкивается от положения налога относительно себестоимости:

  1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
  2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС, который идет в зачет (НДС, выплаченный всей цепочкой поставщиков) и компенсируется компании.
  3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки (путем замены лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости.
  4. Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов стремятся к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

     4.3 Избежание налогов

     Применение  метода «Что не запрещено в законе, то разрешено» еще недавно в России ограничивалось «принципом облагаемости». Он предполагает, что под действие налогов должны попадать все объекты  налогообложения, за исключением тех, которые в таком качестве напрямую перечислены в законе. Принцип  подразумевает, что самому налогоплательщику придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Дело же органов поверить или не поверить ему.

     Однако  с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ применительно к налогоплательщику  действует «принцип презумпции правоты». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных  актов о налогах толкуются  в пользу налогоплательщика. Хотя принцип  действует и не до конца (например, согласно ст. 40 НК РФ налоговая инспекция  может определять цену сделок для  целей налогообложения сама и  от этой цены пересчитывать все налоги). А налогоплательщик в этом случае должен доказывать свою правоту.

     Именно  поэтому избежание налогов пусть  и представляется столь заманчивым, благодаря многочисленности пробелов и противоречий, содержащихся в законодательстве, и благодаря принципу презумпции правоты, на практике налогоплательщик должен в этом случае налаживать очень  хорошие отношения с налоговой  инспекцией. В противном случае доказательство своей правоты может обернуться слишком дорого.

Информация о работе Методы оптимизации налогообложения