Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа
В условиях перехода от административно-директивных методов управле-ния к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора ры¬ночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хо¬зяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в раз¬витии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предме¬том дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сей¬час существует масса всевозможной литературы по налогообло¬жению в запад¬ных странах, накоплен огромный многолетний опыт.
Введение
1. Экономическое содержание налогов
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Виды налогов
2. Налоговая система Казахстана
2.1 Налоги и сборы и другие обязательные платежи в местные бюджет
3. Некоторые проблемы налоговой политики
Заключение
Список использованной литературы
План
2.1 Налоги и сборы и другие обязательные платежи в местные бюджет
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Среди
множества экономических
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
В
условиях перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим
резко возрастают роль и значение налогов
как регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может
проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий. Именно налоговая
система на сегодняшний день оказалась,
пожалуй, главным предметом дискуссий
о путях и методах реформирования, а также
острой критики. Сейчас существует масса
всевозможной литературы по налогообложению
в западных странах, накоплен огромный
многолетний опыт.
Прежде
всего остановимся на вопросе о
необходимости налогов. Как известно,
налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как "взносы граждан, необходимые для
содержания ... публичной власти
... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,
т.21, с.171). В истории развития общества
еще ни одно государство не смогло обойтись
без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые
могут быть собраны только посредством
налогов. Исходя из этого минимальный
размер налогового бремени определяется
суммой расходов государства на исполнение
минимума его функций: управление,
оборона, суд, охрана порядка чем больше
функций возложено на государство,
тем больше оно должно собирать налогов.
Указ Президента РК , имеющий силу Закона
"О налогах и других обязательных платежах
в бюджет" определяет общие принципы
построения налоговой системы в Казахстане,
налоги, сборы, пошлины и другие платежи,
а также права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов.
В нем в частности говорится, что " под
налогами, сбором, пошлиной и другим
платежом понимается обязательный
взнос в бюджет ,соответствующего уровня
или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определяемыми законодательными актами.
Таким образом, налоги выражают обязанность
всех юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в формировании
государственных финансовых ресурсов.
Поэтому налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных
условиях. Закон также определяет круг
налогоплательщиков: "Плательщиками
налогов являются юридические лица,
другие категории плательщиков
и физические лица, на которых в соответствии
с законодательными актами возложена,
обязанность уплачивать налоги. "В дополнение
ко всему необходимо выделить объекты
налогообложения, льготы по налогам согласно
закона. "Объектами налогообложения
являются доходы (прибыль), стоимость отдельных
товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщика, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами,
имущества юридических и физических
лиц, передача имущества, добавленная
стоимость продукции, работ и услуг и другие
объекты, установленные законодательными
актами." "По налогам могут устанавливаться
в порядке и на условиях, законодательными
актами, следующая льгота: необлагаемый
минимум объекта налога; изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога
освобождение от уплаты налога отдельных
лиц или категории плательщиков; понижение
налоговых ставок; вычет из налогового
оклада (налогового платежа за расчетный
период);целевые налоговые льготы,
включая налоговые кредиты(отсрочку взимания
налогов); прочие налоговые льготы. "Для
более детального рассмотрения
проблем налоговой системы
Функции
налогов
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Налоги
выполняют три важнейшие
1. Фискальная функция, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно - денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.
2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределение части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода . В последние годы доля налогов в ВНП в Казахстане имела тенденцию к снижению : от 20,2% в ВНП в 1991г., 13,1% -в1993г., 12,9%- 1995г.,до11,1%-в 1996г. С учетом вносов и отчислений во внебюджетные фонды ( имеющих характер налоговых) эта доля существенно выше, но также понижалась: от 32,9 в 1991 г. до 22,8% в 1996 г. В других странах доля налоговых платежей колеблется от 24% до 57%. Таким образом , в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонения от налогообложения.
3.Третья функция
налогов – регулирующая –
возникает с расширением
Государство
проводит налоговую политику – систему
мероприятий в области налогов – в соответствии
с выработанной финансовой политикой
в зависимости от социально – экономических
и других целей и задач общества каждого
конкретного периода его развития.
1.2 Виды
налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах
правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.