Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:28, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.
Исходя из поставленной цели, были определены и решены следующие задачи:
* рассмотреть прибыль как экономическую категорию и как объект налогообложения;
* выявить льготы по налогу на прибыль;
* провести анализ влияния налога на прибыль на инвестиционную политику предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1.Плательщики налога на прибыль и объект налогообложения 5
1.2 Налоговая база, налоговый период и налоговая ставка 9
1.3 Порядок исчисления налоговой базы налога на прибыль организации 13
1.4 Понятие и сущность инвестиционной политики 16
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЛИЯНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 20
2.1 Разработка и осуществление инвестиционной политики 20
2.2 Льготы по налогу на прибыль 23
2.3 Влияние налога на прибыль на инвестиции предприятий 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
7)
капитальные вложения в форме
неотделимых улучшений
вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем;
8) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
9)
доходы банка развития –
10)
доходы некоммерческой
по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с законодательством, которые получены от размещения временно свободных денежных средств;
11)
стоимость эфирного времени,
Приведенный
перечень положений налогового законодательства
устанавливает специальный
Льготы по налогу на прибыль со стороны расходов также предусмотрены п. 2 ст. 262 Налогового кодекса. Речь идет о норме, согласно которой расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному правительством РФ, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
При действующей ставке налога на прибыль организаций в 20%, по сути, это означает субсидирование через налоговую систему в размере 10% соответствующих расходов.
Кроме того, льгота по расходам на научные исследования и опытно конструкторские разработки по перечню правительства РФ, а также по расходам на НИОКР, осуществленным организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с российским законодательством, предоставляется в части момента вычета расходов. Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в периоде их осуществления, а не в течение года после завершения работ.
Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций также могут иметь форму пониженных ставок налога. В частности, п. 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5%. Таким образом, существует возможность предоставления региональных льгот по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки.
Налоговые льготы в виде пониженных ставок налога предусмотрены также для доходов в виде процентов по отдельным видам долговых обязательств, включая государственные и муниципальные ценные бумаги.
Таблица 2.18
Из таблицы 2.1 можно видеть, что годовой объем налоговых расходов по налогу на прибыль организаций (по статьям, для которых доступна оценка) в 2003–2008 гг. находился в диапазоне 2,3–6,2% поступлений по данному налогу, или 0,15–0,25% ВВП. При этом налоговые расходы с учетом смешанных статей и структурных освобождений, установленных ст. 251 НК РФ, в указанный период составляли 8,8–15,6% поступлений по налогу на прибыль, или 0,38–0,94% ВВП.
Величина налоговых расходов по налогу на прибыль организаций в 2008 г. значительно превзошла данный показатель за предыдущие годы (с 2003 г. налоговые расходы в номинальном выражении выросли более чем в 2,5 раза).
Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2011 г. – 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно9.
В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.
Кроме того, в 2011 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.
В 2010 г. произошли изменения по налогу на прибыль организаций а точнее уменьшилась ставка налога до 20%.
Тем самым уменьшилась налоговая нагрузка на предприятие что способствует его благоприятному развитию и самофинансированию.
В современной России роль налога на прибыль организаций в системе прямых налогов очень велика. Это можно наглядно просмотреть в таблице 1.
Данные
таблицы 2.2 показывают что налог на прибыль
в общем объеме прямых налогов составляют
1/3 всей суммы. Роль налога на прибыль в
формировании бюджета очень велика. Хотя
имеет место снижение суммы налога в 2009
году, что обусловлено влиянием мирового
кризиса на реальный сектор экономики.
Таблица
2.2
Структура прямых налогов поступивших в бюджетную систему РФ за 2008-2010 гг.10
Показатели | 2008 (в млрд.) | В % к итогу | 2009 (в млрд.) | В % к итогу | 2010 (в млрд.) | В % к итогу |
Всего поступления в бюджет | 5870,8 | 100 | 7629,2 | 100 | 5063,7 | 100 |
Налог
за использование природных |
1235,1 | 21,1 | 1742,6 | 23 | 1080,9 | 21,4 |
Налог на прибыль организации | 2172,2 | 37 | 2513 | 32,9 | 1264 | 24,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1197,4 | 20,4 | 1708 | 22,3 | 1053,8 | 20,8 |
НДФЛ | 1266,1 | 21,5 | 1665,6 | 21,8 | 1665 | 32,9 |
Наглядно
данные таблицы 1 можно просмотреть
на рисунках 1,2,3.
Рис.
2.2. Доля налога на прибыль в общей сумме
прямых налогов бюджета РФ за 2008 г.
Рис. 2.3. Доля налога на прибыль в общей сумме прямых налогов бюджета РФ за 2009 г
прибыль налог экономический
Рис. 2.4. Доля налога на прибыль в общей сумме прямых налогов бюджета РФ за 2010 г.
Таким образом, в практике налогообложения большую роль играют прямые налоги.
В
таблице 2.3 приведено изменение нагрузки
по налогу на прибыль по отношению к добавленной
стоимости для отраслей промышленности.
Они показывают, что в промышленности
выигрыш налогоплательщиков от реформы
составил почти треть. Особенно значительно
снизился уплачиваемый налог на прибыль
в топливной промышленности (в процентах
от ДС — почти наполовину), химической
и нефтехимической и электроэнергетике
(примерно на треть).
Таблица
2.3
Изменение нагрузки по налогу на прибыль (фактические сборы к добавленной стоимости) по отраслям промышленности | ||||
Уплаченный налог на прибыль (% от ДС) | Уплаченный налог на прибыль (% от ДС) | Изменение нагрузки | Изменение нагрузки | |
2009 г. | 2010 г. | В % от добавлен-ной стоимости | В % от нагрузки до реформы | |
Всего по промышленности | 10.2% | 7.0% | -3.2% | -31.2% |
Электроэнергетика | 13.1% | 8.9% | -4.1% | -31.6% |
Топливная | 13.1% | 7.2% | -5.9% | -44.8% |
Черная и цветная металлургия | 6.1% | 5.2% | -0.8% | -13.7% |
Химия и нефтехимия | 6.7% | 4.4% | -2.3% | -34.3% |
Машиностроение | 7.4% | 5.5% | -1.9% | -25.6% |
ЛДЦБ | 4.9% | 3.8% | -1.1% | -22.7% |
Пром. стройматериалов | 5.5% | 4.5% | -1.0% | -18.9% |
Лёгкая | 4.9% | 3.9% | -1.0% | -21.4% |
Пищевая | 3.3% | 3.0% | -0.3% | -9.5% |
Таким
образом, реформа налога на прибыль
действительно привело к
Так, сальдированный финансовый результат снизился с 12,7% ВВП до лишь 8,3% ВВП. Однако эти данные отражают лишь отчетную прибыль, подверженную существенным искажениям в результате уклонения от налогов. Более точную оценку распределению добавленной стоимости в экономике дают данные национальных счетов, отражающие не показанную в отчетах, а полную прибыль. Другое отличие состоит в том, что в рамках национальных счетов рассчитывается не амортизация, а «потребление капитала», более объективно учитывающее снижение его стоимости за отчетный период. Однако, оценки свидетельствуют, что на самом деле в 2010 г. не произошло драматического изменения в финансовом положении предприятий: доля их чистой прибыли в ВВП осталась практически неизменной. Тенденция к росту удельного веса оплаты труда, наблюдавшаяся в последнее время в экономике, оказалась в основном компенсирована снижением чистых налогов на товары и услуги (т.е. косвенных налогов). Обращает на себя внимание резкое сокращение соотношения между отчетной и «экономической» величинами прибыли, которое упало с половины до трети.
Резко
сократилась и прибыль, предъявляемая
к налогообложению: с 22,5% ВВП в 2009 г.
до 16,9% ВВП в 2010 г. Интересно также, что
соотношение между отчетной валовой прибылью
по крупным и средним предприятиям и прибылью,
предъявленной к налогообложению, осталось
практически неизменным (на уровне 65%),
несмотря на то, что реформа в принципе
могла существенно повлиять на эту пропорцию.
Инвестиции в основной капитал выросли, если учитывать помимо крупных и средних предприятий инвестиционную активность малого бизнеса и неформальной деятельности. Примечательно, что как доля ВВП инвестиционная активность крупных и средних организаций понизилась, а в целом по экономике прослеживается ее рост.
Рис. 2.5. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и неформальной деятельности)11
Информация о работе Налог на прибыль как элемент налоговой системы