Налог на прибыль как элемент налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.
Исходя из поставленной цели, были определены и решены следующие задачи:
* рассмотреть прибыль как экономическую категорию и как объект налогообложения;
* выявить льготы по налогу на прибыль;
* провести анализ влияния налога на прибыль на инвестиционную политику предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1.Плательщики налога на прибыль и объект налогообложения 5
1.2 Налоговая база, налоговый период и налоговая ставка 9
1.3 Порядок исчисления налоговой базы налога на прибыль организации 13
1.4 Понятие и сущность инвестиционной политики 16
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЛИЯНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 20
2.1 Разработка и осуществление инвестиционной политики 20
2.2 Льготы по налогу на прибыль 23
2.3 Влияние налога на прибыль на инвестиции предприятий 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

Работа состоит из  1 файл

Савина курсовой.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

     7) капитальные вложения в форме  неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенные арендатором, а также капитальные

вложения  в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем;

     8) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

     9) доходы банка развития – государственной  корпорации;

     10) доходы некоммерческой организации,  осуществляющей функции

по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с законодательством, которые получены от размещения временно свободных денежных средств;

     11) стоимость эфирного времени, печатной площади, безвозмездно полученных налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах7.

     Приведенный перечень положений налогового законодательства устанавливает специальный порядок  налогового учета для конкретных видов доходов (фактически это означает освобождение таких доходов от налогообложения), либо для налогоплательщиков по видам осуществляемой деятельности, либо по совокупности этих признаков. Как было сказано выше, предоставление одним видам доходов и видам деятельности преимуществ перед другими представляет собой налоговые льготы.

     Льготы  по налогу на прибыль со стороны  расходов также предусмотрены п. 2 ст. 262 Налогового кодекса. Речь идет о норме, согласно которой расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному правительством РФ, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.

     При действующей ставке налога на прибыль организаций в 20%, по сути, это означает субсидирование через налоговую систему в размере 10% соответствующих расходов.

     Кроме того, льгота по расходам на научные исследования и опытно конструкторские разработки по перечню правительства РФ, а также по расходам на НИОКР, осуществленным организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с российским законодательством, предоставляется в части момента вычета расходов. Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в периоде их осуществления, а не в течение года после завершения работ.

     Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций  также могут иметь форму пониженных ставок налога. В частности, п. 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5%. Таким образом, существует возможность предоставления региональных льгот по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки.

     Налоговые льготы в виде пониженных ставок налога предусмотрены также для доходов в виде процентов по отдельным видам долговых обязательств, включая государственные и муниципальные ценные бумаги.

     Таблица 2.18

     

     Из  таблицы 2.1 можно видеть, что годовой объем налоговых расходов по налогу на прибыль организаций (по статьям, для которых доступна оценка) в 2003–2008 гг. находился в диапазоне 2,3–6,2% поступлений по данному налогу, или 0,15–0,25% ВВП. При этом налоговые расходы с учетом смешанных статей и структурных освобождений, установленных ст. 251 НК РФ, в указанный период составляли 8,8–15,6% поступлений по налогу на прибыль, или 0,38–0,94% ВВП.

     Величина  налоговых расходов по налогу на прибыль  организаций в 2008 г. значительно превзошла данный показатель за предыдущие годы (с 2003 г. налоговые расходы в номинальном выражении выросли более чем в 2,5 раза).

2.3 Влияние налога на прибыль на инвестиции предприятий

     Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2011 г. – 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно9.

     В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.

     Кроме того, в 2011 г. возможны потери бюджета  в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в  российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.

     В 2010 г. произошли изменения по налогу на прибыль организаций а точнее уменьшилась ставка налога до 20%.

     Тем самым уменьшилась налоговая  нагрузка на предприятие что способствует его благоприятному развитию и самофинансированию.

     В современной России роль налога на прибыль организаций в системе  прямых налогов очень велика. Это  можно наглядно просмотреть в  таблице 1.

     Данные  таблицы 2.2 показывают что налог на прибыль в общем объеме прямых налогов составляют 1/3 всей суммы. Роль налога на прибыль в формировании бюджета очень велика. Хотя имеет место снижение суммы налога в 2009 году, что обусловлено влиянием мирового кризиса на реальный сектор экономики. 

     Таблица 2.2 

     Структура прямых налогов поступивших в бюджетную систему РФ за 2008-2010 гг.10

     
Показатели 2008 (в млрд.) В % к итогу 2009 (в млрд.) В % к итогу 2010 (в млрд.) В % к итогу
Всего поступления в бюджет 5870,8 100 7629,2 100 5063,7 100
Налог за использование природных ресурсов 1235,1 21,1 1742,6 23 1080,9 21,4
Налог на прибыль организации 2172,2 37 2513 32,9 1264 24,9
Налог на добычу полезных ископаемых 1197,4 20,4 1708 22,3 1053,8 20,8
НДФЛ 1266,1 21,5 1665,6 21,8 1665 32,9

     Наглядно  данные таблицы 1 можно просмотреть  на рисунках 1,2,3. 

     

Рис. 2.2. Доля налога на прибыль в общей сумме прямых налогов бюджета РФ за 2008 г. 
 
 

     

Рис. 2.3. Доля налога на прибыль в общей сумме прямых налогов бюджета РФ за 2009 г

     прибыль налог экономический

Рис. 2.4. Доля налога на прибыль в общей сумме прямых налогов бюджета РФ за 2010 г.

     Таким образом, в практике налогообложения  большую роль играют прямые налоги.

     В таблице 2.3 приведено изменение нагрузки по налогу на прибыль по отношению к добавленной стоимости для отраслей промышленности. Они показывают, что в промышленности выигрыш налогоплательщиков от реформы составил почти треть. Особенно значительно снизился уплачиваемый налог на прибыль в топливной промышленности (в процентах от ДС — почти наполовину), химической и нефтехимической и электроэнергетике (примерно на треть).  
 
 
 
 
 

Таблица 2.3  

Изменение нагрузки по налогу на прибыль (фактические  сборы к добавленной стоимости) по отраслям промышленности

 
  Уплаченный  налог на прибыль (% от ДС) Уплаченный  налог на прибыль (% от ДС) Изменение нагрузки Изменение нагрузки
  2009 г. 2010 г. В % от добавлен-ной  стоимости В % от нагрузки до реформы
Всего по промышленности 10.2% 7.0% -3.2% -31.2%
Электроэнергетика 13.1% 8.9% -4.1% -31.6%
Топливная 13.1% 7.2% -5.9% -44.8%
Черная  и цветная металлургия 6.1% 5.2% -0.8% -13.7%
Химия и нефтехимия 6.7% 4.4% -2.3% -34.3%
Машиностроение 7.4% 5.5% -1.9% -25.6%
ЛДЦБ 4.9% 3.8% -1.1% -22.7%
Пром. стройматериалов 5.5% 4.5% -1.0% -18.9%
Лёгкая 4.9% 3.9% -1.0% -21.4%
Пищевая 3.3% 3.0% -0.3% -9.5%
 

     Таким образом, реформа налога на прибыль  действительно привело к уменьшению уплаты этого налога. Несмотря на это, не была достигнута основная цель: ускорение  инвестиционного процесса. Напротив, темпы роста инвестиций в основной капитал резко упали: с 17,4% в 2007 г. и 10,0% в 2008 г. до 2,6% в 2009 г. оказавшись, в отличие от предыдущих лет, ниже темпов роста ВВП. Особенно значительно уменьшились инвестиции в основной капитал из фонда накопления.  Следовательно, что эффект реформы выглядит противоречиво: с одной стороны, налоговые изъятия резко упали, с другой — инвестиции из прибыли не возросли, а, напротив, также сократились.

     Так, сальдированный финансовый результат  снизился с 12,7% ВВП до лишь 8,3% ВВП. Однако эти данные отражают лишь отчетную прибыль, подверженную существенным искажениям в результате уклонения от налогов. Более точную оценку распределению добавленной стоимости в экономике дают данные национальных счетов, отражающие не показанную в отчетах, а полную прибыль. Другое отличие состоит в том, что в рамках национальных счетов рассчитывается не амортизация, а «потребление капитала», более объективно учитывающее снижение его стоимости за отчетный период. Однако, оценки свидетельствуют, что на самом деле в 2010 г. не произошло драматического изменения в финансовом положении предприятий: доля их чистой прибыли в ВВП осталась практически неизменной. Тенденция к росту удельного веса оплаты труда, наблюдавшаяся в последнее время в экономике, оказалась в основном компенсирована снижением чистых налогов на товары и услуги (т.е. косвенных налогов). Обращает на себя внимание резкое сокращение соотношения между отчетной и «экономической» величинами прибыли, которое упало с половины до трети.

     Резко сократилась и прибыль, предъявляемая  к налогообложению: с 22,5% ВВП в 2009 г. до 16,9% ВВП в 2010 г. Интересно также, что соотношение между отчетной валовой прибылью по крупным и средним предприятиям и прибылью, предъявленной к налогообложению, осталось практически неизменным (на уровне 65%), несмотря на то, что реформа в принципе могла существенно повлиять на эту пропорцию. 
 
 

     Инвестиции  в основной капитал выросли, если учитывать помимо крупных и средних  предприятий инвестиционную активность малого бизнеса и неформальной деятельности. Примечательно, что как доля ВВП инвестиционная активность крупных и средних организаций понизилась, а в целом по экономике прослеживается ее рост.

Рис. 2.5. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и неформальной деятельности)11

Информация о работе Налог на прибыль как элемент налоговой системы