Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:11, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………………………………..…..3
I. Налоги как экономическая категория.
1.1.Сущность и признаки налогов. Элементы налога………………………………….…..4
1.2. Функции налога…………………………………………………………………….….…6
II. Налоговая система и налогообложение.
2.1. Налоговая система и её структура………………………………………………………8
2.2.Принципы налогообложения………………………………………………………..….13
III. Система налогообложения в России
3.1. Классификация налогов в российской экономики…………………………………...17
3.2. Основные налоги в России…………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….….24
Библиографический список………………………………………………………………...25
Содержание.
Введение…………………………………………………………
I. Налоги как экономическая категория.
1.1.Сущность и признаки налогов. Элементы налога………………………………….…..4
1.2. Функции
налога………………………………………………………………
II. Налоговая система и налогообложение.
2.1. Налоговая
система и её структура………………………………………………………
2.2.Принципы
налогообложения………………………………………
III. Система налогообложения в России
3.1. Классификация налогов в российской экономики…………………………………...17
3.2. Основные
налоги в России…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
Введение
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования, я считаю, является непременным актуальным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Изъятие налогов у организаций и граждан как налогоплательщиков не требует практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счёт изъятых средств.
Принудительное изъятие части дохода у налогоплательщиков порождает негативное отношение общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыскивает различные механизмы его смягчения путём регулирования налогового законодательства и реформирования налоговых органов.
При
написание работы я ставила перед собой
цели: дать чёткие представления о теории
налогов; разработать логико-математический
аппарат расчёта основных видов налогов;
раскрыть новые понятия и терминологию
в налогообложении, без разъяснения которой
сложно разобраться в налоговом законодательстве
и налоговой системы в целом.
I. Налоги как экономическая категория.
1.1. Сущность и признаки налогов. Элементы налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1,48]
Налоги — одно из важных понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог — понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями "государство", "бюджет государства".[2,13]
Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
Признаками налога являются:
1) императивность (безусловность, категоричность), которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию; .[2,13]
2) смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта Федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;[2,14]
3) безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода; [2,14]
4) легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций. [2,14]
Элементы налога
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.
В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.
Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:
10) налоговый период;
11) порядок и сроки уплаты налога и др.
Объект (предмет) налогообложения — это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.
Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).
Налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый оклад — сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.[2,23]
Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.
Сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.
Налоговая льгота — снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.
Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.
Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:
♦ зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;
♦ влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;
зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);
зависимостью
колебания самих налогов (налоговых ставок)
от изменения параметров элементов налога
и т. д.[2,24]
1.2. Функции налога.
Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:
1) фискальная (фискальный — государственная казна; чиновник, собирающий налоги в казну);
2) экономическая, или регулирующая. [2,15]
В рамках экономической функции можно выделить подфункции: перераспределительную, стимулирующую, учетную и контрольную. [2,16]
Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.
Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.
Экономическая, или регулирующая, функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсо-снабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.
Экономическая функция выражает существенную сторону налога, являясь объективным свойством функции бытия, раскрываясь более подробно в своих подфункциях. [2,16]
Перераспределительная
подфункция проявляет себя через перераспределение
доходов между бюджетами различных уровней.
Стимулирующая - преследует цель смягчать
цикличность развития производства и
обеспечивает равномерность и поступательность
движения общества. Она проявляется через
налоговую политику, размеры и ставки
налогов, систему льгот и скидок. Учетная
- вытекает из того, что налоги - это часть
национального дохода и что государство
заинтересовано в строгом учете налоговых
доходов и облагаемой базы. Контрольная
- тесно связана с учетной и дополняет
ее. Она характеризует количественное
отражение налоговых поступлений и их
сопоставление с потребностями государства
в денежных средствах. [2,16]
II. Налоговая система и налогообложение.
2.1. Налоговая система и её структура
Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).[2,28]
К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.
Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее рациональность, оптимальность и эффективность функционирования.
К основным критериям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:
1) рациональность;
2) оптимальность;
3) минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему;
4) справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;
5) простоту исчисления налогов;
6) доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;