Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:11, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………………………………..…..3
I. Налоги как экономическая категория.
1.1.Сущность и признаки налогов. Элементы налога………………………………….…..4
1.2. Функции налога…………………………………………………………………….….…6
II. Налоговая система и налогообложение.
2.1. Налоговая система и её структура………………………………………………………8
2.2.Принципы налогообложения………………………………………………………..….13
III. Система налогообложения в России
3.1. Классификация налогов в российской экономики…………………………………...17
3.2. Основные налоги в России…………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….….24
Библиографический список………………………………………………………………...25
7) экономичность;
8) эффективность и др. [2,28]
Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин), и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты:
1) федеральный
2) региональные
3) местные. [2,29]
Рациональность означает разумную обоснованность с точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:
1) видами налогов и сборов (федеральные, региональные, местные);
2) законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и т. д.), определяющей функционирование налоговой системы;
3) Федеральной налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;
4) Федеральной таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ; [2,29]
Существует классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но прежде всего практическую направленность и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения.
Анализ многих работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы. [2,24]
В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:
1) иерархию уровня власти или уровень управления и власти;
2) объект обложения или сферу изъятия;
3) полноту прав использования налоговых сумм;
4) источник уплаты налога;
5) субъект уплаты налога;
6) способ изъятия дохода;
7) метод обложения (по ставке);
8) способ обложения;
9) назначение (функция) налога;
10) характер построения налоговых ставок и т. д. [2,24]
По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги бывают федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов. [2,24]
По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и т. д. В основу классификации налогов положен признак, характеризующий:
1) операции по реализации товаров (работ, услуг);
2) имущество;
3) доход;
4) прибыль;
5) природные ископаемые и т. д. [2,25]
Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у налогоплательщика в соответствии с законом возникает обязанность по уплате налога.
По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, себестоимости продукции и т. д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вносится оклад налога в бюджет. [2,25]
По полноте прав использования налоговых сумм можно выделить закрепленные и регулирующие налоги. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм. [2,25]
Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный, или региональный, или местный), за которым он закреплен. [2,25]
Регулирующий налог — это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период. [2,25]
По субъекту уплаты различают налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица). [2,26]
По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика существуют налоги прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.).
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.
Прямые налоги можно подразделить на реальные и личные. В основе такого деления лежит признак финансового положения налогоплательщика. [2,26]
Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются с источника дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т. д.).
Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины. [2,26]
К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги). [2,26]
Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства.
Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т. д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.
Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности).
По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные). [2,26]
По целям их можно классифицировать на фискальные (взимаемые государством согласно закону), протекционные (взимаемые по решению правительства), сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические. [2,26]
По характеру взимания или по ставкам различают специфические, одволарные (взимаемые в процентном отношении к стоимости товара) и кумулятивные (смешанные). [2,26]
По характеру отношений пошлины подразделяют на конвенционные (платежи по международному праву) и автономные (вид таможенного тарифа).
Среди пошлин можно выделить возвратные пошлины (сумма пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, получаемой в процессе переработки ввезенного товара) и дифференциальные. [2,26]
По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки. [2,27]
По способу обложения налоги бывают кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.
По назначению различают налоги общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образова ния (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).
Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющий доминирующее значение применительно к данной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку. [2,27]
В
идеале такой вариант возможен при переходе
к единому налогу, т. е. замене всех существующих
ныне налогов на единый совокупный налог
от дохода, взимаемый с юридических лиц.
[2,28]
2.2. Принципы налогообложения
На протяжение всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: « Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги недолжны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.[3,220]
Среди множества принципов , положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:
1) однократность обложения объектов налоговыми платежами
всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога
безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
2) добровольность уплаты и исчисления налога;
3) установление минимума, свободного от обложения налогом;
4) возвратность налога субъекту налога;
5) территориальность налогообложения;
6) умеренность распределения налогов;
7) равномерность распределения налогов;
8) справедливость налогообложения;
9) социальная справедливость налогообложения;
10) пропорциональность взимания налога;
11) прогрессивность взимания налога;
12) дифференцированность взимания налога;
13) регрессивность взимания налога;
14) самообложение налогом;
15) резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
16) сбалансировать финансовых интересов государства и налогоплательщика;
17) минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов и др.[2,40]
Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует.
Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждой организации и каждого гражданина государства, являющихся субъектами налога, в поддержании государства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.