Налоги и налогооблажение системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание

В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача - объяснить человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение и, в связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы налоговых правонарушений.
Параграф §1. История развития налоговой системы России……………….6
Параграф§2. Причины возникновения налоговых правонарушений...9
Параграф§3. Налогоплательщики и налоговые правонарушения. Виды и классификация……………………………………………………………………12
Параграф§4. Состав и виды правонарушений. …………………………….16
Параграф § 5. Финансовая ответственность………………………………...19
Глава 2. Налогоплательщики.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………….22
Параграф § 2. Меры уголовной ответственности за налоговые правонарушения………………………………………………………………….31

Глава 3. Налоговые органы.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………….36
Глава 4. Налоговые агенты.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения. ………………………………………………………………43
Заключение. ……………………………………………………………………...46
Список литературы. …………………………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение (Курсовая).doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Моральными причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.

Неприязненное отношение к имеющейся  налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать  систему, которая  не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении  от уплаты налогов играют не последнюю  роль в причинах существования налоговых  правонарушений.  Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

 Руководители, могут  использовать сокрытые от налогообложения  средства на развитие своего  предприятия. И у них существует  заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить  финансовое состояние своего  предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся  группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин:

  • политические;
  • экономические;
  • моральные;
  • технические.

Политические причины  связаны с тем, что государство  использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины  оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает  экономические последствия для  него в размере меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения  от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим  принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

Технические причины  уклонения от налогообложения связаны  с  несовершенством форм и методов  контроля. Налоговые органы не  в  состоянии контролировать все хозяйственные  операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

 

Параграф § 3. Налогоплательщики и налоговые правонарушения. Виды и классификация.

 

 

Законодательство не дает нам чёткого определения  понятия «налогоплательщик». В Законе РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» (ст.3) дано определение, что плательщиками налогов являются юридические лица, физические лица и другие категории плательщиков. Данная норма права весьма размыта, т.к. не даёт чёткого толкования понятий «юридические лица», «физические лица», особенно не понятно, что имеет в виду законодатель под словосочетанием «другие категории плательщиков», но узнать это можно пользуясь не данным законом, а в каждом конкретном случае, в соответствующем законе по конкретному налогу.

  Первые два термина  позаимствованы из гражданского законодательства и собственного толкования налоговое законодательство им не даёт, поэтому при написании данной работы я буду исходить из определения этих терминов, данных  гражданским законодательством. Понятие «другие категории плательщиков» Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не раскрывает, но указывает, что таковые могут быть.

Гражданский кодекс РФ определяет термин «юридическое лицо», как «...организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде...», также «...должны иметь самостоятельный баланс или смету». Из данного определения можно выделить основные признаки, важные для понимания этого субъекта в налоговом праве:

  • юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, т.е. имущество обособленное от имущества учредителей юридического лица, что должно проявляться в наличии у него самостоятельного баланса или сметы;
  • юридическое лицо должно обладать самостоятельной имущественной ответственностью, основывающейся на обособленном имуществе юридического лица;
  • юридическое лицо вправе выступать в гражданском обороте от своего имени.

Но это не все признаки, определяющие существование юридического лица. В п.3 ст.49 ГК РФ говорится о  правоспособности юридических лиц, которая возникает в момент его создания, созданным же юридическое лицо считается с момента государственной регистрации, согласно п.2 ст.51 ГК РФ.

 Таким образом юридическое  лицо должно отвечать всем  перечисленными выше признакам,  чтобы мы могли отнести его в категорию налогоплательщиков.

Физическими лицами признаются граждане, способные иметь гражданские  права и обязанности, а также, своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя гражданские обязанности и исполнять их, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность физического лица возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия (18 лет), следовательно, лицо не достигшее этого возраста дееспособностью не обладает и субъектом налоговых правоотношений быть не может. Однако, гражданским кодексом сделано два исключения из этого правила:

  • гражданин может быть признан дееспособным по достижении им шестнадцатилетнего возраста, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация);
  • гражданин может быть признан дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста, в случае его вступления в брак.

Другие категории плательщиков. В настоящее время понятие «другие категории плательщиков» Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не расшифровывается, но круг плательщиков конкретного налога указывается в соответствующем законе по данному налогу, поэтому я рассмотрю тему налоговых правонарушений, исходя из наиболее часто встречающихся субъектов данных отношений не относящихся ни к юридическим, ни к физическим лицам.

Здесь можно выделить двух участников налоговых отношений, такие как филиалы каких-либо предприятий, а также граждане-предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Оба субъекта имеют специфические организационно-правовые формы, отличные от вышеприведённых, которые позволяют им осуществлять свою деятельность в требуемых им пределах.

Понятие представительства  и филиала приведено в ст. 55 ГК РФ:

  • Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе и функции представительства.

Самостоятельными налогоплательщиками  филиалы и представительства признаются при наличии у них отдельного баланса и расчётного счёта. Такие представительства и филиалы являются налогоплательщиками наравне с юридическими лицами и должны исполнять все требования, предъявляемые налоговым законодательством к налогоплательщикам 1.

Об индивидуальных предпринимателях в гражданском законодательстве говорится, что ими, с момента  государственной регистрации, могут  стать любые граждане, в полной мере обладающие право- и дееспособностью, либо, если гражданин старше 14, но не достиг 18 лет, с согласия родителей (опекунов, усыновителей) 2.

Перечисленные выше основные виды субъектов налоговых правоотношений я и буду исследовать в своей  работе в качестве налогоплательщиков.

 

 

Параграф § 4  Состав и виды правонарушений.

 

Не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распадению системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.

В юридической науке  выделяют следующие признаки правонарушений:

  • противоправность деяния - выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;
  • виновность деяния - характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.

Совершённым по неосторожности правонарушение считается, когда лицо предвидит возможность наступления  вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не сознаёт противоправности содеянного, но могло и должно было её сознавать;

  • наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в последствии отрицательными последствиями;
  • наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного правонарушения.

Отсутствие одного из выше перечисленных признаков не позволяет рассматривать деяние участника налоговых отношений  как правонарушение, а следовательно  исключает возможность привлечения его к правовой ответственности.

Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные слагаемые системы  состава правонарушения:

  • объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;
  • субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;
  • объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;
  • субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

Все четыре элемента состава  правонарушения взаимосвязаны и  взаимодействуют между собой. Объект взаимодействует с объективной стороной состава определяя элемент ущерба. Объективная сторона, как акт поведения, взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние, причиняющее вред объекту.

Опираясь на элементы состава правонарушения можно разобрать правонарушение на составляющие его элементы и подробно исследовать.

 Налоговые правонарушения  можно разделить на категории  по нескольким основаниям. В зависимости  от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:

  • административные;
  • финансовые;
  • уголовные.

Исходя из направленности подобных деяний (объекта правонарушения) их можно разделить на:

  • правонарушения против системы налогов;
  • правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
  • правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;
  • правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  • правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
  • правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и иной отчётности;
  • правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Информация о работе Налоги и налогооблажение системы России