Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:03, курсовая работа
В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача - объяснить человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение и, в связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.
Введение. ………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы налоговых правонарушений.
Параграф §1. История развития налоговой системы России……………….6
Параграф§2. Причины возникновения налоговых правонарушений...9
Параграф§3. Налогоплательщики и налоговые правонарушения. Виды и классификация……………………………………………………………………12
Параграф§4. Состав и виды правонарушений. …………………………….16
Параграф § 5. Финансовая ответственность………………………………...19
Глава 2. Налогоплательщики.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………….22
Параграф § 2. Меры уголовной ответственности за налоговые правонарушения………………………………………………………………….31
Глава 3. Налоговые органы.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………….36
Глава 4. Налоговые агенты.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения. ………………………………………………………………43
Заключение. ……………………………………………………………………...46
Список литературы. …………………………………………………………….47
Государственные налоговые инспекции и их должностные лица осуществляют контроль в форме проверки документов и обследований любых помещений, связанных с получением доходов или содержанием иных объектов налогообложения, а также другими платежами в бюджет любых предприятий.
Для выполнения задач, возложенных на налоговые инспекции, они наделены широкими полномочиями, которые можно разделить на четыре группы:
В качестве примера можно привести судебный спор по взыскании недоимки. 04.12.96 в Арбитражном суде г. Москвы было рассмотрено дело №14-429 «а», по иску ГНИ о взыскании с предпринимателя недоимку, образовавшеюся в результате неучтения объекта налогообложения, по налогу на добавленную стоимость в сумме 1,5 млн. рублей, в пользу ГНИ. Суд, рассмотрев материалы дела и руководствуясь ст.9,11,13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и п.1,ст.13, 20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», решил взыскать с предпринимателя в пользу ГНИ недоимку по налогу в размере 1,5 млн. рублей.
Ответственность органов налоговой службы за налоговые правонарушения закреплена в ст.16 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также в гл.3 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством13. Тот или иной вид ответственности наступает в зависимости от характера правонарушения.
Ответственность за дисциплинарные правонарушения основана на общих нормах законодательства, т.е. в порядке служебного подчинения властью уполномоченного на то вышестоящего органа и регламентируется, в основном, законодательством о труде.
Термин материальная ответственность может быть понят в двух смыслах. Во-первых это ответственность работника, причинившего виновными действиями вред предприятию ( организации),на котором работает, а также ответственность предприятия, причинившего вред здоровью своего работника, данный вид ответственности регулируется трудовым законодательством, поскольку вытекает из трудовых отношений. Во-вторых это ответственность налоговых инспекций и их должностных лиц за причинение убытков налогоплательщикам их незаконными действиями. Суммы, составляющие размер убытков, взыскиваются в пользу потерпевшего налогоплательщика в полном объёме. Субъектом данного вида ответственности могут быть только налоговые инспекции, а не должностные лица, даже когда убытки причинены их незаконными действиями. Юридическое лицо возмещает вред, причинённый его работниками при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом14. В данном случае речь идёт об обязательстве из причинения вреда, регулируемой гражданским законодательством и косвенно относящимся к налоговым правоотношениям. В качестве примера может служить дело №14-164а от 3.06.96 г., рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы.
23.05.96 г. АОЗТ «ФВ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, выставленных АОЗТ на основании решения ГНИ№33 от 4.08.95 г., о взыскании с АОЗТ «ФВ» 90 млн. руб. По данным выставленным инкассовым поручениям было списано в бесспорном порядке 80 млн. руб. 12.02.96 г. решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №17-220а решение ГНИ№33 от 4.08.95 г. было признано недействительным. Однако выставленные инкассовые поручения налоговой инспекцией отозваны не были, а списанные по ним средства возвращены не были. Заслушав доводы сторон и рассмотрев материалы дела суд решил, что иск обоснован и соответствует ст. ст. 15 и 16 ГК РФ, а также ст. ст.16 и17 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и постановил взыскать с ГНИ№33 в пользу АОЗТ «ФВ» всю сумму денежных средств, списанных ГНИ в бесспорном порядке по инкассовым поручениям.
Рассмотрим несколько составов налоговых правонарушений, свойственных налоговым органам, т.е. субъектами составов данных правонарушений выступают налоговые органы и их должностные лица.
Незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога путём предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица, либо с нарушением установленных законом оснований и процедур 15.
Объектом данного
Составы правонарушений перечисленных ниже имеется одинаковый объект правонарушения - это права и свободы налогоплательщиков, на основании этого признака правонарушения были объединены в одну группу.
Незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, здесь имеется в иду незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учёт, в выдаче разрешения или иного документа, необходимого для открытия счёта в банке или ином кредитном учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным лицом налогового органа контрольных действий приёмами и способами, существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объёмов учётных действий и отчётных документов.
Отказ от консультации
или непредставление
Разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных либо должностных обязанностей.
Следующий состав правонарушения
имеет объект в виде системы гарантий
выполнения обязанностей налогоплательщика,
упоминавшейся в параграфе
Незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего юридическое значение, с нарушением установленного законом требования проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.
Меры уголовной
Глава 4. Налоговые агенты.
Параграф § 1. Ответственность за налоговые
правонарушения.
Налоговые агенты являются ещё одним субъектом налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами, но если о налогоплательщиках и налоговых органах постоянно писали и пишут различные авторы, пытаясь наиболее точно определить их правовой статус, то о налоговых агентах редко где можно встретить упоминание. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не даёт понятия данного субъекта налоговых правоотношений, но в статье 15 данного закона есть один абзац, который можно отнести к обязанности налогового агента:
Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Данная норма права
устанавливает административную ответственность
руководителей предприятий-
Налоговые агенты являются субъектами налоговых правоотношений, на которых возложена обязанность удержать и перечислить в бюджет налоги за налогоплательщика, при условии, что само лицо (налоговый агент), явилось источником дохода налогоплательщика. Примером могут послужить отношения между работником предприятия и предприятием при получении работником заработной платы. Предприятие само исчисляет сумму налога из заработной платы работника и перечисляет её в бюджет. Работник получает свою заработную плату уже за вычетом суммы налога.
Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.
Обязанности рассматриваемого
субъекта налоговых отношений
Данная норма права устанавливает обязанности для налоговых агентов, надо сказать, что эти обязанности также являются и главными задачами налоговых агентов.
Рассмотрим конкретный состав правонарушения, свойственного налоговым агентам, т.е. субъектами данного правонарушения являются налоговые агенты.
Неуплата или несвоевременная уплата налога, т.е неуплата к установленному законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока лицом, обязанным в силу закона исчислить, удержать и уплатить налог вместо налогоплательщика.
Объектом данного
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме небрежности (халатности, неосторожности).
Заключение.
Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод , что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений, указанные в данной работе, российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.
Но не всё так мрачно, следует помнить, что налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов, придёт единый Налоговый кодекс.