Налоги и налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………6
3. Функции налогов………………………………………………………15
4. Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования………………………18
5. Список литературы…………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ КАКОВА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ ОРИГИНАЛ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  1.    Введение………………………………………………………………..3
  2.    Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………6
  3. Функции налогов………………………………………………………15
  4. Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования………………………18
  5. Список литературы…………………………………………………...26

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Среди  экономических рычагов, при помощи  которых государство воздействует  на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

     Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов

управления и  обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с

коммерческими интересами предпринимателей, предприятий  независимо от

ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -

правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В   условиях перехода от административно  - директивных методов управления  к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

     Налоговая  система в Российской Федерации  практически была создана в  1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим,  обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики  и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста – дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80%

валовой прибыли  стимулирует предпринимателей к  ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в  России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной

налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной

концептуальной  базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплательщиков  и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще. Таким образом, для решительных преобразований необходима  не теория "проб и ошибок", а  метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  налога. Основные принципы налогообложения.

     Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством на основе закона  с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан – для удовлетворения общественных потребностей.

     С  правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного  Совета.

     С  экономических позиций налоги  представляют главный инструмент

перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

     Налоговое  регулирование доходов ставит  своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

     Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две -

фискальная и  экономическая.

     Фискальная  состоит в формировании денежных  доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

     Экономическая  функция налогов состоит в  воздействии через налоги на

общественное  воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

     Функции  налогов взаимосвязаны - реализация  фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

     Элементы  налога и способы его взимания

     Каждый  закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

     1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие

обложению;

     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

     3) источник  налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

     4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

     В  практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

     1) "кадастровый" -  (от слова  кадастр - таблица, справочник), когда  объект

налога дифференцирован  на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

     Примером  такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

     2) на основе декларации

     Декларация - документ,  в котором плательщик  налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что выплата налога производится после получения дохода.

     Примером  может служить налог на прибыль.

     3) y источника

     Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога.

     Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

     Налогообложение  относится к числу давно известных  способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

     1. Подданные государства должны, по  возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е.

соответственно  доходу, каким они пользуются под  покровительством государства...

     2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

     3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как

плательщику должно быть удобнее всего платить его...

     4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и

удерживал из кармана  народа возможно сверх того, что  он приносит казначейству государства...

     Как  видно А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

     равномерность,  понимаемую как равнонапряженность, общность для всех

налогоплательщиков  правил и норм изъятия налога;

    определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

     простата  и удобство, понимаемые в прямом  смысле этих слов;

     неотягощенность,  т.е. умеренность, ограниченность  налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они

классифицируются:

·        прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);

·        федеральные, региональные, местные (по уровням управления);

·        налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);

·        пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в

зависимости, какую  долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);

·        по целевому назначению налога (общие, специальные).

Информация о работе Налоги и налогооблажение