Налоги и налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………6
3. Функции налогов………………………………………………………15
4. Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования………………………18
5. Список литературы…………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ КАКОВА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ ОРИГИНАЛ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

     Это  означает, что экономическая функция  налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. И, наконец, в случае если государственная система многоуровневая, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, республиканский, муниципальный (местный). В рационально построенной системе налогообложения налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  и функции налоговой  системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.

     В  рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

     В  чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?

     Отвечая  на эти вопросы,  обычно начинают  с того, что налогам принадлежит решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от  прибыли  в бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

     Рыночная  экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика.  Споры по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

     Государственное  регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

     - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

     - регулирование развития народного  хозяйства,  общественного производства  в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном

обществу направлении.

     В  условиях рынка отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.

     Таким  образом,  развитие рыночной экономики  регyлирyется

финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и  штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов  финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

     В  России  к  малым  относятся  предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100  чел.,  в других  отраслях  производственной сферы  - до 50 чел.,  в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.  Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми  предприятиями  на строительство, реконструкцию и обновление  основных  производственных фондов, освоение новой техники,  полностью  освобождается  от  налогов.

     Не  менее  существенна другая  льгота,  предусматривающая учет  одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но и  рода  деятельности

     Другая  функция  налогов -  стимулирующая.  С помощью налогов, льгот и санкций государство стимyлирyет  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение,  реконструкцию, расширение производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота,  кончено, очень существенная.

     Следующая  функция налогов -  распределительная,  или, вернее,

перераспределительная. Посредством налогов  в  государственном  бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,

финансирование  крупных межотраслевых, комплексных  целевых программ -

научно-технических, экономических и др.

     С  помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной и социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.  В  современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно отражается  на  всем состоянии экономики и жизни населения.

     Перераспределительная функция  налоговой  системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая  система позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления значительной части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

     Наконец,  последняя функция  налогов  -   фискальная,  изъятие части  доходов предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

     Указанное  разграничение  функций  налоговой   системы   носит условный

характер,  так  как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

Налогам присуща  одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. 

     Не  зная твердо,  каковы бyдyт условия  и ставки налогообложения   в

предстоящем  периоде,  невозможно рассчитать,  какая же часть ожидаемой

прибыли уйдет  в  бюджет,  а  какая  достанется предпринимателю.

     Стабильность  налоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,

льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз  и  навсегда.  "Застывших"

систем налогообложения  нет и быть не может. Любая система  налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны, устойчивость социально-политической  ситуации, 

     Систему  налогообложения можно считать   стабильной  и,  соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

     Частные  изменения могут вноситься ежегодно,  но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного  года.

     Стабильность  налогов означает относительную   неизменность  в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

     Сейчас  в  России  действует почти  четыре десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем,  но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия  по  странам,  и налоговая система Швеции  отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и с 1 января 1993 года  имеются несущественные различия.

     Но  стабильность системы налогообложения - не догма и не  самоцель. Ради  нее нельзя  жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регyлирyющей,  стимyлирyющей и др.  Опыт  США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том,  что налоговая система в основном  является функцией двух  аргументов  - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный  период.  Если экономическое положение страны, решаемые в

данном периоде  задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

     Налоги  как инструмент государственной  политики. Налоговая ставка и  налоговые льготы.

     Динамизм  налоговой системы обусловлен  не только изменением видов налогов, но еще  большей степени - подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит от величины налоговых ставок, Поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к  манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый процесс  для отдельных налогоплательщиков, применяют налоговые льготы, опять-таки в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.

     Вопрос  о размерах критического налогообложения  давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в  государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

·        ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;

·        ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");

·        точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

     Если  налоговая ставка превышает объективную  границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Информация о работе Налоги и налогооблажение