Налоги и налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………6
3. Функции налогов………………………………………………………15
4. Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования………………………18
5. Список литературы…………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ КАКОВА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ ОРИГИНАЛ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

     В  зависимости от использования  налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

     Специальные  налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.). 
 
 

 Рис.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги.

    

T
 
 

                                                                                  

Прогрессивный налог

                                                   Пропорциональный налог

                                                                               Y

                                                       Регрессивный налог

      

     T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов

     Y - доход

     Налог  называется пропорциональным, прогрессивным,  или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.

     Налог  считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

     Регрессивный  налог характеризуется взиманием  более высокого процента с  низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

     Пропорциональный  налог, забирает одинаковую часть  от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

     Состав  налогов отечественной налоговой  системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:

·        объект обложения,

·        особенности ставки,

·        полнота прав соответствующих бюджетов в использовании

поступающих налоговых  сумм 

·         и другие.

     Существующие  налоги в зависимости от подходов  к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и

физические лица и т.д. При этом сказать, что самая  широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

     Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом

хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

     Преимущество  прямых налогов состоит в том,  что их легче приспособить  к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых  налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

     Прямые  налоги трудно перенести на  потребителя.  Из них легче  всего дело

обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или

определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

     Косвенные  налоги вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость -  НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).

     Косвенные  налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами. Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     Косвенные  налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     В  случае высокой эластичности  спроса увеличение косвенных  налогов  может привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что

прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные  на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     В  зависимости от того, кто взимает  налог и в какой бюджет он  поступает,

налоги делятся  на государственные и местные. В  свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

     В  соответствии с Налоговым кодексом  РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:

     К  Федеральным налогам и сборам  относятся:

·        Налог на добавленную стоимость

·        Акцизы

·        Налог на прибыль предприятия

·        Налог на доходы от капитала

·        Федеральный подоходный налог с физических лиц

·        Социальный

·        Государственные пошлины

·        Таможенные пошлины  и сборы

·        Плата за право использования недрами

·        Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы

·        Платежи за загрязнение окружающей природной среды

·        Сбор за использование государственной символики РФ

·        Федеральные лицензионные сборы

     К  Региональным налогам и сборам  относятся:

·        Региональный налог на прибыль предприятия

·        Региональный подоходный налог с физических лиц

·        Налог на имущество предприятия

·        Региональный налог с владельцев транспортных средств

·        Лесной налог

·        Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона

·        Региональный лицензионный сбор

·        Сбор за использование региональной символики

     К  местным налогам и сборам относятся:

·        Налог на землю

·        Налог на имущество физических лиц

·        Налог, связанный с использованием муниципального жилищного

фонда и других объектов инфраструктуры города (района)

·        Налог на рекламу

·        Местные лицензионные сборы

·        Сбор за получение имущества в собственность в порядке

наследования  или дарения

·        Курортный сбор

·       Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем

·        Гостиничный сбор

    

     Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции налогов.

     Взимание  налогов является одним из  экономических методов государственного управления. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных

инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

     Налоги  необходимы для осуществления  государством возложенных на  нее функций. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

     Вводя  налоги, увеличивая или уменьшая  их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

     Налоги  помогают поощрять или сдерживать  определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

     Налоги  как стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки  и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

     Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ

выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется

общественное  назначение данной экономической категории как инструмента

стоимостного  распределения доходов. Отсюда возникает  главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

     Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов -  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в

крупнейшего экономического субъекта.

     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что

появляется возможность  количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

     Эта  функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

     Распределительная  функция налогов обладает рядом  свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

     Экономическая  функция налогов состоит в  воздействии через налоги на

общественное  воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате  экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Информация о работе Налоги и налогооблажение