Налоги и налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель: на основе произведений отечественных и зарубежных авторов рассмотреть сущность налогов, их функции, классификацию, принципы налогообложения, влияние налогов на экономическую систему страны, уровень доходов населения, а также проанализировать налоговую систему современной России с целью выявить ее недостатки и выработать конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы налогообложения;
проанализировать налоговую систему в современной России, выявить ее недостатки;
выработать и обосновать свои рекомендации по совершенствованию налогообложения и налоговой системы в современной России.

Содержание

Введение.
1. Налоги и налоговая система: теоретические основы анализа.
1.1. Сущность налогов.
1.2. Функции налогообложения.
1.3 Классификация налогов.
1.4. Принципы налогообложения.
2. Анализ налоговой системы современной России
2.1. Исторические аспекты налогообложения в России
2.2.Налоговая система современной России
3. Рекомендации по повышению эффективности налоговой системы современной России.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)
  • стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
  • дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра — всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

  • подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

  Итак, функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

1.3. Классификация налогов

    Существует  несколько принципов классификации  налогов:

  1. по способу взимания налогов;
  2. по субъекту налогообложения (налогоплательщику);
  3. по объекту налогообложения;
  4. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  5. по целевой направленности введения налога.

  В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. (Различия между ними смотри в Приложении № 1)

  Налогоплательщик  — это лицо, на котором лежит  юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Понятию «налогоплательщик» близко другое понятие — «носитель налога». Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с юридического налогоплательщика, т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо. Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.

  Например, плательщиками НДС (косвенный налог  в виде надбавки к цене товара) являются организации и предприниматели, производящие и реализующие товар. Эти лица обязаны исчислить сумму НДС и перечислить ее в бюджет. НДС включается в цену товара, но не выделяется в ней при реализации физическим лицам. Тем не менее, покупатель товара в составе цены товара оплачивает и НДС. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму НДС. Этот конечный потребитель и является носителем налога.

Современное представление о делении налогов  на прямые и косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о принципах деления налогов на прямые и косвенные.

Критерий  перелагаемости налогов.

  Перелагаемость  налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством обменных и распределительных процессов определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог, — это не обязательно одно и то же лицо.

Существуют  два типа переложения налогов:

  1. с продавца на покупателя, что чаще всего происходит при косвенном налогообложении;
  2. с покупателя на продавца. Такая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

  Критерий  перелагаемости впервые был использован  в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632—1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника — действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог — это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными.

  В отличие от физиократов А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Отсюда — включение налогов на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые Смит считал переложимыми налогами в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, падающие на расходы.

  Английский  экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806—1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог — это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика; косвенный — это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо.

  Итак, в соответствии с рассмотренным  критерием окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

 Критерий способа налогообложения и взимании.

  Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагался далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма. Косвенные же налоги не всегда можно в полном размере переложить на потребителя, так как рынок может и не принять в полном объеме товар по повышенным ценам.

       В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг. 
 

 Критерий платежеспособности

  Обложение налогом определенного источника  в соответствии с этим критерием относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.

  Немецкий  ученый Геккель конкретизировал  это положение, разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным.

  Деление налогов на прямые и косвенные  на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале XX в., не утратило своего значения и в конце века.

  Современная теория переложения наиболее полно  изложена в работе Э. Селигмена «Переложение и падение налогов» (1892). Согласно этой теории распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные процессы плательщик способен переложить налоговое бремя на носителя налога.

По субъекту налогообложения налоги делятся  на три группы:

  • налоги, взимаемые только с юридических лиц;
  • налоги, взимаемые только с физических лиц;
  • налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

  По  объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы:

  1. на налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
  2. налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), — НДС, акцизы;

  3) налоги с имущества — налог на имущество организаций.

    4) платежи за природные ресурсы — земельный налог, водный налог;

  1. налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат ( отмененный у нас  налог на рекламу);
  2. налоги на определенный вид финансовых операций
  3. налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера — госпошлина.

  По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

  По  целевой направленности введения налогов  они делятся на универсальные и целевые.

    Налоги  имеют два свойства:

  1. обязательность, т.е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;
  2. безэквивалентность, т.е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств. В этой связи универсальный налог можно рассматривать как обязательный, безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).

Целевыми  налогами являются сборы и пошлины. Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.

  Пошлина - это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.

  Все вышеизложенное дает понять, что классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. 

  1.4. Принципы налогообложения

  Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

  Основоположник  классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время: 4

  • принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
  • принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах.
  • принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны 
    быть понятными и удобными для налогоплательщиков;
  • принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, 
    рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по 
    каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его 
    сбор и обслуживание.

Информация о работе Налоги и налоговая система государства