Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа
Цель: на основе произведений отечественных и зарубежных авторов рассмотреть сущность налогов, их функции, классификацию, принципы налогообложения, влияние налогов на экономическую систему страны, уровень доходов населения, а также проанализировать налоговую систему современной России с целью выявить ее недостатки и выработать конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы налогообложения;
проанализировать налоговую систему в современной России, выявить ее недостатки;
выработать и обосновать свои рекомендации по совершенствованию налогообложения и налоговой системы в современной России.
Введение.
1. Налоги и налоговая система: теоретические основы анализа.
1.1. Сущность налогов.
1.2. Функции налогообложения.
1.3 Классификация налогов.
1.4. Принципы налогообложения.
2. Анализ налоговой системы современной России
2.1. Исторические аспекты налогообложения в России
2.2.Налоговая система современной России
3. Рекомендации по повышению эффективности налоговой системы современной России.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения.
Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра — всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
Итак, функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
1.3. Классификация налогов
Существует
несколько принципов
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. (Различия между ними смотри в Приложении № 1)
Налогоплательщик — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Понятию «налогоплательщик» близко другое понятие — «носитель налога». Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с юридического налогоплательщика, т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо. Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.
Например, плательщиками НДС (косвенный налог в виде надбавки к цене товара) являются организации и предприниматели, производящие и реализующие товар. Эти лица обязаны исчислить сумму НДС и перечислить ее в бюджет. НДС включается в цену товара, но не выделяется в ней при реализации физическим лицам. Тем не менее, покупатель товара в составе цены товара оплачивает и НДС. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму НДС. Этот конечный потребитель и является носителем налога.
Современное
представление о делении
Критерий перелагаемости налогов.
Перелагаемость налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством обменных и распределительных процессов определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог, — это не обязательно одно и то же лицо.
Существуют два типа переложения налогов:
Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632—1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника — действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог — это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными.
В отличие от физиократов А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Отсюда — включение налогов на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые Смит считал переложимыми налогами в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, падающие на расходы.
Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806—1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог — это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика; косвенный — это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо.
Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
Критерий способа налогообложения и взимании.
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагался далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма. Косвенные же налоги не всегда можно в полном размере переложить на потребителя, так как рынок может и не принять в полном объеме товар по повышенным ценам.
В связи с недостатками критерия перелагаемости
во Франции, например, приняли за основу
деления налогов на прямые и косвенные
способ налогообложения и взимания. Прямые
налоги построены на основании явлений
и признаков постоянного характера и поэтому
заранее определимых (владение или пользование
имуществом). Они взимаются поличным (окладным),
периодически составляемым спискам плательщиков
на основании кадастра (земли, домов и
др.) и в определенные сроки. Косвенные
налоги исходят из изменчивых явлений,
отдельных действий, фактов, как, например,
из различных актов потребления, сделок,
услуг.
Критерий платежеспособности
Обложение
налогом определенного
Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение, разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным.
Деление налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале XX в., не утратило своего значения и в конце века.
Современная теория переложения наиболее полно изложена в работе Э. Селигмена «Переложение и падение налогов» (1892). Согласно этой теории распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные процессы плательщик способен переложить налоговое бремя на носителя налога.
По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы:
3) налоги с имущества — налог на имущество организаций.
4) платежи за природные ресурсы — земельный налог, водный налог;
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
По целевой направленности введения налогов они делятся на универсальные и целевые.
Налоги имеют два свойства:
Целевыми налогами являются сборы и пошлины. Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.
Пошлина - это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Все
вышеизложенное дает понять, что классификация
налогов позволяет установить
их различия и сходство, свести их к небольшому
числу групп и тем самым облегчить их изучение
и практическое использование.
1.4. Принципы налогообложения
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.
Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время: 4