Налоги и налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель: на основе произведений отечественных и зарубежных авторов рассмотреть сущность налогов, их функции, классификацию, принципы налогообложения, влияние налогов на экономическую систему страны, уровень доходов населения, а также проанализировать налоговую систему современной России с целью выявить ее недостатки и выработать конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы налогообложения;
проанализировать налоговую систему в современной России, выявить ее недостатки;
выработать и обосновать свои рекомендации по совершенствованию налогообложения и налоговой системы в современной России.

Содержание

Введение.
1. Налоги и налоговая система: теоретические основы анализа.
1.1. Сущность налогов.
1.2. Функции налогообложения.
1.3 Классификация налогов.
1.4. Принципы налогообложения.
2. Анализ налоговой системы современной России
2.1. Исторические аспекты налогообложения в России
2.2.Налоговая система современной России
3. Рекомендации по повышению эффективности налоговой системы современной России.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

  Федеральные налоги создают основу доходной части  федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных — бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.

  Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты РФ имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта РФ в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 24%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 6,5 % — в федеральный бюджет и не более 17,5 % — в бюджеты субъектов РФ. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. водный налог;
  8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

  Налоги  субъектов РФ (региональные налоги) — это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

  Региональные  налоги обеспечивают региональные бюджеты  собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. 

    К региональным налогам относятся:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог.

    

  Местные налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

  Платежи по местным налогам поступают  в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

  В настоящее время региональные и  местные органы власти не вправе устанавливать  региональные и местные налоги, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.

    К местным налогам относятся:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических  лиц.10

    Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

    Специальными  налоговыми режимами являются:

    1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    2. упрощенная система налогообложения;
    3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
    4. для отдельных видов деятельности;
    5. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.11

    Особенностью  этих налогов является то, что со дня их введения на территории субъектов Российской Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

  Современная трехуровневая налоговая система  РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем.

    Что еще можно сказать о налоговой системе России? По мнению Минфина России, который в нашей стране полностью определяет налоговую политику, «налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001 - 2005 гг. Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста».12

    С этим мнением Минфина России трудно согласиться, так как наша налоговая  система остается сложной, несправедливой и экономическому росту не способствует.

    За  последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует  отнести некоторое снижение общего налогового бремени на налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций - до 24%, НДС - до 18%, НДФЛ - до 13%, ЕСН - до 26%).

    В рамках реализации основных направлений  налогового реформирования, помимо совершенствования  отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы  путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования. Также положительным результатом налогового реформирования является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.

    Однако  российской налоговой системе по-прежнему присущи следующие недостатки:

    - сохраняющаяся в целом фискальная  направленность системы налогообложения  и недостаточное использование  налоговых механизмов в целях  стимулирования инвестиционной, инновационной  и предпринимательской активности, расширения и роста производства;

    - наличие для определенных групп  предприятий и секторов хозяйства  значительных возможностей уклонения  от уплаты налогов, стимулирующих  развитие теневой экономики, коррупции  и организованной преступности  и определяющих общую неравновесность и несправедливость распределения налогового бремени между производящими, вывозящими и посредническими отраслями предпринимательской деятельности.

    - несправедливость налогообложения,  выражающаяся в повышенном обложении  трудовых (заработанных) доходов по сравнению с обложением доходов от финансовых, спекулятивных операций.13

    Следует также выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. Налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

    Так, из «Системы Главбух», разработанной авторским коллективом под руководством заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулина и рекомендованной в качестве Актуальных практических рекомендаций бухгалтеру предприятия, видно, какой объем информации должен использовать бухгалтер для каждодневной работы:

    - более 200 000 страниц эксклюзивных  рекомендаций по налогам и  сборам;

    - свыше 30 000 нормативно-правовых документов в полной редакции;

    - CD-диск с обновлениями 2 раза в  месяц;

    - online-версия для подписчиков с  ежедневным обновлением системы.

    При этом цена обслуживания программы «Система Главбух» в течение года составляет 28 560 руб., включая НДС. Сегодня объем бухгалтерского отчета в налоговую инспекцию составляет от 60 до 100 листов. Инструкция по заполнению отчета умещается на 600 страницах. Для сравнения: в Швеции - отчет на одном листе и инструкция на 12 страницах.

    На  первый взгляд система налогообложения в России одна из самых льготных в мире. Во Франции, США, Китае и большинстве других стран налоги существенно выше. Чемпионом мира по налогам является Швеция. Шведы отдают государству больше чем каждую вторую заработанную крону. Налоговое бремя Швеции составляет около 51% ВВП, что значительно выше среднего по Европе - 41,5% и тем более России, где доля налогов в ВВП составляет около 36%. В Приложении № 3 приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения России и Швеции.

    Платить россиянам приходится существенно меньше, чем шведам. И платить шведам приходится полностью, так как возможности уклонения очень ограниченны: налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и т.п. Пойманного «уклониста» заставят заплатить налог, оштрафуют на сумму до 40% недоплаты, а если докажут, что нарушение было умышленным, еще и посадят в тюрьму на два года.

    Но  шведы при всей тяжести налогов  живут в материальном плане намного лучше россиян и ВВП на душу населения в Швеции почти в шесть раз выше, чем в России. Причин отставания много, и налоговая система - не последняя в их ряду. По мнению автора, дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и недостатках налогового администрирования.

    Оптимально  построенная налоговая система  должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности  государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Показателем качества налоговой системы страны является налоговая нагрузка (налоговое бремя) на налогоплательщика.

    Налоговое бремя - это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

    При увеличении налоговой нагрузки (рост количества налогов, увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов.

Информация о работе Налоги и налоговая система государства