Налоги и налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель: на основе произведений отечественных и зарубежных авторов рассмотреть сущность налогов, их функции, классификацию, принципы налогообложения, влияние налогов на экономическую систему страны, уровень доходов населения, а также проанализировать налоговую систему современной России с целью выявить ее недостатки и выработать конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы налогообложения;
проанализировать налоговую систему в современной России, выявить ее недостатки;
выработать и обосновать свои рекомендации по совершенствованию налогообложения и налоговой системы в современной России.

Содержание

Введение.
1. Налоги и налоговая система: теоретические основы анализа.
1.1. Сущность налогов.
1.2. Функции налогообложения.
1.3 Классификация налогов.
1.4. Принципы налогообложения.
2. Анализ налоговой системы современной России
2.1. Исторические аспекты налогообложения в России
2.2.Налоговая система современной России
3. Рекомендации по повышению эффективности налоговой системы современной России.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

    При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного  производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия уже не будет платить налогов в полном объеме. Поэтому проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении налоговой системы.

    В российской налоговой системе на показатель налогового бремени на налогоплательщиков влияют различные факторы, одним  из которых является экономическая  среда. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями и ряд других немаловажных факторов относительно увеличивают налоговое бремя налогоплательщика. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго из них и острой недостаточности финансовых ресурсов. Немаловажное значение для усиления налогового гнета имеет ярко выраженная тенденция роста доли косвенного налогообложения, которое в условиях невысокого уровня рентабельности и даже убыточности, а также оплаты части продукции неденежными средствами вынуждает российских налогоплательщиков платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.

    Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов и законодательства в целом и др.

    Обобщить  и свести воедино все точки  зрения невозможно, хотя во многих критических  высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, разумеется, нуждается в совершенствовании.

3. Рекомендации по повышению эффективности налоговой системы современной России.

    Налоговая система, кроме обеспечения собираемости налогов, должна удовлетворять ряду требований:

    - быть незаметной для населения,  не должна добавлять населению  дополнительных забот;

    - стимулировать деловую активность  граждан и предприятий;

    - поощрять использование ресурсосберегающих  технологий;

    - стимулировать научно-технический  прогресс;

    - затраты ресурсов общества на  функционирование налоговой системы  и обеспечение контроля за  деятельностью налоговых служб,  а также на систему наказания за нарушения налогового законодательства должны быть минимальны.14

    При этом она не должна заставлять граждан  и юридические лица выдумывать способы  ее обмана и поощрять граждан и  юридические лица к действиям  в теневой экономике.

    Налоговая система должна способствовать росту производства и обеспечивать справедливое распределение доходов - таковы общие для всех развитых и развивающихся стран основные принципы налогообложения.

    Суть  справедливого распределения доходов  состоит в том, что те, кто не могут работать (сироты, пенсионеры, инвалиды, учащиеся), получают пособия, обеспечивающие им достойную жизнь, а те, кто работают, получают зарплату, соответствующую их квалификации, заслугам и социальной значимости. Зарплата человека с образованием, и тем более ученой степенью, должна быть выше зарплаты человека без образования, независимо от места его работы. Во всех развитых странах престижна и соответственно оплачиваема работа врача, учителя, инженера, ученого, офицера вооруженных сил, полицейского.

    Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию с входящими в ее цену налогами покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и развитие - значит, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом собранные налоги обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто на эти налоги живет (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, налоговая система хороша для всей страны.

    Создание  оптимальной системы налогообложения - главная задача государства. Пути решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование  администрирования.

    Недостатки  системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции  и теневого сектора экономики. Борьба с теневой экономикой может быть активизирована административными  методами путем «закручивания гаек». Тем же способом можно повысить и собираемость налогов. Но при этом первыми пострадают те, кого государство хотело бы поддержать, - несырьевые отрасли, малый бизнес, самозанятое население, бедные регионы. Значит, прежде чем «закручивать гайки», систему налогообложения необходимо оптимизировать.

    В одной из «Прямых линий», отвечая на вопросы телезрителей, бывший Президент В.В. Путин отметил: «Россия вступает в совершенно новый этап своего развития - этап устойчивого роста экономики и решения на этой базе социальных задач, главная из которых заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно. Вот этот разрыв между доходами мы можем, должны и будем сокращать...»

    Одна  из причин указанного дисбаланса и  нищеты значительной части населения - плоская шкала НДФЛ, целесообразность использования которых вызывает сомнения. Способ решения проблемы - перераспределение доходов.

    НДФЛ  со ставкой 13% независимо от дохода уникален. Россия, похоже, единственная страна с плоским и таким малым налогом. При этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 руб. в месяц в 45  раз меньше среднего по Европе. Например, в Германии не облагаемый подоходным налогом ежемесячный доход равен 638 евро, а максимальный налог (42%) берется с дохода, превышающего 4346 евро.

    Один  из путей улучшения ситуации - ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ (см. табл. 1) с одновременным повышением не облагаемого налогом дохода хотя бы до 5 тыс. руб.

    Таблица 1

    Ставки  НДФЛ

Диапазон  месячной зарплаты, руб. Величина подоходного  налога 
До 5000                         Не облагается                 
От 5001 до 100 000              13%             
От 100 001 до 300 000           12 350 руб. + 20% от  суммы      
свыше 100 000 руб.            
Свыше 300 000                   52 350 руб. + 30% от  суммы      
свыше 300 000 руб.            
 

    При такой шкале НДФЛ, например, при  зарплате 10 тыс. руб. в месяц составит 650 руб., или 6,5%. При зарплате 150 тыс. руб. налог составит 22,35 тыс. руб., или 14,9% от полученных доходов; 300 тыс. руб. - 52,35 тыс. руб., или 17,45% дохода. С дохода в 600 тыс. руб. налогоплательщик должен будет заплатить 142,35 тыс. руб., соответственно фактическая ставка налогового изъятия окажется на уровне 23,73%. Даже в этом случае НДФЛ будет существенно ниже, чем в других странах. А уменьшение налоговой нагрузки почувствуют около 95% россиян.

    Однако  следует отметить, что администрирование налогообложения при плоской шкале намного проще, чем при прогрессивной. Российский опыт приветствуют многие эксперты из разных стран и отмечают его достоинства. Но есть и недостаток: наша шкала НДФЛ не отвечает общепринятому требованию к налоговой системе способствовать справедливому распределению доходов.

    В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская  шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным  увеличением не облагаемого налогом  дохода до 6 - 7 тыс. руб. Применение этой (или подобной) шкалы (см. Приложение № 4) позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при этом она останется простой для администрирования.

    Из  таблицы в Приложении № 4 видно, что при доходе менее 17,15 тыс. руб. в месяц при не облагаемом налогом доходе 6 тыс. руб. и менее 20 тыс. руб. в месяц при необлагаемом доходе 7 тыс. руб. налоговая нагрузка не увеличится по сравнению с существующей. Более того, при небольших доходах (зарплатах) нагрузка существенно снизится.

Упрощение отчетности

    Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения и являются одной из главных причин коррупции: проще дать взятку, чем оформить по закону. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов и налоговой отчетностью, следует выделить особо, ведь ценой ошибки может стать разорение предприятия или уголовное преследование его руководителей и даже рядовых работников бухгалтерии. 15

    Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько  десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной  записью каждой продажи, налоговый  учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета, как уже отмечалось выше, содержит 600 страниц.

    Во  многих странах малые и средние  предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фирмам, которые  ведут их бухгалтерский учет и отчитываются в налоговой инспекции. Например, в Германии один бухгалтер специализированной фирмы ведет 50 - 150 предприятий. При нашей системе учета и отчетности больше 3 - 4 фирм не потянет никто. И связано это со сложностью процедур исчисления и уплаты налогов и налоговой отчетности. Прав А. Аузан, отмечавший: «Не надо гоняться за сложными западными системами налогообложения. У нас институциональная среда другая, она еще более сложная, чем в этих развитых странах. Поэтому налоги должны быть очень простыми, крайне простыми для администрирования».16 К этому можно добавить: сложную налоговую систему западные страны умудряются сочетать с простой системой отчетности.

    А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским учетом и расчетом налогов, малы. Они невелики для крупных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов.

    Испытывают  трудности и налоговики: вместо того чтобы обеспечивать поступление налогов в бюджет и консультировать предприятия, инспекторы вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, так как формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.

    Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной  для решения поставленных задач. Переизбыток информации затрудняет работу как тех, кто ее готовит и представляет, так и тех, кто ее получает и с ней работает. Чем проще и прозрачнее отчетная форма, тем проще платить налоги и проверять правильность их уплаты; соответственно, тем труднее уклоняться от налогообложения и тем эффективнее налоговая система в целом.

    В своей статье «Упрощение отчетности как средство совершенствования налоговой системы» Абрамов М.Д. пишет, что «если в налоговой декларации указывать только реквизиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страницы обычного формата. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, насколько данные налогоплательщика о начислении и уплате налогов совпадают со сведениями, имеющимися в налоговом органе.»17. Автор данной работы придерживается такой же точки зрения.

Информация о работе Налоги и налоговая система государства