Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:07, контрольная работа
Налоги - одно из проявлений суверенитета государства. Право устанавливать налоги всегда было частью суверенных прав государства наряду с чеканкой монеты и отправлением правосудия.
Сущность налогов, принципы построения налоговой системы 3
Виды налоговых льгот, условия их применения 15
Пример расчета социальных платежей 19
Список литературы 25
Содержание
1. Сущность налогов, принципы построения налоговой системы
Налоги - одно из проявлений суверенитета государства. Право устанавливать налоги всегда было частью суверенных прав государства наряду с чеканкой монеты и отправлением правосудия.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуальный безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения
Все определения налога содержат одну
общую черту - все они указывают
на индивидуальную безвозмездность
данного платежа, что означает отрицание
обязанности государства
С учетом вышесказанного и основываясь
на анализе действующего законодательства,
можно предложить следующее определение
налогов: налоги - это обязательные,
индивидуально безвозмездные
Данное определение основано на трех составляющих:
- характер изъятия - принудительный;
- основная цель изъятия - обеспечение (покрытие) общественных расходов;
- размер изъятия - в соответствии
с возможностями каждого
Налоги устанавливаются в
Установленные в одностороннем порядке и взыскиваемые с использованием мер принуждения налоги являются обязательными платежами. Государственный механизм принуждения оказывает давление на налогоплательщиков, с тем, чтобы обязать их внести налоги в доход государства. В то же время необходимо помнить, что налог не является наказанием налогоплательщика, поскольку обязанность уплаты налога не обусловлена его неправомерным поведением. Как правило, налогоплательщики своевременно и добровольно вносят причитающиеся суммы налогов, так как осознают неизбежность превращения потенциального принуждения в реальность.
Вторая составляющая определения налогов указывает на цель этих денежных изъятий. Государство как выразитель воли и интересов своих граждан берет на себя обязанность обеспечить финансирование всех сфер общественной жизни - политической, экономической, духовной и др. Более надежного источника получения денежных средств для этих целей, чем налоги, не изобрел никто. Все другие источники, даже если они являются обязательными платежами, менее значимы по возможностям удовлетворения потребностей государства для покрытия общественных расходов.
Наконец, третья составляющая характеристики
налогов, тесно связанная с предыдущей,
указывает на учет государством возможностей
тех, у кого изымаются эти средства.
Безусловное изъятие с
Налоги следует отличать от сборов
и пошлин, при уплате которых всегда
присутствуют специальная цель и
соответствующие интересы. Взимание
пошлины и сбора
Налоги как категория не только юридическая, но и экономическая выполняют определенные функции. Именно в этом проявляется их общественное назначение. Выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, стимулирующую, социальную, распределительную и контрольную.
Фискальная функция является основной
функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются
потребности общества в финансовых
ресурсах, с помощью которых выполняются
различные государственные
С помощью стимулирующей функции
формируются различные
В социальной области налоги также могут использоваться для общего воздействия на юридических и физических лиц в форме перераспределения общественных доходов между различными категориями населения. Подоходный налог с физических лиц уравнивает всех в правах и обязанностях финансирования общих расходов по признаку размера полученного дохода. Льготы по налогам для юридических лиц, производящих социально значимые товары, предполагают поддержку малоимущих граждан. Высокие ставки акцизов по спиртным напиткам и отсутствие таковых по безалкогольным способствует утверждению здорового образа жизни. Значительная же часть средств, поступивших по этому источнику в бюджет, используется на социальные нужды (выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных учреждений).
Распределительная функция налогов
проявляется через
Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность
Реализация всех вышеназванных функций в их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За девять прошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990--1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.
Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).
Необходимо прилагать все
3. Обязательность уплаты налогов.
4. Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми,
понятными и удобными для
5. Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой
к меняющимся общественно-
6. Налоговая система должна
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
По налогам могут в