Налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:07, контрольная работа

Описание

Налоги - одно из проявлений суверенитета государства. Право устанавливать налоги всегда было частью суверенных прав государства наряду с чеканкой монеты и отправлением правосудия.

Содержание

Сущность налогов, принципы построения налоговой системы 3
Виды налоговых льгот, условия их применения 15
Пример расчета социальных платежей 19
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

КР налоги.docx

— 44.58 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

  1. Сущность налогов, принципы построения налоговой системы               3
  2. Виды налоговых льгот, условия их применения                                      15
  3. Пример расчета социальных платежей                                                     19
  4. Список литературы                                                                                     25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность налогов, принципы построения налоговой системы

Налоги - одно из проявлений суверенитета государства. Право устанавливать  налоги всегда было частью суверенных прав государства наряду с чеканкой монеты и отправлением правосудия.

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), в отношении плательщиков сборов.

Все определения налога содержат одну общую черту - все они указывают  на индивидуальную безвозмездность  данного платежа, что означает отрицание  обязанности государства возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному  налогоплательщику. Налогоплательщик не вправе рассчитывать на какую-либо услугу со стороны государства, эквивалентную  по стоимости уплаченному налогу, так как налог является безвозвратным  платежом, т.е. уплаченный налог не подлежит через какое-то время возврату налогоплательщику  за исключением случаев, когда нарушены его права. Однако налогам характерно свойство общей возмездности, предполагающей возмещение всем налогоплательщикам понесенных затрат посредством реализации государственными органами функций управления.

С учетом вышесказанного и основываясь  на анализе действующего законодательства, можно предложить следующее определение  налогов: налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, установленные законодательством для организаций и физических лиц, взимаемые в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансирования общественных расходов.

Данное определение основано на трех составляющих:

- характер изъятия - принудительный;

- основная цель изъятия - обеспечение  (покрытие) общественных расходов;

- размер изъятия - в соответствии  с возможностями каждого плательщика.

Налоги устанавливаются в одностороннем  порядке государством, которое вменяет  в обязанность своим гражданам  их уплату. Это не исключает предоставление налоговых преференций отдельным  категориям плательщиков с учетом их финансового состояния и значимости хозяйственной деятельности для  всего общества.

Установленные в одностороннем  порядке и взыскиваемые с использованием мер принуждения налоги являются обязательными платежами. Государственный  механизм принуждения оказывает  давление на налогоплательщиков, с  тем, чтобы обязать их внести налоги в доход государства. В то же время  необходимо помнить, что налог не является наказанием налогоплательщика, поскольку обязанность уплаты налога не обусловлена его неправомерным  поведением. Как правило, налогоплательщики  своевременно и добровольно вносят причитающиеся суммы налогов, так  как осознают неизбежность превращения  потенциального принуждения в реальность.

Вторая составляющая определения  налогов указывает на цель этих денежных изъятий. Государство как выразитель воли и интересов своих граждан  берет на себя обязанность обеспечить финансирование всех сфер общественной жизни - политической, экономической, духовной и др. Более надежного источника  получения денежных средств для  этих целей, чем налоги, не изобрел никто. Все другие источники, даже если они являются обязательными платежами, менее значимы по возможностям удовлетворения потребностей государства для покрытия общественных расходов.

Наконец, третья составляющая характеристики налогов, тесно связанная с предыдущей, указывает на учет государством возможностей тех, у кого изымаются эти средства. Безусловное изъятие с перспективой опосредованного возврата необходимо осуществлять с учетом индивидуальных возможностей плательщиков, иначе предполагаемая цель может потерять смысл. Ведь именно в интересах всех участников формирования государственных (общественных) денежных фондов осуществляются расходы.

Налоги следует отличать от сборов и пошлин, при уплате которых всегда присутствуют специальная цель и  соответствующие интересы. Взимание пошлины и сбора осуществляется, как правило, с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу получения каких-либо услуг. Налог  же, уплачиваемый на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и  обычно не имеет целевого назначения.

Налоги как категория не только юридическая, но и экономическая  выполняют определенные функции. Именно в этом проявляется их общественное назначение. Выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, стимулирующую, социальную, распределительную и контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются  потребности общества в финансовых ресурсах, с помощью которых выполняются  различные государственные программы. Для фискальной функции налогов  характерна максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в бюджеты различных  уровней. Все остальные функции  налогов являются производными от фискальной.

С помощью стимулирующей функции  формируются различные противовесы (система льгот и освобождений) излишнему фискальному бремени посредством создания специальных механизмов взаимодействия корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Чрезмерное изъятие доходов у налогоплательщиков может привести к истощению основных фондов и вымыванию оборотных средств, экономическому застою и даже упадку. В то же время налоги не должны быть слишком низкими, так как это подрывает их финансовое назначение и не является стимулом для производителя к повышению рентабельности производства (достаточно и тех доходов, которые остаются в его распоряжении в результате заниженных изъятий). [1; с. 49]

В социальной области налоги также  могут использоваться для общего воздействия на юридических и  физических лиц в форме перераспределения  общественных доходов между различными категориями населения. Подоходный налог с физических лиц уравнивает всех в правах и обязанностях финансирования общих расходов по признаку размера  полученного дохода. Льготы по налогам  для юридических лиц, производящих социально значимые товары, предполагают поддержку малоимущих граждан. Высокие  ставки акцизов по спиртным напиткам и отсутствие таковых по безалкогольным способствует утверждению здорового  образа жизни. Значительная же часть  средств, поступивших по этому источнику  в бюджет, используется на социальные нужды (выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных учреждений).

Распределительная функция налогов  проявляется через распределение  и перераспределение национального  дохода, доходов юридических и  физических лиц на расширенное воспроизводство  и в бюджеты различных уровней. Распределительная функция налогов  влияет на распределение не только доходов, но и капиталов и инвестиционных ресурсов.

Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налоговой  системы, обеспечивается контроль за движением  финансовых ресурсов, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции  во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме должны уплачивать установленные законодательством налоги).

Реализация всех вышеназванных  функций в их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.

Основы ныне действующей налоговой  системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой  пакет законов РФ об отдельных  видах налогов. За девять прошедших  лет было много, видимо даже слишком  много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к  налоговой системе, отказавшись  от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий  в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990--1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении  были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой  системы, налоги, сборы, пошлины и  другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как  правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключаются в  следующем:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где  вновь созданный чистый продукт  облагается налогом всего один раз  вплоть до его реализации (принцип  однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа (принцип  обязательности).

4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической  политики.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и  имущество: подоходный налог и налог  на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость; налог  на перевод прибыли и капиталов  за рубеж и другие. Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и  услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в  цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот  же объект может облагаться налогом  одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном  порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

Информация о работе Налогооблажение