Налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:07, контрольная работа

Описание

Налоги - одно из проявлений суверенитета государства. Право устанавливать налоги всегда было частью суверенных прав государства наряду с чеканкой монеты и отправлением правосудия.

Содержание

Сущность налогов, принципы построения налоговой системы 3
Виды налоговых льгот, условия их применения 15
Пример расчета социальных платежей 19
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

КР налоги.docx

— 44.58 Кб (Скачать документ)

* необлагаемый минимум объекта  налога;

* изъятие из обложения определенных  элементов объекта налога;

* освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков;

* понижение налоговых ставок;

* вычет из налогового платежа  за расчетный период;

* целевые налоговые льготы, включая  налоговые кредиты (отсрочку взимания  налогов);

* прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством  возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

* вести бухгалтерский учет, составлять  отчеты о финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечивая их сохранность  не менее пяти лет;

* представлять налоговым органам  необходимые для исчисления и  уплаты налогов документы и  сведения;

* вносить исправления в бухгалтерскую  отчетность в размере суммы  сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками  налоговых органов;

* в случае несогласия с фактами,  изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом,  представлять письменные пояснения  мотивов отказа от подписания  этого акта;

* выполнять требования налогового  органа об устранении выявленных  нарушений законодательства о  налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации  участвует в координации налоговой  политики с Белоруссией, с другими  государствами, входящими в Содружество  Независимых Государств, а также  заключает международные налоговые  соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей  ратификацией этих соглашений Государственной  Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены  иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень -- это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень -- налоги республик  в составе Российской Федерации  и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень – местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные  пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует  мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом  на имущество юридических лиц  и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется  и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой  налог на нужды учреждений народного  образования. Именно он дает необходимые  средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и  социально-культурной сферы и далее -- большая группа прочих местных  налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании -- это отчислением  от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и  организаций в твердой доле: 13% + 22% делится соответственно между  федеральным и региональными  бюджетами, а из последних перечисляется  в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических  лиц является региональным налогом. Но законодательно установлено, что  половина его поступлений направляется в местные бюджеты,

Финансовое обеспечение социально-экономического развития территорий предусмотрено  Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807--1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления". Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов -- не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет -- это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется  государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации  сегодня дополняется системой государственных  целевых внебюджетных фондов. Самый  крупный и значимый из них – Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений, и сборов, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там, на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с  полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной  его частей.

Таким образом, Россия, переходя к  рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных  федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США  и Германией при сохранении некоторых  специфических российских особенностей.

 

 

 

 

 

2. Виды налоговых льгот, условия их применения

Налоговые льготы имеют большое  социально-экономическое значение. Умеренное налогообложение доходов  физ. и юр. лиц в одном случае повышает благосостояние граждан, с  другой стороны – стимулирует  производство. Государство использует налоговые льготы как один из основных инструментов в механизме регулирования  товарно-денежных отношений. Кроме  того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру. 
          Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов юр. и физ. лиц в соответствии с действующим законодательством. НК характеризует льготы по налогам как предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере. 
 Характерной особенностью российского налогового законодательства является то, что льготы по налогам не могут носить индивидуального характера. 
 Основанием для предоставления льгот могут быть: 
- материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика 
- особые заслуги граждан перед Отечеством 
- необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны 
- социальное, семейное положение граждан 
- охрана окружающей среды и пр. 
 В зависимости от сферы применения различают общие налоговые льготы, которые предоставляются всем плательщикам соответствующего налога, и специальные (целевые), предназначенные для отдельных групп плательщиков. 
 Налоговым законодательством предусматриваются следующие формы налоговых льгот: налоговые скидки (вычеты); налоговые изъятия; налоговые кредиты. 
 Льготы в форме скидки направлены на сокращение налоговой базы. Налоговые скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (разрешается уменьшить налогооблагаемую базу без ограничения на всю сумму социальных, благотворительных, природоохранных и пр. расходов). 
 К налоговой скидке относится и необлагаемый минимум по подоходнику с граждан, который приводит к снижению облагаемого налогом дохода физ. лиц. 
 Скидки могут быть стандартными и нестандартными. Стандартные льготы предоставляются всем без исключения налогоплательщикам, не связывая их с какими-либо фактическими расходами понесенными физ. лицами. Они выражаются либо в твердой сумме, либо в процентах от полученного дохода. Виды стандартных скидок: базисные скидки (необлагаемый минимум и пр.); семейные скидки (зависит от семейного статуса); скидки для лиц, имеющих несовершеннолетних, учащихся и пр. на иждивении. 
 При предоставлении нестандартных скидок их величина ставится в зависимость от суммы произведенных субъектом налога расходов на те или иные цели. Отличительная особенность стандартных скидок от нестандартных заключается в том, что они вычитаются не из исчисленной к уплате в бюджет суммы налога, а из дохода, подлежащего налогообложению. 
Налоговые изъятия представляют собой льготу, направленную на выведение из-под обложения отдельных элементов или объектов налога (не облагается прибыль от пр-ва и реал-ции изделий народных промыслов, если доля выручки от реализации этих изделий не менее 70% общей выручки). 
В гл.9 НК РФ ч.1 приводится порядок изменения срока уплаты налогов и сборов. 
 Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. 
Перенос срока уплаты налога является для налогоплательщика платным, т.е. на неуплаченную сумму налога (задолженность) начисляются проценты. 
Решение об изменении срока уплаты налога принимается Минфин РФ (по федеральным налогам), фин. органы субъекта РФ и муниципального образования (по регион. и местным налогам), ГТК РФ (по таможенным платежам) и пр. 
 Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы задолженности. 
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 
1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, тех. катастрофы; 
2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос. заказа; 
3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 
4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 
5. Если производство или реализация товаров носит сезонный характер. 
Под налоговым кредитом понимают изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 
1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, тех. катастрофы; 
2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос. заказа; 
3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 
 Налоговый кредит м. б. Предоставлен по одному или нескольким налогам. На сумму задолженности по 1 и 2-му основаниям %-ты не начисляются, по 3-му - %-ты по ставке реф. ЦБ. 
 Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. 
 Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятий, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. 
 Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на основании: 
1. Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства; 
2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности; 
3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по соц.-эк. развитию региона. 
 Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком за этот налоговый период. 
 Предоставление налог. кредита или инвестиционного налог. кредита, в отличие от скидки и изъятий, способствует непосредственному и адресному стимулированию налогоплательщиков. 

3. Пример расчета социальных платежей

На первый взгляд, единый социальный налог на выплаты штатным сотрудникам  очень схож с налогом на доходы физических лиц. Точно так же, как  и в НДФЛ, бухгалтеру нужно отслеживать  суммы по каждому сотруднику в  отдельности, исчисляя с них налог. Но при этом в отличие от НДФЛ в расчет берутся не реально выплаченные  суммы, а суммы, начисленные в  пользу каждого из сотрудников (ст. 242 НК РФ). Кроме того, суммы считаются  не помесячно, а нарастающим итогом с начала года (п. 2 ст. 237 НК РФ). Рассчитанные таким образом суммы в конечном итоге и становятся базой для  расчета налога.

Пример. 
 Предположим, в организации работают три сотрудника: генеральный директор, оклад которого составляет 70 тыс. руб. в месяц, главный бухгалтер с окладом 50 тыс. руб. в месяц и менеджер по продажам с окладом в 40 тыс. руб. в месяц.

Соответственно, для расчета  ЕСН бухгалтеру надо каждый месяц  определять нарастающим итогом сумму  выплат, начисленных в пользу каждого  из сотрудников. В результате получаем: в январе база по генеральному директору  составит 70 тыс. руб., по главбуху 50 тыс. рублей, а по менеджеру — 40 тыс.рублей. В феврале эти суммы удвоятся и составят соответственно 140 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 80 тыс. рублей. В марте  база будет уже 210, 150 и 120 тыс. рублей и так далее.

Считаем налог

Сумма единого социального  налога, которую надо заплатить в  бюджет, определяется ежемесячно.Ведь пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса  требует уплачивать ежемесячные  авансовые платежи, размер которых  определяется на основании фактически начисленных за этот месяц сумм. Но, так как налоговая база определяется нарастающим итогом, то при определении  суммы налога, который надо заплатить  в конкретном месяце, налог нужно скорректировать на суммы, уже перечисленные ранее в бюджет с выплат, начисленных этому сотруднику (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Это не единственный нюанс, который нужно учесть при определении  суммы налога. Дело в том, что ставки ЕСН снижаются при увеличении суммы выплат в пользу сотрудника (именно поэтому их и нужно считать  отдельно по каждому лицу).

Так, при выплатах до 280 тыс. руб. включительно совокупная ставка ЕСН  равна 26%. Но как только сумма выплат (а она, напомним, считается нарастающим  итогом) превысит 280 тыс., то ставка налога уменьшается. Она составит 72 800 рублей плюс 10 процентов от суммы, превышающей 280 тыс. рублей. Ну, а если сумма выплат превысит 600 тыс. рублей, то ставка снизится до 104 800 рублей в месяц, к которым  прибавляется всего 2 процента от суммы, превышающей 600 тыс. рублей (п. 1 ст. 241 НК РФ). Посмотрим, как это выглядит на примере.

Информация о работе Налогооблажение