Налогообложение доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности налогообложения доходов физических лиц и анализ показателей бюджета Оренбургской области в части поступлений НДФЛ. В работе рассмотрены теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ, а также методика анализа и прогнозирования НДФЛ на примере Оренбургской области.
Объектом исследования является поступления НДФЛ в бюджет Оренбургской области за 2009-2011 года, а так же на плановый период 2012-2014 года.

Работа состоит из  1 файл

сам курсач.docx

— 77.60 Кб (Скачать документ)

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система  налоговых зачетов. Если налоговый  вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый  зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого  дохода, т.е. это те суммы, на которые  налогоплательщик может уменьшить  свои обязательства по подоходному  налогу.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому  доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые  льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение  каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения  всегда устанавливаются законом. Изменение  ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение  всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые  могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие  оговоренных в законе особых обстоятельств.

Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе  сложной прогрессии. Для большинства  развитых стран в последние десятилетия  характерны следующие изменения  в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов.

В подавляющем большинстве стран  супруги имеют право уплаты подоходного  налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так  и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется  система совместного налогообложения  дохода семьи, при определении налоговых  обязательств к налогооблагаемому  доходу применяются пониженные ставки.

Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную  ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов  и подачу сведений в налоговые  органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют  системы удержания налога у источника  выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц  чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органом местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.). при этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.

Налоговый период по подоходному налогообложению  физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным  годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.

Практически во всех странах налогоплательщику  предоставляется возможность при  расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать  фактически понесенные и документально  подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при  наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств  рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих  периодов.

Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению  в развитых странах заключаются  в следующем:

- расчет совокупного годового  года, скорректированного валового  дохода и налогооблагаемого дохода  и имеет свои особенности; существуют  важные, а иногда и принципиальные  различия в правилах по определению  источников доходов;

- состав дохода, включаемого в  совокупный годовой доход, отличается  своей спецификой часто не  только в одной стране, но и  на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно  характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;

- имеются различия при определении  категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать  доход каждого члена семьи  в отдельности или может применяться  совокупное налогообложение дохода  всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут  быть самостоятельными объектами  налогообложения;

- наиболее многообразен состав  и характер налоговых зачетов,  вычетов и льгот, применяемых  при расчете величины налогооблагаемого  дохода, определение величины налогового  оклада или окончательных обязательств  налогоплательщика;

- отмечаются существенные различия  как в системах построения  шкалы обложения подоходными  налогами, так и в уровне минимальных,  стандартных (средних) и максимальных  ставок;

- значительным разнообразием характеризуются  правила, регламентирующие налогообложение  иностранных граждан, осуществляющих  деятельность в стране, а также  системы налогообложения граждан,  длительное время работающих  за рубежом и получающих доходы  из иностранных источников. Правила,  регламентирующие применение иностранного  налогового кредита для принятия  инвестиционных решений физическим  лицом, могут иметь не менее  важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране.

 

 

 

 

 

 

 

2 Значение прогнозирования и планирования НДФЛ в структуре налоговых поступлений регионального бюджета

    1. Место НДФЛ в региональном бюджете

 

 

В налоговой системе РФ налог  с физических лиц – наиболее важный по суммам поступлений и кругу плательщиков.

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджетная система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и приблизительно 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Основой формирования доходной базы бюджетов всех уровней являются налоговые  доходы.

НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует  на местности всей страны, взимается  государством непосредственно с  доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования  доходов нижестоящих бюджетов в  виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке  на очередной финансовый год.

До 1 января 1999 года суммы этого налога полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, из которых до 90% поступлений от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ совершенно обоснован, ввиду недостаточности средств в местных бюджетах и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ - по ставке 9%. В Федеральном Законе от 23.12.03 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.

Как и любой прочий налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных финансовых поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.

Широкое распространение этого  налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в  общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения сведениям налогом служит именно барыш, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога содержится также в том, что его плательщиками  является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же тот самый налог - довольно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим, именно в  НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности НДФЛ накладывают  на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую  и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних  российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную цена и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета – приблизительно 12% - прямо недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления с НДФЛ занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60 процентов всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые ставки с 2001 г., немаловажно более либеральные, чем ставки налога в других странах.

Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

- во-первых, невысоким по сравнению  с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения РФ, в связи с НДФЛ, в основном, уплачивался в последнее пора по минимальной шкале; 

- во-вторых, постоянными задержками  выплат заработной платы значительной  части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, финансируемых из бюджета; 

- в-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; 

- в-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете России поступления от доходов низко обеспеченной части населения, поскольку в этом месте наиболее невысокий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых - лишь 17%.

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц