Налогообложение доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности налогообложения доходов физических лиц и анализ показателей бюджета Оренбургской области в части поступлений НДФЛ. В работе рассмотрены теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ, а также методика анализа и прогнозирования НДФЛ на примере Оренбургской области.
Объектом исследования является поступления НДФЛ в бюджет Оренбургской области за 2009-2011 года, а так же на плановый период 2012-2014 года.

Работа состоит из  1 файл

сам курсач.docx

— 77.60 Кб (Скачать документ)

Таким образом, исходя из изложенного, следует признать, что НДФЛ занимает довольно прочное место в бюджетной  системе России и является средством  регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и довольно стабильным источником пополнения государственной  казны. При этом, надобно отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и приросту роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ динамики НДФЛ  в бюджете Оренбургской области  за 2009-2011 года

 

 

Основными доходными  источниками областного бюджета  будут налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог  на имущество организаций и акцизы. НДФЛ в бюджете Оренбургской области  занимает второе место среди налоговых  доходов после налога на прибыль  организаций.

В таблице 1 приведены  данные о поступлениях НДФЛ в бюджет Оренбургской области за 2009-2011 года, а так же доля НДФЛ в доходах  областного бюджета.

Таблица 1 – Доля НДФЛ в общем объеме доходов областного бюджета Оренбургской области

В миллиардах рублей

 

2009 год

Доля, %

2010 год

Доля, %

2011 год

Доля, %

НДФЛ

8,5

27,1

9,7

27,7

10,5

24,9

Доходы областного бюджета

31,5

100

35

100

42,2

100


 

Таблица 2 – Динамика поступлений НДФЛ в бюджет Оренбургской области за 2009-2011 года

В миллиардах рублей

 

2009 год

2010 год

Изменения

2011 год

Изменения

За  январь - март 2012 год

НДФЛ

8,5

9,7

+1,2

10,5

+0,8

10,175

Доходы  областного бюджета

31,5

35

+4,5

42,2

+7,2

 

Поступление налогов  и неналоговых платежей в областной  бюджет в январе-декабре 2009 года обеспечено в размере 31,5 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 13,6% ниже поступлений аналогичного периода прошлого года. Поступления в областной бюджет составили 34,6% от общего объема налоговых платежей в бюджет Российской  Федерации и 75,5% от поступлений в консолидированный бюджет Оренбургской области.

Рисунок 1 – Удельный вес  поступлений основных налогов в  бюджет Оренбургской области за 2009 год

Основная часть доходов  бюджета области сформирована за счет поступлений пяти видов налогов: налога на прибыль организаций (41,2%), налога на доходы физических лиц (27,1%), налога на имущество организаций (13,5%), налога на добычу полезных ископаемых (7,6%)  и  акцизов (7%).

Наибольшее снижение произошло  по налогу на прибыль организаций  на        4,6 млрд. рублей или на 26 процентов.  Основной причиной снижения платежей является уменьшение на 2,9 млрд. рублей или в 1,2 раза сумм исчисленного к уплате налога на прибыль  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате ухудшения  основных экономических показателей  развития области по сравнению с  январем-декабрем 2008 года.

Кроме того, по сравнению  с январем-декабрем прошлого года в 1,5 раза увеличилась сумма возвратов  налога на прибыль организаций из областного бюджета на расчетные  счета налогоплательщиков (зачетов  в другие налоги) и составила 1,8 млрд. рублей. Основной причиной увеличения суммы возвратов является рост переплаты в связи c исчислением налога на прибыль к уменьшению из бюджета рядом крупнейших налогоплательщиков, перешедших с 4 квартала 2008 года на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, а также отрицательным результатом перерасчетов налога на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года.

Снижение поступлений  в 1,5 раза или на 1,3 млрд. рублей произошло  по  налогу  на добычу полезных  ископаемых,  что  связано с  падением в 1,7 раза среднего уровня цен  нефти сорта «Юралс» на средиземноморском  и роттердамском рынках нефтяного сырья (с 98,20 до 57,83 долларов США за баррель).

Платежи по налогу на доходы физических лиц снизились на 0,4 млрд. рублей или на 4,3 процента.  Основной причиной уменьшения поступлений  является снижение темпов роста среднемесячной начисленной  заработной платы на одного работника  в январе-ноябре 2009 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 18,2 процентных пунктов, а также  увеличение в 2 раза предельных размеров социальных и имущественных налоговых  вычетов.

Прибавку в размере 0,9 млрд. рублей (27%)  обеспечил налог  на имущество организаций в результате увеличения налоговой базы у ряда крупнейших налогоплательщиков.

Установленный на 2009 год  план доходов областного бюджета (по налогам и сборам, администрируемым налоговыми органами) за январь-декабрь 2009 года выполнен на 114 %  (исполнение января-декабря 2008 года – 100,6%).

Поступление налогов и  неналоговых платежей в областной  бюджет в январе-декабре 2010 года обеспечено в размере 35 млрд. рублей, что на 3,5 млрд. рублей или на 11,2% выше поступлений прошлого года.

Поступления в  областной бюджет составили 30,8% от общего объема налоговых платежей в бюджет Российской Федерации и 77,7% от поступлений  в консолидированный бюджет Оренбургской области.

Рисунок 2 – Удельный вес поступлений основных налогов в бюджет Оренбургской области за 2010 год

Основную часть доходов  бюджета области составляют поступления  пяти налогов: налога на прибыль организаций (49,6%), налога на доходы физических лиц (27,7%), налога на имущество организаций (14,3%), акцизов (7,4%) и налога на добычу полезных ископаемых (1%).

Наибольший рост поступлений произошел  по налогу на прибыль организаций. Платежи  увеличились на 4,4 млрд. рублей или  в 1,3 раза.

Основной причиной роста платежей является поступление налога на прибыль  от одного из крупнейших налогоплательщиков федерального уровня за обособленное подразделение, находящееся в Оренбургской области, в размере 2,1 млрд. рублей (за 12 месяцев 2009 года платежи составляли 0,8 млрд. рублей). Кроме того, на 1 млрд. рублей или в 2,2 раза уменьшилась сумма произведенных возвратов налога из областного бюджета. Также на рост платежей повлияло изменение нормативов отчислений (с 1 января 2010 года налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, поступает  в  областной    бюджет   в  размере  100  процентов). 

Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 1,2 млрд. рублей или на 13,8% в связи с ростом на 8,8% фонда начисленной заработной платы за январь – ноябрь 2010 года (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области) и увеличением с 1 января 2010 года размера отчислений в областной бюджет.

При этом, в связи с изменением с 1 января 2010 года нормативов зачисления налогов по уровням бюджета,  имеет место снижение поступлений в областной бюджет по налогу на добычу нефти на  2,1 млрд. рублей, налогу на добычу газового конденсата – на 16 млн. рублей, единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 758 млн. рублей, транспортному налогу – на 245 млн. рублей. 

Установленный на 2010 год  план доходов областного бюджета (по налогам и сборам, администрируемым налоговыми органами) в январе-декабре 2010 года выполнен на 109,3% (исполнение января-декабря 2009 года – 114%).

Поступление налогов и  неналоговых платежей в областной  бюджет в январе-декабре 2011 года обеспечено в размере 42185 млн. рублей, что на 7170 млн. рублей или на 20,5% выше 2010 года.

Доля областного бюджета  в поступлениях Оренбургской области  составила 27%, в консолидированном  бюджете области – 79,5 процента.

Основную часть доходов  областного бюджета составляют поступления  пяти налогов: налога на прибыль организаций (54,5%), налога на доходы физических лиц (24,9%), налога на имущество организаций (12,9%), акцизов (6,9%) и налога на добычу полезных ископаемых (0,8%).

Наибольшее увеличение поступлений  на 5623 млн. рублей или в 1,3 раза произошло  по налогу на прибыль организаций  в результате роста в январе –  ноябре 2011 года сальдированного финансового  результата организаций в 1,4 раза.

Значительный рост платежей по сравнению с 2010 годом обеспечен  налогоплательщиками с видами экономической  деятельности «добыча полезных ископаемых» - на 4813,7 млн. рублей или в 1,6 раза и  «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - на 1231,1 млн. рублей или в 1,5 раза.

Налога на доходы физических лиц поступило больше на 787 млн. рублей или 8,1% в связи с ростом на 11,6% среднемесячной заработной платы работников за январь - октябрь 2011 года к аналогичному периоду прошлого года.

Налога на имущество организаций  поступило на 410 млн. рублей или на 8,2% больше января-декабря 2010 года в  связи с увеличением налоговой  базы крупнейших налогоплательщиков федерального и регионального уровней.

Установленный на 2011 год  план доходов областного бюджета  по администрируемым налогам и сборам выполнен на 105,3 процента.

 

 

2.3 Методики прогнозирования и планирования НДФЛ

 

 

Основная задача налогового прогнозирования  – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных институтов, так и с позиций налогоплательщика.

Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для  выработки прогноза социально экономического развития страны, субъектов РФ и  муниципальных образований на среднесрочный  и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления  проектом федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий  год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений  в ходе исполнения соответствующих  бюджетов.

В то же время налоговое прогнозирование  строится в соответствии с прогнозом  важнейших социально-экономических  показателей развития экономики  и ее ведущих отраслей, таких, как  прирост (снижение) ВВП, прибыль в  целом по народному хозяйству  и в разрезе отраслей и рядом  других, а так же показателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, Госкомстатом, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных  образований.

При прогнозе поступления налогов  указанные экономические органы ориентированы на максимально высокий  уровень их поступления, что связано  с постоянно растущими потребностями  государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся: необходимость развития научно-технического прогресса, поддержание на должном  уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населения и некоторые другие. Субъективные причины связаны с  естественной потребностью органов  управления, а также соответствующих  ведомств иметь более высокие  финансовые возможности. Вместе с тем потребности увеличения расходов и вызванное этим ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться.

Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое  прогнозирование.

Оперативное налоговое прогнозирование  осуществляется Минфином России и финансовыми  органами на месяц или квартал. Оно  призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее  время для определения лимитов  финансирования (в рамках утвержденного  бюджета) в разрезе экономической  классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных  программ. Этот вид прогнозирования  одновременно решает и задачу подготовки аналитических материалов для осуществления  краткосрочного налогового прогнозирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны  исполнения доходной части утвержденного  на текущий год бюджета, уровень  налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки. Именно в процессе оперативного прогнозирования  обеспечивается и закладывается  фундамент будущих предложений  по совершенствованию налогового законодательства. В процессе оперативного налогового прогнозирования активно участвуют и налоговые органы, которые на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал наряду с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства определяют тактику контрольной работы, а также сферу своего действия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащих документальной проверке.

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц