Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Предмет: налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.
Поставлены следующие задачи:
• раскрыть социально-экономическую сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
• рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
• исследовать взаимодействие налогоплательщиков – физических лиц и налоговых органов.
Введение 3
I Налогообложение физических лиц в РФ 5
1 Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц 5
2 Виды налогов с физических лиц. Их характеристика 11
3 Исчисление и уплата налогов с физических лиц 27
4 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов 45
I I Практическая ча сть
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский Государственный
Технический Университет
Курсовая работа
по предмету «Налоги и налогооблажение»
Тема: Налогообложение доходов физических
лиц
Новосибирск, 2010 г.
Содержание
Принято считать, что налоги – это та цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.
Налоги с физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально- экономических проблем в обществе.
Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Они еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывают существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
В связи с вышеизложенным, проблема совершенствования налогообложения физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.
В курсовой работе использованы законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструктивно-методические документы Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, материалы периодической печати, специальная литература.
Объектом изучения в работе выступает налоги с физических лиц.
Предмет: налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.
Поставлены следующие задачи:
• раскрыть социально-экономическую сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
• рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
• исследовать взаимодействие налогоплательщиков – физических лиц и налоговых органов.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав
– первая теоретическая, а вторая практическая,
заключения, списка использованной литературы.
Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.
Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.
Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.
Финансовый аспект – характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.
Политический аспект – состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.
Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов[9, c.96].
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками[7, c.31].
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую[12, c.48].
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько очевидна, что о ней едва ли стоит писать подробнее. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.
Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Специальные разделы по ним содержатся в партийных и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами[8, c.18].
Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. По результатам социологических опросов большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и слишком много отдаёт другим.
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода[1, c.51].
На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.
Налоги на корпорации и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, т. е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить в бюджет[11, c.29].
Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т. е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоёв[13, c.23].
Установление социально ориентированных налогов (уменьшение налоговой базы, ставок) ведёт к сокращению поступления налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам бюджета, С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя[8, c. 61].
Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.
Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д [8, c.82].
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие [8, c.93]:
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.
В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:
Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность.
Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица.
Существуют налоги, общие для юридических и физических лиц.
Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица объединены в три группы: