Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Предмет: налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.
Поставлены следующие задачи:
• раскрыть социально-экономическую сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
• рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
• исследовать взаимодействие налогоплательщиков – физических лиц и налоговых органов.
Введение 3
I Налогообложение физических лиц в РФ 5
1 Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц 5
2 Виды налогов с физических лиц. Их характеристика 11
3 Исчисление и уплата налогов с физических лиц 27
4 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов 45
I I Практическая ча сть
Заключение 53
Список использованной литературы 55
– инвалиды с детства;
– ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
– физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.
Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.
Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.
Водный налог
Налогоплательщиками данного налога считаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами[10, c.314]:
Не признаются объектами налогообложения[10, c.316]::
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
Налог на доходы
Статьей 207 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлены две категории плательщиков налога на доходы физических лиц (НДФЛ):
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
— физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налогообложение НДФЛ доходов резидентов и нерезидентов РФ производится по различным налоговым ставкам. В этой связи очень важным является уточнение Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ понятия налогового резидента, введенного в статью 207 НК РФ.
Налоговыми резидентами будут признаваться физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом выезд за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения не повлияет на налоговый статус физического лица. Установлено также, что российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ, будут признаваться налоговыми резидентами независимо от фактического времени их нахождения в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 208 НК РФ для целей исчисления и уплаты НДФЛ не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.
Данное положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:
• поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории Российской Федерации; к операции не применяются положения п. 3 ст. 40 НК РФ;
• товар не продается через постоянное представительство в Российской Федерации.
В случае если не выполняется хотя бы одно из указанных ограничений, доходом, полученным от источников в Российской Федерации, в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности физического лица в Российской Федерации.
При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям, предусмотренным п. 2 ст. 208 НК РФ, к доходам такого физического лица, полученным от источников в Российской Федерации, относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, с находящихся на территории Российской Федерации, принадлежащих этому физическому лицу, арендуемых или используемых им складов либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами Российской Федерации с таможенных складов.
Перечень доходов, относящихся к полученным от источников за пределами Российской Федерации, приведен в п. 3 ст. 208 НК РФ. К таким доходам относятся:
•дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 208 НК РФ (подпункт 1 п. 3 ст. 208 НК РФ);
•страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подпунктом 2 п. 1 ст. 208 НК РФ (подпункт 2 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав (подпункт 3 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации (подпункт 4 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Следует иметь в виду, что вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;
•доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных подпунктом 8 п. 1 ст. 208 НК РФ (подпункт 8 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации (подпункт 9 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 208 НК РФ установлено, что, если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином России. В аналогичном порядке определяется доля указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доля, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 208 НК РФ в целях исчисления НДФЛ не признаются доходами доходы от операций, связанных с существенными и не имущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Пунктом 2 ст. 210 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.
При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13 %), подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13 %), подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218—221 НК РФ, не применяются.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов.
Перечень доходов, которые относятся к полученным в натуральной форме, установлен п. 2 ст. 211 НК РФ. К таким доходам относятся:
1. оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах (подпункт 1 п. 2 ст. 211 НК РФ);
2. полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе (подпункт 2 п. 2 ст. 211 НК РФ);
3. оплата труда в натуральной форме (подпункт 3 п. 2 ст. 211 НК РФ).
При выплате работнику заработной платы в натуральной форме должны соблюдаться требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, то есть их стоимость не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
По общему правилу, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Таким образом, устанавливается презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусматриваются основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции (постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999).