Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:58, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть налогообложение имущества физических лиц, его исчисление и методы оптимизации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать организацию налогообложения имущества физических лиц;
2. изучить механизм исчисления и уплаты поимущественного налога с физических лиц в Российской Федерации;
3. разработать предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц.
Изучение классификационных
1.2 Характеристика налоговой системы РФ и место в ней налогов на имущество физических лиц
В условиях перехода на
рыночные механизмы налоговой системы
претерпели коренные изменения. Основными
доходами, формирующими бюджет в Российской
Федерации, как и в странах с развитой
рыночной экономикой, стали налоги. В условиях
рыночных отношений, и особенно в переходный
к рынку период, налоговая система является
одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики.
Государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Применение налогов является одним из
экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей
и предприятий, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-
правовой формы предприятия. При помощи
налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия.
С помощью налогов государство
получает в свое распоряжение ресурсы,
необходимые для выполнения своих общественных
функций. За счет налогов финансируются
также расходы по социальному обеспечению,
которые изменяют распределение доходов.
Система налогового обложения определяет
конечное распределение доходов между
людьми. В условиях перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как
регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может
проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий. Именно налоговая
система на сегодняшний день оказалась,
пожалуй, главным предметом дискуссий
о путях и методах реформирования, а также
острой критики.
Налоговая система в Российской
Федерации практически была создана в
1991 году, когда в декабре этого года был
принят пакет законопроектов о налоговой
системе. Среди них: "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (принят
27 декабря 1991г.), "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", "О налоге
на добавленную стоимость" (введён с
01.01.92). и другие. 31 июля 1998г.
Президентом РФ была подписана
первая часть Налогового кодекса, предусматривающая
существенные корректировки действующих
налогов. 1. Понятие налоговой системы.
Налоговая система представляет собой
совокупность налогов, действующих на
территории страны, методы и принципы
построения налогов. Поскольку налоговая
система РФ построена по опыту налоговых
систем развитых западных стран, необходимо
дать краткую характеристику этих систем.
Современная налоговая система развитых
зарубежных стран характеризуется множественностью
налогов.
Её структура зависит от
государственного устройства. В унитарных
государствах налоговая система включает
два звена: государственные налоги; местные
налоги. В федеративных государствах налоговая
система состоит из трех звеньев: государственные
(федеративные) налоги; налоги, закрепленные
за бюджетами членов Федерации; местные
налоги. Существуют два вида налоговой
системы — шедyлярная и глобальная. В шедyлярной
налоговой системе весь доход, получаемый
налогоплательщиком, делится на части
— шедyлы.
Каждая из этих частей облагается
налогом особым образом. Для разных шедyл
могут быть установлены различные ставки,
льготы и другие элементы налога, перечисленные
выше. В глобальной налоговой системе
все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает
расчет налогов и упрощает планирование
финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко
применяется в Западных государствах.
Налог на имущество физических лиц - второй
по значению налог с населения.
Налог на имущество физических лиц — играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к наполнению богатства. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев частично «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Основанием для взимания налога
на имущество, переходящего в порядке
наследования или дарения (в редакции
НК — налога на наследование и дарение),
является признание полученного
наследства или дара в качестве дополнительного
дохода физического лица. Чем дальше
степень родства между
В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог, земельный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.
Далее остановимся подробнее на порядке исчисления и взимания отдельных налогов с физических лиц.
Глава 2. Анализ налогообложения имущества физических лиц в РФ на современном этапе
2.1 Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.
1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются следующие категории граждан, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения:
2. Если имущество, признаваемое
объектом налогообложения,
3. Если имущество, признаваемое
объектом налогообложения,
Из сказанного следует, что определяющим
условием взимания налога на имущество
физических лиц является возникновение
права собственности. Поэтому корректнее
было бы определить перечисленное выше
имущество предметом
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.
Для получения информации об установленных ставках по налогам на имущество физических лиц налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту нахождения имущества.
Исчисление налога на имущество
физических лиц производится налоговыми
органами.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Уплата налога производится владельцами имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2011 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2012 года.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае если право на льготу у налогоплательщика возникло в течение календарного года, то перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Лица, своевременно не привлеченные
к уплате налога, уплачивают его
не более чем за три года, предшествующих
календарному году направления налогового
уведомления в связи с
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
За строение, помещение и сооружение,
перешедшее по наследству, налог на
имущество физических лиц взимается
с наследников с момента
При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Льготы по налогам на
1. От уплаты налогов
на имущество физических лиц
освобождаются следующие
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)
(участники гражданской
и Великой Отечественной войн,
других боевых операций по
защите СССР из числа