Налогообложение имущества физических лиц: современная организация, проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть налогообложение имущества физических лиц, его исчисление и методы оптимизации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать организацию налогообложения имущества физических лиц;
2. изучить механизм исчисления и уплаты поимущественного налога с физических лиц в Российской Федерации;
3. разработать предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц.

Работа состоит из  1 файл

Финансы курсовая.docx

— 449.66 Кб (Скачать документ)

(в ред. Федерального  закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

(абзац введен Федеральным  законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)

  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

(абзац введен Федеральным  законом от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

(абзац введен Федеральным  законом от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения  и сооружения не уплачивается:

  • пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
  • гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
  • родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.10

Плательщики, имеющие право  на льготы по рассматриваемому налогу, самостоятельно предоставляют необходимую  документацию в местную государственную  налоговую инспекцию.

Поскольку налог на имущество  физических лиц относится к категории  местных налогов, органы законодательной (представительной) власти автономной области, автономных округов и местного самоуправления районов, городов (кроме городов районного подчинения), районов в городах вправе применять на своей территории дополнительные льготы: уменьшать размеры ставок налогообложения, а так же вводить дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков либо для конкретных плательщиков.

Органы местного самоуправления городов районного подчинения, поселков и сел обладают правом предоставлять  льготы по налогу на имущество физических лиц только для отдельных налогоплательщиков.

Освобождение от рассматриваемого налога или снижение ставки плательщик получает начиная с того месяца года, когда возникло право на льготу. Если же в течение года плательщик теряет право на льготу, то нормальный режим налогообложения применяется начиная со следующего месяца после утраты этого права.

В соответствии с общими нормами международного права, договорами бывшего СССР и Российской Федерации  и законодательством Российской Федерации от уплаты налога на имущество физических лиц освобождается персонал иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций.

Плательщики данного налога должны документально подтвердить  свое право на получение налоговых  льгот и привилегий.11

Новые пределы дифференцированных размеров ставок были установлены с  введением в действие с 17 июля 1999 г. Федерального закона N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц":

До 300 тыс. рублей.                        До 0,1 процента

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.    От 0,1 до 0,3 процента

Свыше 500 тыс. рублей.              От 0,3 до 2,0 процента

С каждым годом жилищный фонд неуклонно  растет.

Помимо роста  числа квадратных метров жилья, так  же растут и цены. Все вышеперечисленные  факторы привели к росту налоговых поступлений в местные бюджеты за последние годы.

Рис.3. Динамика поступлений налога на имущество физических лиц, млрд.руб 

- www.nalog.ru

Рис. 3 отчетливо показывает, что за последние годы происходит рост поступлений от налога на имущество физических лиц. Это особенно важно, если вспомнить, что данный налог является закрепленным доходом местных бюджетов.

Таблица № 1

Отчет о налоговой базе и структуре  начислений по налогу на имущество  физических лиц за 2009 г.

 

Всего по России

тыс. руб.

 

Код 
строки

Значение 
показателя

А

Б

1

1. Количество строений, помещений  и сооружений, учтенных в базе  данных налоговых органов –  всего, единиц,

3100

52 876 490

    в том числе  объектов жилищного  фонда

3110

47 630 018

2. Количество строений, помещений  и сооружений, находящихся в собственности  физических лиц, по которым  налог предъявлен к уплате  в бюджет - всего, единиц,

3200

41 190 233

    в том числе  объектов жилищного  фонда

3210

38 275 454

3. Общая инвентаризационная стоимость  строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности  физических лиц, по которым  налог предъявлен к уплате  в бюджет - всего, 

3300

7 242 996 623

    в том числе объектов жилищного  фонда

3310

6 748 106 831

4. Сумма налога, предъявленная к  уплате – всего, 

3400

14 907 335

    в том числе  по объектам  жилищного фонда

3410

12 213 206

5. Количество налогоплательщиков, которым  исчислен налог,  
единиц – всего,

3500

60 590 096

    в том числе  собственников  объектов жилищного фонда

3510

58 098 221

6. Количество налогоплательщиков, которым  не производилось предъявление  налога к уплате в связи  с предоставлением 
налоговых льгот и освобождением от уплаты налога, единиц

3600

23 597 482

7. Сумма налога, не поступившая  в бюджет в связи с предоставлением 
налогоплательщикам льгот по налогу - всего, 
в том числе:

3700

10 065 619

    по льготам, установленным федеральным  законодательством РФ

3710

9 943 539

    по льготам, установленным органами  местного самоуправления

3720

122 080


   
     
     

Эти данные свидетельствуют о необходимости  кардинальных изменений в системе  налогообложения имущества физических лиц.

 

 

 

2.2 Земельный налог

 

     Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

     Земельный налог не только является основным источником доходов местных бюджетов, но и выполняет ещё не менее важную стимулирующую функцию; способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки.

     Земельный налог уплачивают граждане и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

     Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

     Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Объекту кадастрового учета присваивается  уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются  совершаемые с данным объектом сделки.

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать:

- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика  на территории одного муниципального образования:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту  нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными  периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов  Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Рис. 4. Динамика поступлений земельного налога с физических лиц, млрд.руб 

- www.nalog.ru

 

 

2.3 Транспортный  налог

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц: современная организация, проблемы, пути решения