Налогообложение имущества физических лиц: современная организация, проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть налогообложение имущества физических лиц, его исчисление и методы оптимизации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать организацию налогообложения имущества физических лиц;
2. изучить механизм исчисления и уплаты поимущественного налога с физических лиц в Российской Федерации;
3. разработать предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц.

Работа состоит из  1 файл

Финансы курсовая.docx

— 449.66 Кб (Скачать документ)

     Транспортный налог введен в ходе налоговой реформы с 2003 года. Он так же, как и налог на имущество организаций является региональным, т.е. все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это постоянный и ежегодно увеличивающийся источник пополнения бюджета. Ведь в последние годы в десятки раз выросло не только количество собственников автомобилей, но также обладателей водных и воздушных видов транспорта.

     Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

     Сумма налога для физических лиц исчисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

     Физические лица уплачивают транспортный налог в соответствии с налоговым уведомлением, направляемым налоговым органом.

     С 1 января 2011 года транспортный налог так же, как и земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

Таблица № 2

 Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу

Объект налогообложения

Налоговая база

Транспортные средства, имеющие  двигатели, кроме воздушных

Мощность двигателя транспортного  средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для  которых определяется тяга реактивного  двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного  двигателя на взлетном режиме в земных условиях, в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых  определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых  тоннах

Прочие водные и воздушные транспортные средства

Единица транспортного средства


 

Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место  нахождения на территории данного субъекта РФ. Если в собственности налогоплательщика  несколько транспортных средств, зарегистрированных в разных регионах Росси, то транспортный налог следует исчислять не одной  суммой, а по каждому региону отдельно. И зачисляться он будет, соответственно, в разные бюджеты.

Ставки налога, действующие в  период с 01.01.2010 по 31.12.2010 года для автовладельцев Свердловской области 

Таблица № 3

Наименование объекта налогообложения  

Налоговая ставка (в рублях за 1 лошадиную  силу),

2010 год

Автомобили легковые с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

12,6

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

26,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

41,1

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

61,2

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

120,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

4,9

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

10,6

свыше 35 л.с. до 36 л.с. (свыше 25,74 кВт до 26,47 кВт) включительно

10,6

свыше 36 л.с. (свыше 26,47 кВт)

35,5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

36,0

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

65,1

Автомобили грузовые с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

24,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

39,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

50,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

65,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

67,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной  силы)

17,8

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

20,0

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

39,8


 

 

Если Вы не получили налоговое уведомление  и квитанцию на уплату налога, то можете самостоятельно рассчитать налог  по формуле:

{Мощность автомобиля Х налоговая  ставка (из таблицы) Х количество  месяцев владения} : 12 = Сумма налога к уплате (руб.).

     Льготы по транспортному налогу в соответствии с Областным законом от 29.11.2002 N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" (с изм. от 18.10.2010) имеют следующие категории граждан:

    Освобождаются от уплаты транспортного налога:

организации и граждане, на которых  зарегистрированы автобусы, соответствующие  требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, - за каждый такой зарегистрированный на них  автобус;

Транспортный налог в размере 35 процентов суммы исчисленного налога уплачивают:

1) один из родителей или иной  законный представитель, воспитывающий  ребенка-инвалида, - за один зарегистрированный  на него легковой автомобиль  с мощностью двигателя до 100 лошадиных  сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с  мощностью двигателя до 36 лошадиных  сил (до 26,47 киловатт) включительно;

2) пенсионеры - за один зарегистрированный  на них легковой или грузовой  автомобиль с мощностью двигателя  до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер  с мощностью двигателя до 36 лошадиных  сил (до 26,47 киловатта) включительно;

3) инвалиды - за один зарегистрированный  на них легковой автомобиль  с мощностью двигателя до 100 лошадиных  сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с  мощностью двигателя до 36 лошадиных  сил (до 26,47 киловатта) включительно.

Рис. 5 Динамика поступлений земельного налога с физических лиц, млрд.руб  рис.2

- www.nalog.ru

3. Проблемы налогообложения имущества   физических лиц в РФ и пути  их решения

 

С налогообложением имущества  связаны значительные сложности  как экономического, так и политического  характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как  таковых (участков земли со всеми  неотделимыми от нее элементами), а  рынок отдельных элементов объекта  недвижимости – квартир, офисов, складских  помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка  ограничен с точки зрения как  административных, так и экономических  барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.

Проблемы налогообложения  земли: проведенная кадастровая  оценка земель незаконна, фактически отсутствует  рынок земли, проблемы администрирования  данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми  затратами, наличие значительного  числа земельных участков, которые  не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших  государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

Проблемы налогообложения  имущества физических лиц: многие объекты  имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества  физических лиц, которая является налоговой  базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества  ввиду того, что используемая в  настоящее время органами технической  инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

Законодательство в сфере  налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов и  иных нормативно правовых актов, посредством  которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, налогообложение осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный  источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением  и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской  инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.

Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения  и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется  это имущество или нет.

Проблемы налогового законодательства в части имущественных налогов  можно условно разделить на несколько  групп. Во-первых, это неурегулированность вопросов массовой оценки, и самое главное, оформление прав собственности, имущества и земли, несовершенство системы администрирования имущественных налогов и отсутствие системы контроля за их уплатой, неравномерность поступления доходов от имущественных налогов. И, наконец, это отсутствие стимулов к проведению инвентаризации и составлению реестров имущества органами местного самоуправления.

Второй по значению налог с населения  — налог на имущество физических лиц — играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к наполнению богатства. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев частично «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

В настоящее время к числу  взимаемых в Российской Федерации  с физических лиц имущественных  налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных  налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым  и регулируется налогообложение  населения. Отметим, что по двум первым налогам готовятся серьезные  изменения.

Транспортный налог  - региональный налог. Исходя из вышеизложенного, следует заметить что значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу – территориальных дорожных фондов), а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством). Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования налога существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в статье 359 Налогового Кодекса РФ.  
     Подытоживая, следует сказать, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики. 

     В стадии наибольшей проработки находится проект введения единого налога на недвижимость. Как известно, сейчас предприятия и население платят два налога - на имущество и на землю. База для начисления налога на имущество, которым владеет население, - инвентаризационная (восстановительная) стоимость объекта с учетом износа. Максимальная ставка - 2%, налог поступает в муниципальные бюджеты.

Земельный налог также находится  в компетенции муниципальных  образований. Он рассчитывается для  юридических и физических лиц  исходя из кадастровой стоимости  участка по максимальной ставке 1,5%, за исключением земель сельхозназначения и занятых жилым фондом (0,3%).

Идея единого налога на недвижимость заключается в объединении имеющихся  двух налогов. Они будут регулироваться в рамках установленных Налоговым  кодексом (НК) границ местными бюджетами  и поступать исключительно туда.

     Большинство экспертов в области налогового права считают идею объединения правильной. Что такое недвижимость? Это объект, прочно связанный с землей. Переместить здание с места на место без нанесения ему ущерба невозможно. Поэтому логика заложена верная - все, что связано с землей, должно быть единым объектом налогообложения.

     Представляется вполне разумным и экономический эффект новации: один налог администрировать проще и экономичнее, чем два.

В теории при реализации этой концепции  должен проявиться и принцип социальной справедливости. Базой для расчета налога станет не инвентаризационная, а рыночная стоимость объекта, которая зависит и от площади, и от месторасположения, и от времени постройки. Соответственно, владельцы более дорогого элитного жилья начнут платить больше. Насколько больше - зависит от того, как посчитать рыночную стоимость.

     Первый вариант поправок в НК был разработан в 2004 году и даже прошел первое чтение в Госдуме. Тогда и стало понятно: без серьезной работы над методикой оценки, без постановки на учет всей недвижимости и земли закон принимать нельзя.

     В 2008 году с вступлением в силу закона о государственном кадастре недвижимости началась разработка методики массовой оценки недвижимости и земельных участков, а также формирование единого кадастра объектов недвижимости на территории страны. Согласно плану реформы, методика должна быть готова  до конца 2011-го Росреестр оценит на ее основе все объекты капитального строительства, а в 2012 году правительство внесет проект изменений НК в Думу. Однако, как недавно заявил СМИ заместитель министра финансов Сергей Шаталов, в сроки, вероятно, уложиться не удастся, поэтому рассмотрение законопроекта начнется не раньше 2013 года.

     В рамках реформы были проведены эксперименты в нескольких российских городах, например в Твери и Нижнем Новгороде. Как выяснилось, коэффициент погрешности при оценке жилой недвижимости составил 30%, коммерческой - 100%. И это, заметьте, в городах, где совершается немало сделок на рынке недвижимости и есть база, от которой можно оттолкнуться. А как достоверно оценить рыночную стоимость недвижимости в глубинке, где дома продаются редко? Кроме того, надо учесть, что зафиксированная в сделке купли-продажи цена не всегда реальна. Как известно, по нашему законодательству, если собственник владел квартирой менее трех лет и решил ее продать, он должен заплатить НДФЛ с суммы, превышающей 1 млн рублей. Естественно, люди не хотят переплачивать и показывают стоимость продаваемого жилья в 999 тыс. рублей. И вместо 3 млн рублей в статистике фигурирует именно эта сумма.

     Много споров вызывает и методика расчета налога, от которой также будет зависеть уровень налоговых платежей для населения. В первоначальном варианте проекта предполагалось считать так: рыночная стоимость объекта умножается на коэффициент 0,8. С полученной суммы рассчитывается налог по ставке от 0,1 до 1% на усмотрение муниципалитета. При этом применяется налоговый вычет в размере 5 кв. метров.

     Сейчас появились два новых документа, которые разрабатывают Минфин и Минэкономразвития. Минфин предполагает идти по простой схеме: рыночная стоимость объекта облагается налогом по единой и очень низкой ставке 0,1%, при этом муниципалитетам будет дано право еще и уменьшать ее. Директор группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин считает, что такой вариант прозрачен, справедлив и понятен.

    Минэкономразвития предлагает сделать ставку налога выше, в диапазоне 1 - 2%, но ввести необлагаемый налогом минимум: для квартир - 55 кв. метров, для индивидуальных домов - 6 соток земельного участка или 200 кв. метров. Другой вариант - денежный вычет. Пока в дискуссиях фигурирует цифра 3 млн рублей, то есть средняя стоимость средней квартиры в средних городах. По этой схеме, облагаться налогом будет только сумма сверх 3 млн рублей. И у этой модели тоже есть сторонники.

    От того, какую методику оценки примут за основу, и будет зависеть сумма налога. Но она в любом варианте вырастет. Так, сегодня за трехкомнатную хрущевку в центре Екатеринбурга площадью 60 кв. метров и стоимостью на рынке в среднем 3,5 млн рублей владелец платит около 300 - 400 рублей. А придется, по нашим расчетам, - от 2500 до 5800 рублей.

     С одной стороны, сегодня сумма налога на имущество физических лиц и организаций действительно несущественна, уровень его собираемости крайне низок, что не лучшим образом сказывается на доходах муниципальных бюджетов.   
     Перед тем, как повышать налог, надо навести порядок: создать кадастр, найти все объекты, с которых просто не выплачиваются налоги, свести все данные в одну базу. И если навести этот порядок, значение налога в бюджете резко возрастет. Вот тогда и надо смотреть, как его устанавливать и рассчитывать.

     Реализация новой системы налогообложения недвижимости потребует масштабного вторжения в сферу частной жизни граждан. Между тем в любой методике весьма сложно учесть все многообразие факторов, влияющих на реальную рыночную стоимость объекта. Иногда владение дорогостоящим объектом недвижимости еще не свидетельствует о фактической «налогоспособности» плательщика. В этом случае взимание налога будет продуцировать конфискационный эффект. Второй фактор - неразвитость инструментов альтернативных инвестиций в России, таких как паевые фонды, ценные бумаги. У нас нередко недвижимость выступает как объект, обеспечивающий сохранность произведенных в течение всей жизни накоплений. В условиях кризисов многим представителям старшего и среднего поколения недвижимость может казаться единственным объектом, достойным значительных инвестиций. В этих условиях посягательство со стороны государства может вызывать волну возмущения. Не надо забывать и о том, что в условиях глобализации любые новации, направленные на повышение налогообложения, способны привести к усилению оттока не только крупных, но и средних и даже небольших капиталов.

Подытоживая, следует сказать, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики. 

 

Основные направления  налоговой политики на 2010-2012 года

 

Минфином Российской Федерации  были разработаны основные направления  налоговой политики на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов в  рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период.

Важные изменения ожидают  также налог на имущество физических лиц. Основными направлениями налоговой  политики на 2009 - 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

- разработка и принятие  нормативных правовых актов в  связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (2008 - 2012 годы);

- принятие федерального  закона "О внесении изменений  в Федеральный закон "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации", предусмотренного  проектом № 445126-4;

- разработка нормативных  правовых актов в целях реализации  положений Федерального закона "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);

- информационное наполнение  кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений  из Государственного земельного  кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);

- определение эффективной  налоговой ставки и налоговых  льгот для исчисления местного  налога на недвижимость и подготовка  проекта поправок Правительства  Российской Федерации к проекту  Федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка  определения налоговой базы, в  качестве которой должна выступать  кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

При этом в настоящее время  законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой  стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой  оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как  методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой  оценки недвижимости, проведение работ  по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

На данный момент единый налог на недвижимость еще не введен в действие. Прежде всего, это связано  с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно  только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой  нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.

Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая  существенно выше инвентаризационной, что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан  с невысоким достатком.

 

Заключение

 

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог – одновременно экономическое, хозяйственное и  правовое явление реальной жизни. Выделение  финансовой науки в самостоятельную  позволило ей обосновать необходимость  взимания налогов, сформулировать определение  налога, словом, выяснить экономическую  природу налога.

И все же, существует множество взглядов на сущность налога. Уральская финансовая школа дает следующее определение: «Налоги – это денежные отношения, по средствам которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения своих функций. Экономическая сущность налогов заключается в относительно безвозмездном изъятии части ВВП в пользу государства в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов».

После введения в действие части I Налогового кодекса Российской Федерации, научная дискуссия об определении сущности налогов в российской экономической литературе несколько поутихла. Вот какое определение дается в НК РФ:

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Превращение налогов в главный  источник государственных доходов  поставило задачу и создало возможность  исследования источников и принципов  налогообложения. Для эффективного функционирования налоговой системы  каждый отдельный налог должен соответствовать  основным принципам налогообложения.

Многообразие существующих налогов  вызывает необходимость их классификации  на определенной основе: по субъекту налогообложения; по ставкам; по способу обложения  и изъятии; по порядку уплаты; по территории охвата; по порядку использования  государством полученных сумм. Изучение классификационных признаков налогов  позволяет более грамотно подходить  к изучению специфики исчисления и уплаты конкретных налогов.

Из множества налогов Российской Федерации рассмотрим лишь один –  налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц  является основным гарантированным  источником доходов бюджета местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянством местоположения, и их юридически легко фиксировать; они используются на развитие городской  инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.

Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения. На этом перемены не закончились, с 2005 года предполагается ввести в действие главу Кодекса, регулирующую уплату налога на имущество физических лиц.

Налоговой базой должна стать стоимость  недвижимого имущества, определяемая по специальной методике оценки имущества, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Предельная ставка предложена в размере 0,1 % против 2 % в соответствии с действующим законодательством. Учитывая, что этот налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых Кодексом, предполагается ограничить и распространить на узкий  круг имущества, принадлежащего отдельным  категориям физических лиц (инвалидам, участникам войны и некоторым  другим).

Налог на имущество физических лиц  затрагивает каждого человека, имеющего недвижимое имущество. Именно поэтому  так важно узнать все об этом налоге, знать свои права и обязанности  по уплате, а также о возможных  льготах.

 

 

Список литературы

 

  1. Статистические сборники за 2009 и 2010 года.
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Инструкция МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г.)
  5. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
  6. Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение. - М.: «ИНФРА-М», 2007.
  7. Сервер Госкомстата РФ http://www.gks.ru
  8. Официальный сервер Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru.
  9. Сервер налоговой службы России http://www. nalog.ru
  10. Сервер налоговой службы свердловской области

http://www. r66.nalog.ru

  1. Сервер новостей http://www.adnews.ru
  2. http://www.allmedia.ru.
  3. http://www.rian.ru.

14. Астапов К. Л. О реформе налоговой политики. // Финансы. – 2008. – № 10. – С. 29 – 31.

15. Большаков Н.С. Необходимость совершенствования бюджетной системы. // Финансы. – 2008. – № 7. – С. 19 – 20.

16. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на имущество предприятий. Профессиональный комментарий. – Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. – 566 с.

17. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. – 2009. – № 2. – с. 96 – 108.

18. Волковский В.И. Основы налогообложения и гражданского права. – М.: Контур, 2008. – 624 с.

19. Дмитриева Н.Г, Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 512 с. (Серия Высшее образование).

20. Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики. // Финансы. – 2008. – № 8. – С. 23 – 26.

21. Кисилевич Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учеб. пособие. – 2007. – 312 с.

22. Мандрица В.М. Финансовое право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.

23. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. Н.В. Миляков // М.: ИНФРА-М, 2007 – 509 с. 30.

24. Назаров А.И. Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета. // Финансы. – 2007. – № 10. – С. 37 – 38.

25. Петрова Г.В. Налоговое право – М: Норма, 2008. – 271 с.

26. Пушкарева В.М. Налоговая реформа как фактор рыночного развития. // Финансы. – 2007. – № 11. – С. 34 – 37.

27. Тарасова В.Ф., Савченко Т.В. Налоги и налогообложение, учебное пособие. – М.: Конорус, 2007. – 288 с.

28. Трубицина Н. Налог там, - где доход. // Экономика и жизнь. – 2007. – № 15. – С.

29. Харченко О.Н. Налоги. Практикум: учебное пособие. – М.: Конорус, 2009. – 240 30. Химичева Н.И. Налоговое право. – М.: Издательство БЕК, 2009. – 335 с.

31. Черник Д.Г. Налоги. // Финансы. – 2007. – № 3 – С. 24 – 26.

32. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2009. – 429

 

 

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц: современная организация, проблемы, пути решения