Целенаправленная налоговая политика
в значительной степени зависит
от знания работниками, ответственными
за исчисление и уплату налогов, того,
какие налоги, в какие сроки и куда необходимо
уплатить, от умения этих работников разбираться
в существующих законных способах снижения
налоговых выплат. Знание налогового права
и текущего налогового законодательства
позволяет осуществлять грамотное планирование
налоговых платежей и доходов.
Налоговое планирование в общем смысле
представляет собой реализацию налогоплательщиком
права использования всех возможных средств
для уменьшения возложенного на него государством
налогового бремени, основывающуюся на
принципах законности, оперативности
и оптимальности. Соблюдение этих принципов
предопределяет характер и содержание
предпринимательской деятельности, создает
предпосылки для эффективной работы предприятия
и уменьшает возможность возникновения
ответственности за налоговые правонарушения.
Принцип законности выделяется в качестве
основополагающего. Имеется в виду
неукоснительное и строгое соблюдение
требований налогового законодательства
при определении налоговых обязательств
предприятия, исчислении и уплате налогов.
В связи с принятием и введением в действие
части первой Налогового кодекса, ответственность
за налоговые правонарушения рассматривается
как самостоятельный вид юридической
ответственности. Налоговым правонарушением
признается виновно совершенное противоправное
(в нарушение законодательства о налогах
и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента
и иных лиц, за которое Налоговым кодексом
установлена ответственность. За нарушение
законодательства о налогах и сборах должностные
лица могут нести налоговую, административную
или уголовную ответственность.
Принцип оперативности налогового
планирования заключается в том,
что разработанная предприятием
налоговая политика должна оперативно
корректироваться с учетом всех изменений
в действующей системе налогообложения.
При этом могут корректироваться не только
основные направления налоговой политики,
но и виды хозяйственных операций, а также
направления всей хозяйственной деятельности.
Особенности российской политической
и экономической системы - ее нестабильность,
непредсказуемость, противоречивость
принимаемых органами государственной
власти законов и решений, в том
числе и в сфере налогообложения.
Поэтому предприятиям необходимо учитывать
такой вероятный фактор, как налоговые
риски. Налоговые риски могут быть связаны
с изменениями в налоговой политике, введением
новых видов налогов и сборов, изменением
налоговых ставок и штрафных санкций,
отменой налоговых льгот.
Предприятия, исходя из принципа оперативности
налогового планирования, должны учитывать
возможные не только внешние изменения,
но и внутренние, которые могут
коренным образом повлиять на его
налоговую политику.
Сущность принципа оптимальности
налогового планирования в том, что использование
механизмов, уменьшающих размеры налоговых
обязательств, не должно приводить к ущербу
интересам собственников предприятия
и стратегическим целям развития. Один
из главных вопросов налогового планирования
- поддержание оптимального соотношения
между налоговыми платежами и той частью
прибыли, которая остается в распоряжении
предприятия для осуществления инвестирования
и обеспечения финансовой устойчивости.
Таким образом, налоговое планирование
является важнейшей составной частью
налоговой политики предприятия.
1.3 Оценка эффективности налоговой стратегии
предприятия
Необходимость,
целесообразность проведения тактических
налоговых мероприятий возникает
в основном у предприятий, налоговая
нагрузка на которые превышает 30% в добавленной
стоимости выпущенной продукции. Такая
фискальная нагрузка на промышленные
предприятия не позволяет осуществлять
цикл воспроизводства продукции в полном
объеме, т.к. отчисления в государственный
бюджет начинают производиться не только
за счет прибыли, но и за счет ресурсов
на замещение физически и морально устаревших
технологий, а также значительными изъятиями
из бюджетов домашних хозяйств. Достижение
поступательного развития экономики,
НТП в связи с этим становится возможно
лишь при условии привлечения дополнительных
денежных ресурсов со стороны. А учитывая
неразвитость рыночной инфраструктуры,
инвестиционного климата, привлечение
инвестиций хозяйственными субъектами
и домашними хозяйствами происходит, за
редким исключением, за счет государства
(например, посредством завышения отпускных
цен предприятий ВПК, образования кредиторской
задолженности, многочисленности льгот
и т.п.). Следствием этого является асимметричная
структура российской экономики с гипертрофированной
ролью государства во всех сферах экономики.
Для достижения большей степени свободы,
независимости от воли отдельных государственных
чиновников руководству и собственникам
промышленных предприятий необходимо
задуматься о построении адекватной сегодняшним
реалиям системы налогового учета и контроля,
способных уменьшить негативные последствия
высокой налоговой нагрузки. Отсюда учет
налоговых изъятий при составлении тактических
планов - насущная необходимость[18,С.67].
Оценка эффективности
разработанной налоговой стратегии является заключительным
этапом стратегического налогового планирования
на предприятии и проводится по следующим
основным параметрам:
- согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;
- согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;
- внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;
- реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;
- приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);
- результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегии может быть проведена прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии - рост деловой репутации предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др. [2,С.80]
Перечень налогов, сроки выплат, методы
исчисления и применения льгот, мероприятия
по налоговой минимизации, основные участники,
их роли и положение, аппарат и инструментарий,
необходимые для осуществления процедур
оптимизации налогового портфеля, финансовые,
материальные, технические и человеческие
ресурсы закрепляются в сводном документе
-- налоговом плане, составление которого
является третьим этапом налогового планирования.
Налоговый план
- это заранее разработанная система
мероприятий оперативного, тактического и стратегического уровней,
предусматривающая цели, содержание, сбалансированное
взаимодействие ресурсов, объем, методы,
последовательность и сроки выполнения
намеченных налоговых нововведений.
Налоговый план,
с одной стороны, является неотъемлемой
частью финансового плана (бюджета)
предприятия, он должен содержать, в конечном
итоге, график оптимизированных налоговых
платежей, которые в финансовом плане
признаются расходами организации. Кроме
того, налоговый план в определенной мере
взаимодействует с планом маркетинга
(например, в части предпочтительности
маркетинговой экспансии в регионы с наиболее
благоприятным режимом налогообложения),
капиталовложений и НИОКР. С другой стороны,
налоговый план - это самостоятельный
документ, регулирующий управленческую
деятельность по оптимизации налоговых
изъятий в государственный бюджет с предприятия.
Реализация
мероприятий, закрепленных в налоговом
плане - четвертый этап процедуры налогового планирования,
- должна контролироваться по мере выполнения
предусмотренных шагов и действий, расхождения
между планируемыми и достигнутыми фактическими
результатами подлежат обязательному
анализу, на основании которого выявляются
причины возникших несоответствий, после
чего в налоговом плане производятся необходимые
корректировки, призванные учесть негативные
моменты в будущем.
1.4 Определение налоговой
нагрузки предприятия
Налоговое планирование
- это допустимые законом средства,
приемы и способы для максимального
сокращения налоговых обязательств,
планирование финансово - хозяйственной деятельности организации
с целью минимизации налоговых платежей[3,C.33].
Под налоговым
планированием так же понимают выбор
хозяйствующим субъектом вариантов
различных правовых конструкций (системы
налогообложения, вида договора, учетной
политики и др.) с целью снижения налоговой
нагрузки.
Дистанция между
существующей и критической налоговой
нагрузкой вынуждает налогоплательщиков
анализировать действующую систему
налогообложения. В этой связи под
налоговым планированием следует
понимать способ выбора оптимального сочетания
инструментов, снижающих налоговую нагрузку
в рамках действующего налогового законодательства,
учитывая существующие возможности в
процессе управления налоговыми платежами.
Практика становления
и развития налоговой системы, как в зарубежных странах, так и
в России показывает, что введение новых
налогов или изменение порядка уплаты
действующих автоматически вызывает ответную
реакцию налогоплательщиков, направленную
на снижение налоговой нагрузки.
Данная зависимость
имеет объективные причины существования, среди
которых можно выделить две, наиболее
значимые:
- чем меньше
сумма налогов, тем больше финансовых
ресурсов остается в распоряжении
налогоплательщиков;
- чем ближе
к установленному сроку платежа
уплачены налоги, тем дольше денежные средства находятся в
обороте хозяйствующих субъектов[4].
Как результат,
снижение налоговой нагрузки оказывает
прямое влияние на увеличение прибыли
и финансовых ресурсов налогоплательщика.
Поэтому можно
говорить о необходимости анализа
уровня налоговой нагрузки в процессе налогового
планирования.
Категория «налоговая
нагрузка» по-разному трактуется
представителями экономической
мысли.
Так, под налоговой
нагрузкой, очень часто, подразумевается
соотношение суммы уплаченных налогов
и оборота (выручки) организации.
Так же термин «налоговая
нагрузка» трактуется как «совокупность
инструментов государства, позволяющих
ему конкретизировать общее бюджетное
решение о совокупном объеме доходов,
обеспечивающих необходимые расходы
общественного сектора».
Налоговая нагрузка так же понимается
как «обобщенная количественная и качественная
характеристика влияния обязательных
платежей в бюджетную систему Российской
Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков».
В целом, совокупная
налоговая нагрузка характеризует долю налоговых
платежей в совокупных доходах налогоплательщика
и может быть определена следующим образом:
Совокупная
налоговая нагрузка = Доходы / Совокупные
налоговые платежи x 100%.
На текущий
момент предприятиям и организациям
в части оценки налоговой нагрузки,
предложены следующие показатели, позволяющие
получить наиболее обобщенную характеристику
эффективности избранной налоговой политики:
- доля налогов в выручке - сумма всех начисленных налогов / выручка;
- доля налогов в активах - сумма всех начисленных налогов / активы;
- доля налогов в себестоимости - сумма всех начисленных налогов / себестоимость и т.д.[5]